Галерея ветеранов труда

Стро­итель­ный кол­ледж № 26

Го­сударс­твен­ное об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния «Стро­итель­ный кол­ледж № 26» соз­да­но на ос­но­вании пос­та­нов­ле­ния Пра­витель­ства Моск­вы от 19.10.2004 г. № 3724-ПП «Об учас­тии ор­га­нов ис­полни­тель­ной влас­ти го­рода Моск­вы, объ­еди­нений проф­со­юзов и ра­бото­дате­лей в раз­ви­тии уч­режде­ний сред­не­го и про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с уче­том пот­ребнос­ти эко­номи­ки го­рода в ква­лифи­циро­ван­ных кад­рах» и при­каза Де­пар­та­мен­та го­рода Моск­вы от 01.10.2004 г. № 785 «О ре­ор­га­низа­ции Го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния Про­фес­си­ональ­но­го учи­лища № 49, Го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния Про­фес­си­ональ­но­го учи­лища № 88, Го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния Про­фес­си­ональ­но­го ли­цея № 304, Го­сударс­твен­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния Кол­ледж го­родс­кой инф­рас­трук­ту­ры, эко­номи­ки и пра­ва» в ре­зуль­та­те ре­ор­га­низа­ции пу­тем сли­яния (при­со­еди­нения, пре­об­ра­зова­ния) ука­зан­ных об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний и яв­ля­ет­ся их пра­воп­ре­ем­ни­ком по всем пра­вам и обя­зан­ностям.

Юрий Пет­ро­вич Ко­карев

Ди­рек­тор кол­леджа

В Стро­итель­ном кол­ледже № 26 во всем чувс­тву­ет­ся хо­рошо от­ла­жен­ное хо­зяй­ство, спо­кой­ная де­ловая ат­мосфе­ра. Ди­рек­тор кол­леджа Юрий Пет­ро­вич Ко­карев, зас­лу­жен­ный учи­тель шко­лы Рос­сий­ской Фе­дера­ции, — че­ловек при­вет­ли­вый и свет­лый. Он ру­ково­дит од­ним из круп­ней­ших об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний на­чаль­но­го и сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы.

Пред­ло­жение возг­ла­вить ог­ромный кол­лектив пре­пода­вате­лей и сту­ден­тов, вклю­ча­ющий шесть струк­турных под­разде­лений, ста­ло серь­ез­ным ис­пы­тани­ем спо­соб­ности Ю. П. Ко­каре­ва к при­нятию са­мос­то­ятель­ных ре­шений. И эк­за­мен от­ветс­твен­ностью он вы­дер­жал.

Са­ма сис­те­ма про­фоб­ра­зова­ния не бы­ла для Юрия Пет­ро­вича чу­жой — с ней бы­ла свя­зана юность, го­ды уче­бы. Имен­но здесь про­шел он путь от мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения до ди­рек­то­ра. Пер­вые го­ды ра­боты во вновь ор­га­низо­ван­ном об­ра­зова­тель­ном уч­режде­нии по­каза­ли, что ди­рек­тор Стро­итель­но­го кол­леджа № 26 от­лично справ­ля­ет­ся с пос­тавлен­ны­ми Пра­витель­ством Моск­вы и Де­пар­та­мен­том об­ра­зова­ния за­дача­ми. Ему как уме­лому ру­ково­дите­лю уда­ет­ся ус­пешно ре­шать слож­ные эко­номи­чес­кие и фи­нан­со­вые проб­ле­мы, обес­пе­чивать ка­чест­вен­ный учеб­ный и вос­пи­татель­ный про­цесс.

Под ру­ководс­твом Ю. П. Ко­каре­ва кол­ледж стал од­ним из ве­дущих об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Моск­вы. Кол­лекти­вом кол­леджа под­го­тов­ле­но бо­лее 7 ты­сяч ра­бочих и спе­ци­алис­тов для стро­итель­но­го комп­лек­са го­рода. Вы­пуск­ни­ков кол­леджа от­ли­ча­ет уни­вер­саль­ность зна­ний, так как об­ра­зова­тель­ные прог­раммы, ре­али­зу­емые в учеб­ном за­веде­нии, но­сят прак­ти­ко-ори­ен­ти­рован­ный ха­рак­тер, что поз­во­ля­ет мо­лодым лю­дям уме­ло кон­ку­риро­вать на рын­ке тру­да и ус­пешно стро­ить карь­еру.

Прек­расно по­нимая, как важ­но вы­пуск­ни­кам об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния най­ти ра­боту с дос­той­ной оп­ла­той, Ю. П. Ко­карев уде­ля­ет ог­ромное вни­мание раз­ви­тию со­ци­аль­но­го парт­нерс­тва с ве­дущи­ми предп­ри­ятиями стро­итель­но­го комп­лек­са Моск­вы.

Кол­ледж, ко­торым ру­ково­дит Юрий Пет­ро­вич Ко­карев, поль­зу­ет­ся доб­рой ре­пута­ци­ей как учеб­ное за­веде­ние, ко­торое в те­чение 17 лет осу­щест­вля­ет пос­то­ян­ное шефс­тво над ве­тера­нами вой­ны и тру­да. Кол­лектив кол­леджа тру­дит­ся под де­визом: «Нель­зя вдох­новлять че­лове­ка на под­виг, не ува­жая под­ви­га уже со­вер­шенно­го». В 2005 го­ду, про­дол­жая тра­диции граж­данс­ко-пат­ри­оти­чес­ко­го вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния, кол­лектив Стро­итель­но­го кол­леджа № 26 под ру­ководс­твом ди­рек­то­ра выс­ту­пил с об­ра­щени­ем по под­го­тов­ке дос­той­ной встре­чи 65-ле­тия По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не. Дан­ное об­ра­щение и прак­ти­чес­кая по­мощь ве­тера­нам, по­ис­ко­вая ра­бота, шефс­тво над па­мят­ни­ками и ме­мори­аль­ны­ми зна­ками Оте­чест­ва — сос­тавля­ющие сис­те­мы граж­данс­ко-пат­ри­оти­чес­ко­го вос­пи­тания под­раста­юще­го по­коле­ния бы­ли под­держа­ны и ре­комен­до­ваны к расп­рос­тра­нению в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях го­рода Моск­вы и Рос­сии Де­пар­та­мен­том об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы и Все­рос­сий­ским Со­ветом ве­тера­нов вой­ны и тру­да.

В 2006 го­ду кол­лектив кол­леджа выс­ту­пил с ини­ци­ати­вой по со­вер­шенс­тво­ванию ин­терна­ци­ональ­но­го вос­пи­тания обу­ча­ющих­ся в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях сто­лицы, ко­торая так­же бы­ла под­держа­на Де­пар­та­мен­том об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы и Все­рос­сий­ским Со­ветом ве­тера­нов вой­ны и тру­да и ре­комен­до­вана к расп­рос­тра­нению в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях Рос­сии.

Вы­пол­няя важ­ней­шую со­ци­аль­ную за­дачу, кол­ледж в пол­ной ме­ре обес­пе­чива­ет рав­ный дос­туп к ка­чест­вен­но­му об­ра­зова­нию де­тям с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья. В кол­ледже обу­ча­ет­ся 280 де­тей-си­рот и де­тей, ос­тавших­ся без по­пече­ния ро­дите­лей, из ко­торых 223 че­лове­ка про­жива­ют в об­ще­жити­ях кол­леджа. Про­цесс ин­тегра­ции 81 под­рост­ка с ог­ра­ничен­ны­ми воз­можнос­тя­ми здо­ровья, ко­торые обу­ча­ют­ся се­год­ня в кол­ледже, под­держан со­ци­аль­но-пси­холо­гичес­ким соп­ро­вож­де­ни­ем.

Пе­ред кол­лекти­вом сот­рудни­ков ди­рек­тор чет­ко обоз­на­чил глав­ные це­ли: «Мы обя­заны не толь­ко обу­чать, но и за­ботит­ся о том, что­бы обу­ча­ющиеся по­выша­ли свой ин­теллек­ту­аль­ный уро­вень, са­мосо­вер­шенс­тво­вались, вы­рас­та­ли ис­тинны­ми пат­ри­ота­ми сво­ей Ро­дины». Са­мого Юрия Пет­ро­вича Ко­каре­ва от­ли­ча­ют вы­сокая тре­бова­тель­ность к се­бе и ок­ру­жа­ющим, твор­ческое, вдум­чи­вое от­но­шение к тру­ду, вы­держ­ка, эру­диция, ини­ци­ати­ва, энер­гия.

