Галерея ветеранов труда

Тех­но­логи­чес­кий кол­ледж № 28

 

 

Тех­но­логи­чес­кий кол­ледж № 28 об­ра­зован 1 ян­ва­ря 2005 го­ду пу­тем сли­яния Про­фес­си­ональ­но­го ли­цея № 340 — цент­ра неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния ре­мес­ленни­ков пи­щевых про­из­водств, Про­фес­си­ональ­но­го учи­лища № 172, Мос­ковс­ко­го ме­хани­ко-тех­но­логи­чес­ко­го тех­ни­кума мяс­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти. С 1 сен­тября 2006 го­да в сос­тав кол­леджа во­шел Рес­публи­канс­кий по­литех­ни­чес­кий тех­ни­кум.

От шко­лы ФЗУ — к ли­цею

Под­разде­ление № 1

(быв­ший Про­фес­си­ональ­ный ли­цей № 340)

Ста­рей­шее под­разде­ление кол­леджа — Про­фес­си­ональ­ный ли­цей № 340 — ве­дет свою ис­то­рию с фев­ра­ля 1927 го­да. В тот да­лекий год при Мос­ковс­ких мя­сох­ла­добой­нях отк­рыт­ли пя­тиме­сяч­ные кур­сы по ти­пу шко­лы фаб­рично-за­водс­ко­го уче­ничест­ва (ФЗУ). Ди­рек­то­ром по сов­мести­тель­ству был наз­на­чен за­веду­ющий про­из­водс­твен­ным от­де­лом бо­ен А. В. Бей­нарт.

В но­вое зда­ние шко­ла ФЗУ пе­ре­еха­ла в сен­тябре 1933 го­да, а до пе­ре­ез­да поч­ти семь лет юти­лась в не­боль­шой ком­на­те на ба­зе ста­рых мя­сох­ла­добо­ен. Ни­каких учеб­ных по­собий не бы­ло, уче­ники изу­чали один пред­мет — ана­томию жи­вот­ных. Пре­пода­вал его Иван Мат­ве­евич Фо­кин, за­веду­ющий учеб­ной частью, ве­тери­нар­ный врач по про­фес­сии.

Нас­то­ящий расц­вет шко­лы при­шел­ся на се­реди­ну 1930-х го­дов, ког­да в строй дей­ству­ющих всту­пил Мос­ковс­кий мя­соком­би­нат, пост­ро­ен­ный на мес­те ста­рых бо­ен. Шко­ла го­тови­ла для ком­би­ната съ­ем­щи­ков шкур, об­валь­щи­ков, шпри­цов­щи­ков, жи­лов­щи­ков, шпи­горе­зов и пр. Мя­соком­би­нат быст­ро ос­во­ил про­ект­