Что да­ет че­лове­ку чувс­тво общ­нос­ти со сво­им вре­менем, его из­менчи­вым пуль­сом? На­вер­ное, уме­ние ви­деть даль­ше си­юми­нут­ных обс­то­ятель­ств, собс­твен­ни­чес­ких ин­те­ресов. Эти ка­чест­ва поз­во­ля­ют Юрию Пет­ро­вичу возг­лав­лять не толь­ко Стро­итель­ный кол­ледж № 26, но и Со­вет ди­рек­то­ров стро­итель­ных кол­леджей Де­пар­та­мен­та об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы.

Юрий Пет­ро­вич Ко­карев яв­ля­ет­ся ла­уреатом пре­мии Пра­витель­ства РФ в об­ласти об­ра­зова­ния и наг­ражден ор­де­ном Друж­бы, ме­даля­ми «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы» и «Ве­теран тру­да».

Иван Ива­нович Аве­рин

За­мес­ти­тель ди­рек­то­ра кол­леджа

Уже не од­но де­сяти­летие тру­дит­ся в Стро­итель­ном кол­ледже № 26 Иван Ива­нович Аве­рин. Сей­час он возг­лав­ля­ет струк­турное под­разде­ление № 4.

Его по пра­ву мож­но наз­вать ли­дером сво­его кол­лекти­ва. И. И. Аве­рин су­мел про­дол­жить и ук­ре­пить луч­шие тра­диции, за­ложен­ные его пред­шест­вен­ни­ками. Че­ловек ум­ный, не­зави­симый, во­левой и це­ле­уст­рем­ленный, он стре­мит­ся соз­дать на­ибо­лее бла­гоп­ри­ят­ные ус­ло­вия ра­боты для пе­даго­гов и мас­те­ров, вни­матель­но от­но­сит­ся к их нуж­дам, про­яв­ля­ет по­ис­ти­не оте­чес­кую за­боту о сту­ден­тах. И это вов­се не слу­чай­но.

Мно­го лет то­му на­зад, в 1969 го­ду, он, тог­да еще мо­лодой па­ренек из се­ла Па­нино Ли­пец­кой об­ласти, при­ехал в Моск­ву. Сто­лица по­кори­ла его сра­зу и бе­зого­вороч­но, зах­ва­тила все мыс­ли и чувс­тва. Мно­голюд­ный, нем­но­го су­ет­ли­вый го­род, слов­но маг­нит, при­тяги­вал сво­ей кра­сотой, не­обык­но­вен­ны­ми ар­хи­тек­турны­ми па­мят­ни­ками, бо­гатей­шей ис­то­ри­ей. Мысль о том, что и он смо­жет внес­ти свою леп­ту в стро­итель­ство Моск­вы, вы­зыва­ла чувс­тво гор­дости. На­вер­ное, имен­но по­это­му он пос­ту­пил учить­ся в Про­фес­си­ональ­ное учи­лище № 49. Это бы­ло на­чалом но­вой, са­мос­то­ятель­ной жиз­ни, сво­еоб­разной «пу­тев­кой» в не­ведо­мое, но та­кое при­тяга­тель­ное бу­дущее.

А жизнь в те го­ды прос­то ки­пела вок­руг мо­лодых лю­дей: ин­те­рес­ная уче­ба, ув­ле­катель­ные по­ходы, кон­курсы, ком­со­моль­ские соб­ра­ния, об­ще­ние в сту­ден­ческом об­ще­житии, а са­мое глав­ное, пос­ти­жение про­фес­си­ональ­но­го мас­терс­тва — все это ос­та­вило не­забы­ва­емые вос­по­мина­ния, по­мог­ло твер­до встать на но­ги, спо­собс­тво­вало фор­ми­рова­нию осо­бого ха­рак­те­ра, ко­торый впос­ледс­твии и по­могал И. И. Аве­рину пре­одо­левать труд­ности. Но, по­жалуй, са­мое глав­ное, че­му Иван Ива­нович на­учил­ся в те да­лекие го­ды, — от­ветс­твен­ности за де­ло, ко­торо­му слу­жишь.

Даль­ше бы­ли го­ды уче­бы в Мос­ковс­ком пе­даго­гичес­ком тех­ни­куме, Стро­итель­ном инс­ти­туте, Мос­ковс­кой ака­демии предп­ри­нима­тель­ства.

В сво­ей про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти Иван Ива­нович про­шел нес­коль­ко эта­пов: от прос­то­го сто­ляра в мас­терс­кой до мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения, ру­ково­дите­ля под­разде­ления по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте и, на­конец, до за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра кол­леджа. И все эти сту­пень­ки про­фес­си­ональ­но­го рос­та он пре­одо­левал в рам­ках од­но­го об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния, ко­торое ста­ло для не­го и шко­лой жиз­ни, и до­мом, и про­фес­си­ональ­ной куз­ни­цей.

На гла­зах рос­ла и хо­роше­ла Моск­ва, ук­репля­лась ма­тери­аль­ная ба­за учи­лища, а за­тем — уже пос­ле ре­ор­га­низа­ции — кол­леджа, при­ходи­ли но­вые уче­ники, та­кие роб­кие на пер­вом кур­се и та­кие уве­рен­ные в се­бе пос­ле окон­ча­ния обу­чения, а он не­из­менно ра­ботал там же, ку­да сам со­рок лет то­му на­зад при­шел мо­лодень­ким уче­ником, где прош­ла боль­шая часть его жиз­ни, где он ос­та­вил часть сво­ей ду­ши и сво­его серд­ца. По­думать толь­ко: со­рок лет жиз­ни и ра­боты в од­них сте­нах, в од­ном кол­лекти­ве! Сог­ла­ситесь, это до­рого­го сто­ит.

Иван Ива­нович Аве­рин и се­год­ня ста­ра­ет­ся про­дол­жать и пре­ум­но­жать луч­шие тра­диции об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния. Об этом сви­детель­ству­ют та­кие фак­ты: 96% мас­те­ров кол­леджа — быв­шие вы­пуск­ни­ки чет­верто­го под­разде­ления, мно­гие пре­пода­вате­ли и мас­те­ра ра­бота­ют в кол­ледже от 10 до 30 лет и бо­лее, в этих сте­нах они при­об­ре­ли про­фес­си­ональ­ный опыт, ста­ли нас­то­ящи­ми мас­те­рами сво­его де­ла. Это го­ворит о том, что здесь соз­да­ны ком­форт­ные ус­ло­вия для про­фес­си­ональ­но­го рос­та всех чле­нов кол­лекти­ва. Боль­шинс­тво мас­те­ров, преж­них вы­пуск­ни­ков это­го же об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния, се­год­ня по­лучи­ли выс­шее об­ра­зова­ние, ве­дут за­нятия по спец­дисцип­ли­нам. И в этом не­малая зас­лу­га Ива­на Ива­нови­ча — че­лове­ка, ко­торо­му ни­ког­да не бы­ла без­различ­на судь­ба лю­дей, с ко­торы­ми он ра­ботал.

Иван Ива­нович лю­бит пов­то­рять: «Мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения рас­тит се­бе по­доб­ных!» По­это­му, на­вер­ное, так вы­сока план­ка его тре­бова­ний к са­мому се­бе, а от­но­шение к кол­ле­гам и сту­ден­там от­ли­ча­ет­ся вни­мани­ем и за­ботой.

Под­держать, вов­ре­мя обод­рить кол­ле­гу, ска­зать доб­рые сло­ва в нуж­ный мо­мент — все это мо­жет толь­ко муд­рый и опыт­ный ру­ково­дитель, по­нима­ющий, что от ра­ботос­по­соб­ности его кол­лекти­ва за­висит ус­пех и все­го об­ра­зова­тель­но­го за­веде­ния. Еще во вре­мена сво­ей юнос­ти Иван Ива­нович твер­до ус­во­ил од­но пра­вило, ко­торо­му сле­ду­ет до сих пор: от­но­сись к лю­дям так, как хо­чешь, что­бы они от­но­сились к те­бе. Та­кая по­лити­ка, про­води­мая ру­ково­дите­лем по от­но­шению к под­чи­нен­ным, бе­зус­ловно, да­ет свои ре­зуль­та­ты: ка­чест­во об­ра­зова­ния в под­разде­лении ос­та­ет­ся не­из­менно вы­соким. Обу­ча­ющиеся за­нима­ют при­зовые мес­та на рес­публи­канс­ких, го­родс­ких и рай­он­ных кон­курсах и со­рев­но­вани­ях; в кол­ледж еже­год­но при­ходят но­вые ре­бята, ко­торые не ра­зоча­ровы­ва­ют­ся в сво­ем вы­боре до кон­ца обу­чения и по­том с теп­ло­той вспо­мина­ют го­ды, про­веден­ные в этих сте­нах.

Обу­ча­ющиеся и кол­ле­ги це­нят в И. И. Аве­рине доб­ро­жела­тель­ность, от­зывчи­вость, по­нима­ние, ши­роту взгля­дов, ув­ле­чен­ность сво­им де­лом, его про­фес­си­она­лизм и не­рав­но­душ­ное от­но­шение к ра­боте.

Ива­ну Ива­нови­чу Аве­рину прис­во­ены по­чет­ные зва­ния «Зас­лу­жен­ный мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения РФ», «По­чет­ный стро­итель Глав­мосс­троя», «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния РФ».

Вик­тор Ль­во­вич Ку­роч­кин

За­мес­ти­тель ди­рек­то­ра кол­леджа

Вик­тор Ль­во­вич Ку­роч­кин — предс­та­витель ле­ген­дарно­го пос­ле­во­ен­но­го по­коле­ния, на до­лю ко­торо­го вы­пала неп­ростая судь­ба. Моск­вич, вос­пи­тан­ный в ин­телли­гент­ной семье пе­даго­га и ин­же­нера, он при­шел в проф­те­хоб­ра­зова­ние еще в да­леком 1969 го­ду. Это бы­ло вре­мя на­дежд и отк­ры­тий, вре­мя от­ча­ян­ных эн­ту­зи­ас­тов и ро­ман­ти­ков. Хо­телось со­зидать но­вую жизнь, стро­ить боль­шие го­рода. В прош­лом ос­та­лась вой­на, стра­на бур­но раз­ви­валась, кру­гом ки­пели ком­со­моль­ские строй­ки, впе­реди бы­ла жизнь, ко­торую предс­то­яло стро­ить им, мо­лодым лю­дям, ро­див­шимся в 1940–1950-е го­ды.

Служ­ба в ар­мии, по­том уче­ба в пе­даго­гичес­ком тех­ни­куме и ра­бота в Же­лез­но­дорож­ном учи­лище № 5 в ка­чест­ве мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения. Вик­тор Ль­во­вич не слу­чай­но выб­рал для се­бя имен­но этот путь. Оче­вид­но, свою роль сыг­ра­ла ма­ма, ко­торая от­да­ла про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­му об­ра­зова­нию со­рок два го­да сво­ей жиз­ни. И сын по­шел по ее сто­пам. Кро­ме то­го, по­вез­ло с нас­тавни­ками. Осо­бен­но теп­ло Вик­тор Ль­во­вич вспо­мина­ет о мас­те­ре про­из­водс­твен­но­го обу­чения И. Е. Шо­боно­ве, ко­торый дал ему сво­еоб­разную «пу­тев­ку в жизнь».

Же­лез­но­дорож­ное учи­лище № 5, ПТУ № 48, ПТУ № 71 — вот ве­хи про­фес­си­ональ­но­го пу­ти В. Л. Ку­роч­ки­на. И вез­де, где бы ни ра­ботал Вик­тор Ль­во­вич, глав­ным при­ори­тетом для не­го бы­ли его уче­ники, его маль­чиш­ки, ко­торым он от­да­вал часть сво­его серд­ца, сво­ей ду­ши. Вик­тор Ль­во­вич вспо­минал, что пер­вые его сту­ден­ты бы­ли стар­ше по воз­расту, чем он, но, нес­мотря на это, мо­лодой мас­тер от­лично справ­лялся со сво­ими обя­зан­ностя­ми, учил про­фес­си­ональ­но­му мас­терс­тву, по­могал и сло­вом, и де­лом.

Ре­бята при­ходи­ли в учи­лище не из лег­ких. Мно­гие из них не за­кон­чи­ли да­же 5–6 клас­сов. Но ра­бочие ру­ки нуж­ны бы­ли стра­не, по­это­му в ПТУ бра­ли всех. А вот как они бу­дут учить­ся в сте­нах об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния — это за­висе­ло от мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения, от его за­ин­те­ресо­ван­ности в их судь­бах. И Вик­тор Ль­во­вич ста­рал­ся сде­лать из ре­бят нас­то­ящих про­фес­си­она­лов. Осо­бен­но от­ветс­твен­но он от­но­сил­ся к ор­га­низа­ции про­из­водс­твен­ной прак­ти­ки. В этом не­из­менно по­мога­ли ше­фы — Де­рево­об­ра­баты­ва­ющий ком­би­нат № 3. За каж­дым ка­бине­том в учи­лище был зак­реплен цех ком­би­ната, ра­бочие по­мога­ли ма­тери­аль­но, учи­ли на прак­ти­ке про­фес­си­ональ­но­му мас­терс­тву. И ре­бята ста­рались. О про­гулах за­нятий или прак­ти­ки не бы­ло и ре­чи. Каж­дый чувс­тво­вал свою от­ветс­твен­ность за об­щее де­ло. В 1970-е го­ды груп­па Вик­то­ра Ль­во­вича по­беди­ла в го­родс­ком со­рев­но­вании и бы­ла наг­ражде­на по­езд­кой в Че­хос­ло­вакию. Это о мно­гом го­ворит…

Во­об­ще Вик­то­ру Ль­во­вичу мож­но гор­дить­ся уче­ника­ми. Мно­гие из них ста­ли из­вест­ны­ми людь­ми. Дос­та­точ­но вспом­нить ге­нера­ла МВД Н. И. Клим­ки­на, в сту­ден­ческие го­ды не­замет­но­го па­рень­ка из Ря­зани, ко­торый се­год­ня ра­бота­ет в ко­ман­де мэ­ра сто­лицы Ю. М. Луж­ко­ва. Кро­ме то­го, уче­ники Вик­то­ра Ль­во­вича всег­да за­нима­ли при­зовые мес­та на про­фес­си­ональ­ных кон­курсах «Мос­ковс­кие мас­те­ра», что, не­сом­ненно, ха­рак­те­ризу­ет их нас­тавни­ка как пер­вокласс­но­го спе­ци­алис­та.

Да и сам Вик­тор Ль­во­вич не ос­та­нав­ли­вал­ся в сво­ем про­фес­си­ональ­ном раз­ви­тии: пос­ле тех­ни­кума пос­ле­довал стро­итель­ный инс­ти­тут, а за­тем — юри­дичес­кий фа­куль­тет МГУ.

Бла­года­ря по­выше­нию ква­лифи­кации на­чал­ся и про­фес­си­ональ­ный рост гра­мот­но­го спе­ци­алис­та: он стал за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте, ди­рек­то­ром, за­веду­ющим фи­ли­алом про­фес­си­ональ­но­го ли­цея № 304, а с 2005 го­да ра­бота­ет за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра по на­чаль­но­му про­фес­си­ональ­но­му об­ра­зова­нию в Стро­итель­ном кол­ледже № 26. На всех долж­нос­тях Вик­тор Ль­во­вич ста­рал­ся доб­ро­совест­но от­но­сить­ся к де­лу, на­ходил пра­виль­ное ре­шение са­мых труд­ных проб­лем, а са­мое глав­ное — всег­да вни­матель­но от­но­сил­ся к сво­им под­чи­нен­ным, чем снис­кал их зас­лу­жен­ное ува­жение. Се­год­ня он ве­дущий спе­ци­алист Стро­итель­но­го кол­леджа № 26, сот­рудник вы­сокой ква­лифи­кации.

…На сме­ну от­но­ситель­но спо­кой­ным се­миде­сятым приш­ли вось­ми­деся­тые, а сле­дом и де­вянос­тые го­ды. Всту­пило в свои пра­ва но­вое сто­летие. Вре­мя пот­ре­бова­ло ино­го под­хо­да к об­ра­зова­нию и к жиз­ни. Проб­лем в про­техоб­ра­зова­нии се­год­ня очень мно­го, но Вик­тор Ль­во­вич Ку­роч­кин по­нима­ет, как мно­гое за­висит от лич­ности мас­те­ра или пре­пода­вате­ля, от за­ин­те­ресо­ван­ности каж­до­го сот­рудни­ка в сво­ем де­ле. Имен­но по­это­му он столь­ко вре­мени от­да­ет ра­боте с людь­ми. Всег­да веж­лив, вни­мате­лен, он зна­ет, что че­лове­ка нуж­но вов­ре­мя под­держать — и тог­да ре­шит­ся лю­бая проб­ле­ма. И кол­ле­ги от­ве­ча­ют ему вза­им­ным ува­жени­ем, прис­лу­шива­ют­ся к его мне­нию, ста­ра­ют­ся сла­жен­но ра­ботать в од­ной ко­ман­де.

За свой доб­ро­совест­ный мно­голет­ний труд в сис­те­ме проф­те­хоб­ра­зова­ния Вик­тор Ль­во­вич Ку­роч­кин наг­ражден ме­далью «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», зна­ком «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния», ему прис­во­ено по­чет­ное зва­ние «Зас­лу­жен­ный учи­тель Рос­сий­ской Фе­дера­ции».

Ра­иса Все­воло­дов­на Бе­ляни­на

За­мес­ти­тель ди­рек­то­ра по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте

Вот уже бо­лее 26 лет ра­бота­ет в проф­те­хоб­ра­зова­нии го­рода Моск­вы Ра­иса Все­воло­дов­на Бе­ляни­на. Че­ловек це­ле­уст­рем­ленный, ум­ный, от­ветс­твен­ный, она всег­да по­нима­ла, вы­ража­ясь сло­вами Л. Н. Толс­то­го, что «важ­но не то мес­то, ко­торое че­ловек за­нима­ет, а то нап­равле­ние, в ко­тором он дви­жет­ся». Это убеж­де­ние, оче­вид­но, бы­ло при­вито еще в семье. Дочь во­ен­но­го и ди­рек­то­ра мос­ковс­кой шко­лы, она еще в ран­нем детс­тве твер­до за­пом­ни­ла, что ес­ли че­ловек бе­рет­ся за ка­кое-то де­ло, то дол­жен де­лать его толь­ко хо­рошо, и за­лог ус­пе­ха зак­лю­ча­ет­ся в глав­ной идее: во имя че­го идет ра­бота. Эта муд­рость, вы­несен­ная из детс­тва, очень по­мога­ла ей в про­фес­си­ональ­ном ста­нов­ле­нии.

Ее юность приш­лась на бур­ные 1960-е го­ды, ког­да в стра­не на­меча­лись пе­реме­ны, чувс­тво­валось ощу­щение сво­боды. Мо­лодежь мно­го чи­тала, спо­рила, бра­лась за лю­бое де­ло без ог­лядки. По­коле­ние «шес­ти­десят­ни­ков» осо­бое… Та­лант­ли­вое, ум­ное, не­рав­но­душ­ное, ини­ци­атив­ное, са­мос­то­ятель­ное. Тог­да бы­лые ку­миры низ­верга­лись с пь­едес­та­ла, а бу­дущее предс­тав­ля­лось счаст­ли­вым и ин­те­рес­ным.

Вот и мо­лодой сту­дент­ке Мос­ковс­ко­го стан­кост­ро­итель­но­го тех­ни­кума ка­залось, что она все­го добь­ет­ся в жиз­ни са­ма, сто­ит толь­ко за­хотеть и при­ложить уси­лия. Она за­читы­валась мо­лоды­ми ав­то­рами, про­из­ве­дения ко­торых пе­чата­лись в «Юнос­ти», «Ро­ман-га­зете», меч­та­ла о бу­дущем и, ко­неч­но, учи­лась — учи­лась доб­ро­совест­но, с ин­те­ресом, с упо­ением, по­нимая, что от это­го за­висит ее бу­дущее. Про та­ких го­ворят: «От­лични­ца по жиз­ни». Так и бы­ло в дей­стви­тель­нос­ти. Она бы­ла убеж­де­на, что ши­рокий кру­гозор не­об­хо­дим че­лове­ку, что толь­ко раз­носто­рон­ние зна­ния фор­ми­ру­ют нас­то­яще­го про­фес­си­она­ла. Имен­но по­это­му Ра­иса Все­воло­дов­на не ос­та­нови­лась на дос­тигну­том, а про­дол­жи­ла свое об­ра­зова­ние в ма­шиност­ро­итель­ном инс­ти­туте, по­том в Мос­ковс­ком об­ласт­ном пе­даго­гичес­ком уни­вер­си­тете.

Во всем ей хо­телось дой­ти до су­ти, глу­боко изу­чить те пред­ме­ты, ко­торые, как ей предс­тав­ля­лось, не­об­хо­димы для про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти. И это Ра­исе Все­воло­дов­не, как че­лове­ку доб­ро­совест­но­му, уда­лось спол­на. Фун­да­мен­таль­ное про­фес­си­ональ­ное об­ра­зова­ние поз­во­лило сра­зу за­нять мес­то сна­чала стар­ше­го тех­ни­ка, а по­том ин­же­нера трес­та в Ми­нис­терс­тве энер­ге­тики и элект­ри­фика­ции СССР. Ра­боты бы­ло мно­го, но пре­иму­щест­вен­но тех­ни­чес­кой. И в 1993 го­ду Ра­иса Все­воло­дов­на при­нима­ет важ­ное для се­бя ре­шение: она пе­рехо­дит из ми­нис­терс­тва на ра­боту в Мос­ковс­кий ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­кий тех­ни­кум. Это был осоз­нанный вы­бор че­лове­ка, по­нима­юще­го, что ра­бота с циф­ра­ми не при­носит удов­летво­рения, что нас­тал но­вый этап в ее жиз­ни.

Так Ра­иса Все­воло­дов­на приш­ла в проф­те­хоб­ра­зова­ние. Быст­ро и гра­мот­но справ­ля­лась она с са­мыми слож­ны­ми за­дани­ями. От­ветс­твен­ность за де­ло не поз­во­ляла расс­лаб­лять­ся, по­это­му и на но­вом мес­те на­чал­ся про­фес­си­ональ­ный рост: от мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения, на­чаль­ни­ка мас­терс­ких — до за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте сна­чала в про­фес­си­ональ­ном ли­цее № 304, а за­тем в стро­итель­ном кол­ледже № 26. Прав Арис­то­тель, ут­верж­дая, что «ум зак­лю­ча­ет­ся не толь­ко в зна­нии, но и в уме­нии при­лагать это зна­ние в де­ле». Ра­иса Все­воло­дов­на су­мела ра­зум­но рас­по­рядить­ся сво­им про­фес­си­ональ­ным ба­гажом зна­ний.

Ко­неч­но, не все бы­ло прос­то на ее пе­даго­гичес­ком пу­ти. Осо­бен­но слож­но бы­ло пе­рест­ро­ить­ся с ра­боты тех­ни­чес­кой на ра­боту с людь­ми. Но ли­ха бе­да — на­чало. Пос­те­пен­но приш­ло чувс­тво удов­летво­рения от то­го, что при­ходи­лось де­лать, по­нима­ние, что при­носит поль­зу лю­дям.

Ра­иса Все­воло­дов­на как че­ловек твор­ческий мно­го по­лез­но­го де­ла­ет для раз­ви­тия про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в сто­лице: она при­няла ак­тивное учас­тие в раз­ра­бот­ке учеб­ных пла­нов, ра­бочих ин­тегри­рован­ных прог­рамм по про­фес­си­ям стро­итель­но­го цик­ла; яв­ля­ет­ся од­ним из ру­ково­дите­лей экс­пе­римен­таль­ной пло­щад­ки, ко­торая ра­бота­ет в Стро­итель­ном кол­ледже № 26; ак­тивно за­нима­ет­ся про­фори­ен­та­ци­он­ной ра­ботой; яв­ля­ет­ся од­ним из ини­ци­ато­ров об­ра­щения кол­лекти­ва кол­леджа к об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ям го­рода Моск­вы с при­зывом ак­ти­визи­ровать раз­ви­тие пат­ри­оти­чес­ко­го вос­пи­тания обу­ча­ющих­ся об­ра­зова­тель­ных за­веде­ний.

Ра­иса Все­воло­дов­на се­год­ня от­четли­во по­нима­ет, что нас­та­ла по­ра кар­ди­наль­ных из­ме­нений в проф­те­хоб­ра­зова­нии, не­об­хо­димо ак­тивно вво­дить не­зави­симые экс­пер­ти­зы, ос­новной за­дачей ко­торых яв­ля­ет­ся оцен­ка ка­чест­ва сов­ре­мен­но­го обу­чения и вос­пи­тания. И толь­ко ког­да бу­дет оп­ре­деле­на ре­аль­ная кар­ти­на, мож­но стро­ить пла­ны на бу­дущее.

Мно­гое прой­де­но се­год­ня, но еще боль­ше предс­то­ит прой­ти, а ка­ким бу­дет бу­дущее, по мне­нию Ра­исы Все­воло­дов­ны, за­висит от каж­до­го конк­рет­но­го че­лове­ка, от его вкла­да в об­щее де­ло.

За мно­голет­ний доб­ро­совест­ный труд Ра­иса Все­воло­дов­на Бе­ляни­на наг­ражде­на ме­далью «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», наг­рудным зна­ком «По­чет­ный ра­бот­ник на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции», она яв­ля­ет­ся ла­уреатом кон­курса «Грант Моск­вы» в об­ласти на­ук и тех­но­логий в сфе­ре об­ра­зова­ния.

Ма­гомед Ха­лидо­вич Али­хад­жи­ев

Пре­пода­ватель ОБЖ

На сто­ле ле­жат по­жел­тевшие от вре­мени га­зеты, объ­еди­ня­ют ко­торые статьи об од­ном че­лове­ке — Ма­гоме­де Ха­лидо­виче Али­хад­жи­еве.

«Не­высо­кого рос­та, чуть су­туло­ватый, с при­вет­ли­выми гла­зами и доб­рой улыб­кой на ли­це, этот че­ловек об­ла­да­ет тем маг­не­тиз­мом, ко­торый при­тяги­ва­ет к се­бе умы и серд­ца дру­гих. Уве­рен: кто хоть од­нажды повс­тре­чал­ся с ним, неп­ре­мен­но по­пал под оба­яние его лич­ности», — так опи­сыва­ет Ма­гоме­да Ха­лидо­вича кор­респон­дент Б. Ба­лагов в статье «Мас­тер», опуб­ли­кован­ной в га­зете «Ком­со­моль­ское пле­мя» в да­леком 1979 го­ду. С тех пор во внеш­ности Ма­гоме­да Ха­лидо­вича поч­ти ни­чего не из­ме­нилось: те же при­вет­ли­вые ум­ные гла­за, та же улыб­ка на ли­це и ог­ромное оба­яние, ис­хо­дящее от это­го за­меча­тель­но­го че­лове­ка.

Ров­но пять­де­сят лет от­дал он проф­те­хоб­ра­зова­нию, вос­пи­тав ог­ромное ко­личест­во ра­бочих стро­итель­ных спе­ци­аль­нос­тей. Он про­шел путь от мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения в гроз­ненс­ком СГПТУ № 9, за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра по УВР, ди­рек­то­ра учи­лища до за­мес­ти­теля пред­се­дате­ля ко­мите­та по проф­те­хоб­ра­зова­нию Че­ченс­кой рес­публи­ки.

Но вой­на в Чеч­не внес­ла свои кор­ректи­вы в судь­бу пе­даго­га. Вмес­те с семь­ей он вы­нуж­ден был по­кинуть Ро­дину. С 2001 го­да Ма­гомед Ха­лидо­вич пре­пода­ет ОБЖ в Стро­итель­ном кол­ледже № 26.

Про­фес­си­ональ­ная судь­ба это­го че­лове­ка скла­дыва­лась ус­пешно: в 1950-е го­ды он окон­чил стро­итель­ное учи­лище № 4 го­рода Гроз­но­го, за­тем мо­лодой ка­мен­щик воз­во­дил це­мент­ный за­вод в се­ле Чир-Юрт. Вско­ре пос­ту­пил в шко­лу мас­те­ров сель­ско­го стро­итель­ства, окон­чил ее с от­ли­чи­ем, на­чал ра­ботать мас­те­ром про­из­водс­твен­но­го обу­чения в СГПТУ № 9 и од­новре­мен­но пос­ту­пил учить­ся в Вол­гоградс­кий ин­дуст­ри­аль­ный тех­ни­кум, где по­лучил спе­ци­аль­ность тех­ни­ка-стро­ите­ля, а за­тем окон­чил фи­лоло­гичес­кий фа­куль­тет Че­чено-Ин­гушс­ко­го го­сударс­твен­ный уни­вер­си­тета.

Стрем­ле­ние к зна­ни­ям, к са­мосо­вер­шенс­тво­ванию, иск­лю­читель­ная доб­ро­совест­ность — ха­рак­терные осо­бен­ности это­го че­лове­ка. За во­семь лет ра­боты в Стро­итель­ном кол­ледже № 26 М. Х. Али­хад­жи­ев не­од­нократ­но наг­раждал­ся по­чет­ны­ми гра­мота­ми за боль­шой вклад в де­ло пат­ри­оти­чес­ко­го и ин­терна­ци­ональ­но­го вос­пи­тания уча­щих­ся, за твор­ческое от­но­шение к ра­боте, за вы­сокую ре­зуль­та­тив­ность и ка­чест­во, за пе­даго­гичес­кое мас­терс­тво, уме­ние на­ходить под­ход к труд­ным под­рост­кам, це­ле­уст­рем­ленность в ра­боте.

Ма­гомед Ха­лидо­вич Али­хад­жи­ев пре­пода­ет в кол­ледже ОБЖ. Он по­нима­ет от­ветс­твен­ность, ко­торая ле­жит на пре­пода­вате­ле этой дис­ципли­ны. Имен­но по­это­му его уро­ки всег­да про­дума­ны, ин­те­рес­ны, изо­билу­ют при­мера­ми из жиз­ни, зас­тавля­ют ре­бят ду­мать. О ка­чест­ве пре­пода­вания Али­хад­жи­ева мож­но су­дить по то­му, что его уче­ник Сер­гей Ор­лов в 2008/2009 учеб­ном го­ду за­нял 1-е мес­то в го­родс­кой олим­пи­аде по «Ос­но­вам бе­зопас­ности жиз­не­де­ятель­нос­ти», а ка­бинет ОБЖ учеб­но­го за­веде­ния — 1-е мес­то в об­ще­кол­ледж­ном смот­ре ка­бине­тов.

Уси­ли­ями Ма­гоме­да Ха­лидо­вича в кол­ледже соз­дан во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кий клуб «Пат­ри­от». Ув­ле­чен­ность пе­даго­га пе­реда­ет­ся его вос­пи­тан­ни­кам: они вмес­те со сво­им пре­пода­вате­лем участ­ву­ют в спар­та­ки­адах доп­ри­зыв­ной мо­лоде­жи, в спор­тивных со­рев­но­вани­ях, со­вер­ша­ют по­езд­ки по мес­там бо­евой сла­вы, со­бира­ют ма­тери­алы для му­зея кол­леджа, ве­дут раз­но­об­разную ра­боту с ве­тера­нами Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны. Так, в 2008/2009 учеб­ном го­ду по ре­зуль­та­там го­родс­ко­го смот­ра-кон­курса во­ен­но-пат­ри­оти­чес­кой ра­боты ко­ман­да Стро­итель­но­го кол­леджа № 26 за­няла 1-е мес­то и по­лучи­ла Ку­бок ге­ро­ев. В этом ус­пе­хе не­малая зас­лу­га Ма­гоме­да Ха­лидо­вича.

Л. Н. Толс­той спра­вед­ли­во за­метил: «Ес­ли учи­тель име­ет толь­ко лю­бовь к де­лу, он бу­дет хо­роший учи­тель. Ес­ли учи­тель име­ет толь­ко лю­бовь к уче­нику, как отец, мать, он бу­дет луч­ше то­го учи­теля, ко­торый про­чел все кни­ги, но не име­ет люб­ви ни к де­лу, ни к уче­никам. Ес­ли учи­тель со­еди­ня­ет в се­бе лю­бовь к де­лу и к уче­никам, он — со­вер­шенный учи­тель». Ма­гоме­ду Ха­лидо­вичу уда­ет­ся со­еди­нять и лю­бовь к де­тям, и лю­бовь к де­лу, ко­торо­му он слу­жит. Имен­но по­это­му так тя­нут­ся к не­му ре­бята, с удо­воль­стви­ем при­ходят на за­седа­ния клу­ба, ко­торым он ру­ково­дит, с лю­бовью от­зы­ва­ют­ся о сво­ем пре­пода­вате­ле.

За мно­голет­ний труд в сис­те­ме проф­те­хоб­ра­зова­ния Ма­гомед Ха­лидо­вич Али­хад­жи­ев наг­ражден ме­даля­ми «Двад­цать лет По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не 1941—1945 гг.», «Ве­теран тру­да», ему при­суж­де­ны зва­ния «Зас­лу­жен­ный мас­тер про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния Че­чено-Ин­гушс­кой ав­то­ном­ной ССР», «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния РФ».

Вик­тор Алек­се­евич Чер­нов

Мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения

Вик­тор Алек­се­евич Чер­нов — один из ста­рей­ших мас­те­ров про­из­водс­твен­но­го обу­чения струк­турно­го под­разде­ления № 4 кол­леджа № 26.

В кон­це 1960-х го­дов, пос­ле окон­ча­ния де­сято­го клас­са, он при­ехал из Туль­ской об­ласти в Моск­ву и пос­ту­пил в Про­фес­си­ональ­ное учи­лище № 49. Так судь­ба нав­сегда свя­зала его жизнь с этим учеб­ным за­веде­ни­ем.

Го­ды уче­бы в учи­лище Вик­тор Алек­се­евич вспо­мина­ет с осо­бой теп­ло­той: бы­ла тог­да за­меча­тель­ная ат­мосфе­ра, ко­торая объ­еди­няла всех — пе­даго­гов и уча­щих­ся. Учи­лись доб­ро­совест­но, ста­рались до са­мых тон­костей пос­тичь выб­ранную про­фес­сию. Да и не по­луча­лось по-дру­гому. Дис­ципли­на в учи­лище бы­ла от­менной: пре­пода­вали быв­шие во­ен­ные, фрон­то­вики, ко­торые поб­ла­жек не де­лали ни­кому, но и учи­ли на со­весть. Имен­но тог­да Вик­тор Алек­се­евич ус­во­ил прос­тую ис­ти­ну: «Ес­ли хо­чешь на­учить ко­го-то мас­терс­тву, сам справ­ляй­ся с этим де­лом от­лично». Так и пош­ло с тех пор: за что бы ни брал­ся этот че­ловек — все де­лал толь­ко со зна­ком ка­чест­ва.

Пос­ле окон­ча­ния учи­лища пос­ту­пил во 2-й Мос­ковс­кий ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­кий тех­ни­кум, учил­ся и ра­ботал од­новре­мен­но, а пос­ле окон­ча­ния стал тру­дить­ся в род­ном учи­лище мас­те­ром про­из­водс­твен­но­го обу­чения.

На гла­зах Вик­то­ра Алек­се­еви­ча раз­ви­валась жизнь род­но­го кол­лекти­ва — пе­даго­гов и мас­те­ров, с ко­торы­ми про­жито ог­ромное ко­личест­во лет. На­род­ная муд­рость гла­сит, что в друж­ной семье лег­че рас­ти. Вот и для Чер­но­ва учи­лище ста­ло нас­то­ящим до­мом, мес­том, где он про­водил боль­шую часть сво­ей жиз­ни.

Бла­года­ря кол­лекти­ву, хо­рошим нас­тавни­кам он стал нас­то­ящим про­фес­си­она­лом сво­его де­ла. И те­перь уже сам пе­реда­ет мас­терс­тво но­вым по­коле­ни­ям уче­ников.

За­нятия Вик­то­ра Алек­се­еви­ча всег­да от­ли­ча­ют­ся осо­бой ат­мосфе­рой: мас­тер не­навяз­чи­во, спо­кой­но и яс­но объ­яс­ня­ет суть де­ла, ко­торо­му учит, чет­ко и про­фес­си­ональ­но по­казы­ва­ет ос­новные при­емы ра­боты, с ува­жени­ем от­но­сит­ся к сво­им уче­никам. По­это­му, на­вер­ное, они так лю­бят его, ста­ра­ют­ся во всем по­ходить на сво­его мас­те­ра. Уче­ники Вик­то­ра Алек­се­еви­ча еже­год­но за­нима­ют при­зовые мес­та на го­родс­ких кон­курсах про­фес­си­ональ­но­го мас­терс­тва, а это, сог­ла­ситесь, го­ворит о вы­соком ка­чест­ве ра­боты са­мого Чер­но­ва.

Не ме­нее вни­матель­но от­но­сит­ся Вик­тор Алек­се­евич и к мо­лодым кол­ле­гам — мас­те­рам про­из­водс­твен­но­го обу­чения, ко­торые толь­ко де­ла­ют пер­вые ша­ги в про­фес­сии. Он ве­лико­леп­ный нас­тавник, муд­рый и тре­бова­тель­ный. Зна­ет, где че­лове­ка не­об­хо­димо под­держать, а где стро­го спро­сить. Но при этом сам не­из­менно яв­ля­ет­ся прек­расным при­мером про­фес­си­ональ­ной ра­боты. Так, в 2004 го­ду Вик­тор Алек­се­евич стал дип­ло­ман­том Все­рос­сий­ско­го кон­курса про­фес­си­ональ­но­го мас­терс­тва сре­ди мас­те­ров про­из­водс­твен­но­го обу­чения, ко­торый про­ходил в Но­воси­бирс­ке.

В. А. Чер­но­ву уда­лось соз­дать в кол­ледже луч­шую мас­терс­кую про­из­водс­твен­но­го обу­чения: она ос­на­щена сов­ре­мен­ным обо­рудо­вани­ем, тех­ни­чес­ки­ми средс­тва­ми обу­чения, наг­лядны­ми по­соби­ями, что поз­во­ля­ет про­водить за­нятия по про­из­водс­твен­ной прак­ти­ке на вы­соком про­фес­си­ональ­ном уров­не.

Вик­тор Алек­се­евич — че­ловек скром­ный и нем­но­гос­ловный. Нес­мотря на все свои дос­ти­жения и зас­лу­ги, он ста­ра­ет­ся ос­та­вать­ся в те­ни, но при этом бы­ва­ет тверд, ес­ли де­ло идет о про­фес­си­ональ­ных воп­ро­сах, уме­ет до­бивать­ся пос­тавлен­ных це­лей, по­казы­вая ве­лико­леп­ный при­мер са­мо­от­вержен­но­го слу­жения де­лу.

За мно­голет­ний са­мо­от­вержен­ный труд в проф­те­хоб­ра­зова­нии Вик­тор Алек­се­евич Чер­нов наг­ражден ме­даля­ми «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», «Ве­теран тру­да», ему прис­во­ены зва­ния «Зас­лу­жен­ный мас­тер про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции», «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции», «По­чет­ный стро­итель Глав­мосс­троя».

Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич Тка­чук

Стар­ший мас­тер

Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич Тка­чук — стар­ший мас­тер под­разде­ления № 4. Вся тру­довая би­ог­ра­фия это­го за­меча­тель­но­го че­лове­ка свя­зана с од­ним об­ра­зова­тель­ным уч­режде­ни­ем. Уча­щий­ся, сто­ляр, мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения, стар­ший мас­тер. Вся жизнь как на ла­дони.

Прос­той ка­лужс­кий па­ренек, вы­рос­ший в мно­годет­ной семье, вмес­те со всей стра­ной пре­одо­левал труд­ности пос­ле­во­ен­ных лет: жил в об­ще­житии, учил­ся и ра­ботал од­новре­мен­но. Но уже тог­да меч­тал о том, как бу­дет са­мос­то­ятель­но за­раба­тывать на хлеб и по­могать ро­дите­лям, по­это­му и выб­рал иск­лю­читель­но мужс­кую про­фес­сию — сто­ляр-крас­но­дерев­щик.

Про свои сту­ден­ческие го­ды Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич вспо­мина­ет с осо­бой теп­ло­той: в учи­лище куль­ти­виро­вались стро­гий по­рядок и доб­ро­совест­ное от­но­шение к зна­ни­ям, уче­ники бы­ли за­ин­те­ресо­ваны в сво­ей ка­чест­вен­ной уче­бе и ра­боте, по­тому что по­нима­ли, что им предс­то­ит стро­ить Моск­ву.

Обу­чали ре­бят де­моби­лизо­ван­ные во­ен­ные — лю­ди от­ветс­твен­ные, в боль­шинс­тве сво­ем фрон­то­вики. Это Б. Я. Кос­тю­чен­ко, П. Ф. Кар­пов, Ю. А. Не­волин, В. И. По­ляков, П. Я. Брас­лавс­кий и, ко­неч­но же, возг­лав­лявший в ту по­ру учи­лище М. А. Глей­зер. У них Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич на­учил­ся доб­ро­совест­но­му от­но­шению к тру­ду, от­ветс­твен­ности за выб­ранное де­ло, це­ле­уст­рем­леннос­ти и люб­ви к сво­ей про­фес­сии.

Пос­ле окон­ча­ния Про­фес­си­ональ­но­го учи­лища № 29 он ос­тался ра­ботать в сто­ляр­ной мас­терс­кой, вмес­те с то­вари­щами де­лал по за­казам мос­ковс­ких школ вы­тяж­ные хи­мичес­кие шка­фы. Зарп­ла­та бы­ла по тем вре­менам неп­ло­хая — 120 руб­лей. Это поз­во­ляло по­могать семье и стро­ить пла­ны на бу­дущее.

По­том — ар­мия, сле­дом 2-й Мос­ковс­кий ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­кий тех­ни­кум, обу­чение в Мос­ковс­ком инс­ти­туте уп­равле­ния и пра­ва и опять ра­бота в учи­лище, толь­ко те­перь в долж­нос­ти мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения.

…А на дво­ре уже сто­яли 1970-е го­ды. Не­дос­татка в сту­ден­тах в то вре­мя не бы­ло. Отк­ры­вали груп­пы для ино­город­них ре­бят, обу­чали их стро­итель­ным спе­ци­аль­нос­тям: «Сто­ляр-крас­но­дерев­щик», «Мо­за­ич­ник», «Рез­чик по де­реву», «Ма­ляр», «Шту­катур», «Плот­ник».

Ог­ромную по­мощь в под­го­тов­ке мо­лодых кад­ров стро­итель­ных спе­ци­аль­нос­тей для сто­лицы ока­зывал Глав­мосс­трой. Имен­но на его строй­ках про­ходи­ли уча­щи­еся свою пер­вую прак­ти­ку, ту­да же возв­ра­щались пос­ле окон­ча­ния учи­лища, по­луча­ли квар­ти­ры. Все уча­щи­еся бы­ли вост­ре­бова­ны: ни один из них не ос­тался пос­ле окон­ча­ния уче­бы без ра­боты. Вы­пуск­ни­ки тех да­леких лет и се­год­ня ра­бота­ют на строй­ках сто­лицы. Они внес­ли свой вклад в воз­ве­дение олим­пий­ских объ­ек­тов Моск­вы, в рес­тавра­цию Крем­ля, церк­вей в цент­ре сто­лицы, до­мов на прос­пекте Ми­ра…

Об этом вре­мени Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич всег­да вспо­мина­ет с про­фес­си­ональ­ной гор­достью.

С 1980 го­да он был пе­реве­ден на долж­ность стар­ше­го мас­те­ра. Те­перь на­до бы­ло не толь­ко обу­чать про­фес­сии ре­бят, но и ру­ково­дить кол­ле­гами, по­могать бо­лее мо­лодым, под­держи­вать опыт­ных мас­те­ров. Он ве­дет ре­гуляр­ные за­нятия в Шко­ле на­чина­юще­го мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения, по­мога­ет мо­лодым кол­ле­гам ме­тоди­чес­ки пра­виль­но го­товить и про­водить уро­ки, осу­щест­влять про­вероч­ные ра­боты. К под­бо­ру кад­ров Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич под­хо­дит осо­бен­но от­ветс­твен­но: поч­ти все мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения чет­верто­го под­разде­ления — в прош­лом вы­пуск­ни­ки это­го же учеб­но­го за­веде­ния. Эти за­меча­тель­ные тра­диции по пре­емс­твен­ности по­коле­ний стар­ший мас­тер ста­ра­ет­ся под­держи­вать.

Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич — че­ловек, про­шед­ший все эта­пы про­фес­си­ональ­но­го ста­нов­ле­ния, прек­расно по­нима­ет, что хо­роших ре­зуль­та­тов в тру­де мож­но до­бить­ся толь­ко при ува­житель­ном от­но­шении к лю­дям. Имен­но та­кое от­но­шение и ста­ло глав­ным в его ра­боте ру­ково­дите­ля. Он прек­расно зна­ет сво­их под­чи­нен­ных, зна­ком не толь­ко с их про­из­водс­твен­ны­ми по­каза­теля­ми, но и с ус­ло­ви­ями жиз­ни, всег­да вни­мате­лен, под­черк­ну­то веж­лив, но при этом уме­ет и пот­ре­бовать, стро­го спро­сить за де­ло, ко­торое по­руче­но че­лове­ку.

Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич приз­на­ет­ся, что у не­го ни­ког­да не бы­ло же­лания сме­нить про­фес­сию, уй­ти на бо­лее оп­ла­чива­емую ра­боту. Ду­шой «при­кипел» он к учи­лищу, а поз­же — к кол­леджу, ко­торо­му от­дал дол­гие го­ды сво­ей жиз­ни.

Уме­ет Тка­чук и в сов­ре­мен­ное неп­ростое вре­мя гра­мот­но выст­ра­ивать свою ра­боту. Он внед­рил в про­цесс обу­чения неп­ре­рыв­ное про­хож­де­ние прак­ти­ки, что да­ло воз­можность по­высить уро­вень под­го­тов­ки обу­ча­ющих­ся к про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти. Обу­чение по сис­те­ме «мас­тер — мас­терс­кая» поз­во­лило при­менить в про­из­водс­твен­ном про­цес­се бо­лее прог­рессив­ные тех­но­логи­чес­кие ре­жимы. Не слу­чай­но его уче­ники еже­год­но по­беж­да­ют на го­родс­ких кон­курсах про­фес­си­ональ­но­го мас­терс­тва.

За мно­голет­ний доб­ро­совест­ный труд Ми­ха­ил Ге­ор­ги­евич Тка­чук наг­ражден ме­даля­ми «Ве­теран тру­да», «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», ему прис­во­ены зва­ния «Зас­лу­жен­ный мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения Рос­сий­ской Фе­дера­ции», «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния РСФСР».

Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна Щер­ба­тюк

Пре­пода­ватель хи­мии

Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна Щер­ба­тюк ро­дилась и вы­рос­ла в Брес­те, в семье стро­ите­лей, где по­мимо нее бы­ло еще трое де­тей. С детс­ких лет она слы­шала раз­го­воры о стро­итель­стве мос­тов, о сро­ках сда­чи объ­ек­тов… На­вер­ное, имен­но по­это­му поз­же судь­ба при­вела ее на ра­боту в стро­итель­ный кол­ледж.

По ро­ду сво­ей про­фес­си­ональ­ной де­ятель­нос­ти ро­дите­ли час­то пе­ре­ез­жа­ли с мес­та на мес­то, и толь­ко в 1953 го­ду семья осе­ла в Под­московье, в го­роде Дмит­ро­ве. Здесь прош­ло детс­тво, здесь бы­ло при­нято ре­шение пос­ту­пать в Мос­ковс­кий об­ласт­ной пе­даго­гичес­кий инс­ти­тут име­ни Н. К. Крупс­кой. Хи­мия и би­оло­гия бы­ли лю­бимы­ми школь­ны­ми пред­ме­тами, по­это­му о спе­ци­али­зации дол­го не раз­ду­мыва­ла — твер­до ре­шила, что бу­дет пре­пода­вать имен­но эти дис­ципли­ны.

С 1972 го­да Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна ра­бота­ет в про­фоб­ра­зова­нии. Сов­сем мо­лодым пе­даго­гом приш­ла она в ПТУ № 48: пос­ле окон­ча­ния инс­ти­тута учи­лище ста­ло для нее на дол­гие го­ды род­ным до­мом. Имен­но сю­да до­бира­лась она поч­ти три ча­са каж­дый день сна­чала на ав­то­бусе, по­том на элект­рич­ке, по­том на мет­ро из род­но­го Дмит­ро­ва.

С осо­бен­ной теп­ло­той Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна вспо­мина­ет сво­их нас­тавни­ков, сре­ди ко­торых пре­пода­ватель анг­лий­ско­го язы­ка Н. А. Без­ру­кова. Имен­но она под­держа­ла мо­лодо­го спе­ци­алис­та, при­шед­ше­го на ра­боту сра­зу пос­ле инс­ти­тута, по­мога­ла сло­вом и де­лом.

На­чались тру­довые буд­ни… Во вре­мя прак­ти­ки Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна лю­била ра­ботать со стар­шекласс­ни­ками, по­это­му пре­пода­вать в учи­лище приш­лось ей по ду­ше. К то­му же и ре­бята очень доб­ро­совест­но от­но­сились к уче­бе. А их мо­лодая учи­тель­ни­ца не ус­та­вала при­думы­вать раз­ные кон­курсы, со­рев­но­вания, иг­ры, ув­ле­кая сво­их уче­ников в мир слож­ной, но ин­те­рес­ной на­уки. Сту­ден­ты Ва­лен­ти­ны Фи­лип­повны за­нима­ли при­зовые мес­та на олим­пи­адах по хи­мии, с ув­ле­чени­ем ре­шали слож­ные за­дачи. Поз­же ее вы­пуск­ни­ки, при­ходя в род­ное учеб­ное за­веде­ние, не­из­менно бу­дут бла­года­рить сво­его пре­пода­вате­ля за то, что она су­мела на­учить их по­нима­нию слож­ней­шей на­уки, при­вила лю­бовь к ней. Обу­ча­ясь в ву­зах, уче­ники Ва­лен­ти­ны Фи­лип­повны не­из­менно бы­ли луч­ши­ми сту­ден­та­ми по хи­мии.

ПТУ № 48, ПТУ № 1, Про­фес­си­ональ­ный ли­цей № 304, Стро­итель­ный кол­ледж № 26 — вот ве­хи тру­дово­го пу­ти В. Ф. Щер­ба­тюк. Шли го­ды, при­ходил опыт, обо­гаща­лись зна­ния. Те­перь уже она са­ма мог­ла мно­гое объ­яс­нить на­чина­ющим пе­даго­гам. Ни ра­зу за всю свою про­фес­си­ональ­ную де­ятель­ность Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна не ра­зоча­рова­лась в выб­ранном пу­ти. Се­год­ня она, прек­расный нас­тавник мо­лоде­жи, возг­лав­ля­ет ме­тоди­чес­кое объ­еди­нение хи­миков и би­оло­гов в кол­ледже, ее час­то приг­ла­ша­ют на об­ще­городс­кие кон­курсы, что­бы возг­ла­вить жю­ри.

Ка­бинет, в ко­тором ра­бота­ет Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна, за­нял 1-е мес­то в го­родс­ком смот­ре-кон­курсе ка­бине­тов хи­мии. На его ба­зе ра­бот­ни­ки Учеб­но-ме­тоди­чес­ко­го цент­ра про­водят се­мина­ры, обу­ча­ют учи­телей го­рода Моск­вы осо­бен­ностям ор­га­низа­ции тех­ни­ки бе­зопас­ности на уро­ках хи­мии.

Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна не ус­та­ет под­черки­вать, что все ее дос­ти­жения сос­то­ялись толь­ко бла­года­ря под­держ­ке кол­лекти­ва. Да и са­ма она пе­реня­ла от сво­их кол­лег и уме­ние за­ботить­ся о лю­дях, и стрем­ле­ние доб­ро­совест­но вы­пол­нять свою ра­боту, и ува­житель­ное от­но­шение к уче­никам и сос­лу­жив­цам.

Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна ве­дет раз­но­об­разную на­уч­но-ме­тоди­чес­кую ра­боту: она участ­во­вала в раз­ра­бот­ке учеб­но­го по­собия «Ди­дак­ти­чес­кие ма­тери­алы по хи­мии», ру­ково­дит ав­торс­кой шко­лой для пре­пода­вате­лей эко­логии и хи­мии, яв­ля­ет­ся пос­то­ян­ным чле­ном со­вета пре­пода­вате­лей хи­мии и би­оло­гии го­родс­ко­го ме­тоди­чес­ко­го объ­еди­нения.

За мно­голет­ний пло­дот­ворный труд в сис­те­ме про­фоб­ра­зова­ния Ва­лен­ти­на Фи­лип­повна Щер­ба­тюк наг­ражде­на ме­даля­ми «Ве­теран тру­да», «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», наг­рудным зна­ком «По­чет­ный ра­бот­ник на­чаль­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции», ей прис­во­ено зва­ние «Зас­лу­жен­ный учи­тель Рос­сий­ской Фе­дера­ции».

На­деж­да Вла­дими­ров­на Ку­роч­ки­на

Ру­ково­дитель струк­турно­го под­разде­ления

На­деж­да Вла­дими­ров­на Ку­роч­ки­на окон­чи­ла шко­лу в Смо­ленс­кой об­ласти, мос­ковс­кое про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­кое учи­лище № 49 и 2-й ин­дуст­ри­аль­но-пе­даго­гичес­кий тех­ни-кум. В се­реди­не 1970-х го­дов она приш­ла ра­ботать в сис­те­му проф­те­хоб­ра­зова­ния.

Мо­лодая, ум­ная, кра­сивая жен­щи­на, она сра­зу ста­ла лю­бими­цей у сво­их уче­ников в ПТУ № 71, где на­чалась ее пе­даго­гичес­кая де­ятель­ность. Маль­чиш­ки смот­ре­ли на сво­его мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения с неск­ры­ва­емым вос­хи­щени­ем. А она ста­ралась от­да­вать им всю свою ду­шу, по­мога­ла ре­шать труд­ные жи­тей­ские проб­ле­мы: ко­го-то обод­ря­ла, ко­го-то по-ма­теринс­ки нас­тавля­ла, да­вала со­веты, под­держи­вала.

Сис­те­ма про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния в те го­ды бы­ла от­ла­жена нас­толь­ко, что не воз­ни­кало ни­каких проб­лем ни с на­бором уча­щих­ся, ни с ма­тери­аль­ным обес­пе­чени­ем, ни с даль­ней­шим тру­до­уст­рой­ством вы­пуск­ни­ков. Мно­го учи­лось ино­город­них ре­бят, ко­торые бы­ли осо­бен­но за­ин­те­ресо­ваны в по­луче­нии зна­ний, ста­рались не про­пус­кать за­нятия, от­ветс­твен­но от­но­сились к лю­бой ра­боте, осо­бен­но к про­из­водс­твен­ной прак­ти­ке. По­это­му ра­бота­ли пре­пода­вате­ли и мас­те­ра с удо­воль­стви­ем, ста­рались под­держи­вать тра­диции, соз­данные пре­дыду­щими по­коле­ни­ями пе­даго­гов.

На­деж­да Вла­дими­ров­на Ку­роч­ки­на лег­ко вош­ла в но­вый кол­лектив, сра­зу су­мела се­бя про­явить, за­реко­мен­до­вать в ка­чест­ве доб­ро­совест­но­го сот­рудни­ка, об­ла­да­юще­го хо­роши­ми ор­га­низа­торс­ки­ми спо­соб­ностя­ми. По­это­му вско­ре ее пе­реве­ли на долж­ность стар­ше­го мас­те­ра. Те­перь предс­то­яло ру­ково­дить не от­дель­ной груп­пой уче­ников, а кол­ле­гами, но На­деж­да Вла­дими­ров­на с эн­ту­зи­аз­мом взя­лась за ра­боту в но­вой долж­нос­ти и быст­ро су­мела за­во­евать ува­жение. Тре­бова­тель­ный, ум­ный ру­ково­дитель, она уме­ло со­чета­ла в сво­ей ра­боте же­лание сде­лать де­ло на «от­лично» с вни­матель­ным от­но­шени­ем к лю­дям, к их нуж­дам и проб­ле­мам.

А даль­ше — уче­ба в ин­же­нер­но-стро­итель­ном инс­ти­туте. Опыт прак­ти­чес­кой ра­боты в ПТУ по­могал ей лег­ко ос­ва­ивать но­вые зна­ния: она всег­да бы­ла сре­ди луч­ших сту­ден­тов, при этом ник­то не сни­мал с нее обя­зан­ностей по ра­боте и за­боту о семье. И все у На­деж­ды Вла­дими­ров­ны спо­рилось. Бла­го муж, кол­ле­га по ра­боте, — хо­роший по­мощ­ник во всех де­лах, на­деж­ный че­ловек, на ко­торо­го всег­да мож­но опе­реть­ся. Поз­на­коми­лись они еще в 1971 го­ду, ког­да бы­ли сов­сем мо­лоды­ми. Так и пош­ли по жиз­ни бок о бок, де­ля и ра­дос­ти, и бе­ды. Пе­режи­ли и го­ды «зас­тоя», и го­ды «пе­рест­рой­ки», чест­но де­лая свое де­ло.

На ру­беже ве­ков в про­фес­си­ональ­ном об­ра­зова­нии про­изош­ли боль­шие пе­реме­ны, ко­торые ста­ли за­коно­мер­ным следс­тви­ем из­ме­нений в со­ци­аль­ной и по­лити­чес­кой жиз­ни стра­ны: сто­лич­ные про­филь­ные учеб­ные за­веде­ния бы­ли объ­еди­нены в бо­лее круп­ные. Учи­лище, где ра­бота­ла На­деж­да Вла­дими­ров­на, вош­ло в сос­тав Стро­итель­но­го кол­леджа № 26, ру­ково­дите­лем пер­во­го струк­турно­го под­разде­ления ко­торо­го она и бы­ла наз­на­чена в 2005 го­ду.

За го­ды ра­боты в этой долж­нос­ти На­деж­да Вла­дими­ров­на ни ра­зу не по­жале­ла об изб­ран­ном пу­ти. Ее ста­рани­ями бы­ли зак­лю­чены до­гово­ры с ве­дущи­ми предп­ри­ятиями сто­лицы о про­хож­де­нии сту­ден­та­ми под­разде­ления про­из­водс­твен­ной прак­ти­ки. Сре­ди них и ОАО «Мосп­ромс­трой­ма­тери­алы», и Ка­рача­ровс­кий ме­хани­чес­кий за­вод, и за­вод «Мол­ния».

Н. В. Ку­роч­ки­на при­няла ак­тивное учас­тие в го­родс­кой це­левой прог­рамме «Мо­дер­ни­зация мос­ковс­ко­го об­ра­зова­ния (Сто­лич­ное об­ра­зова­ние — 4)». Блес­тя­щая ор­га­низа­ция все­го уп­равлен­ческо­го цик­ла от ин­форма­ци­он­но-ана­лити­чес­ко­го до кор­рекци­он­но-ре­гули­ру­юще­го дос­той­но бы­ла оце­нена ад­ми­нист­ра­ци­ей го­рода.

На­деж­да Вла­дими­ров­на — доб­ро­жела­тель­ный, свет­лый че­ловек, она уме­ет да­же са­мую труд­ную за­дачу ре­шить быст­ро, гра­мот­но выст­ра­ивает от­но­шения с кол­лекти­вом, ува­житель­но от­но­сясь при этом к каж­до­му сот­рудни­ку.

За мно­голет­ний доб­ро­совест­ный труд в сис­те­ме про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния На­деж­да Вла­дими­ров­на Ку­роч­ки­на наг­ражде­на ме­далью «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы», зна­ком «От­личник про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции», ей прис­во­ено зва­ние «Зас­лу­жен­ный мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения Рос­сий­ской Фе­дера­ции».

< Предыдущая

Следующая >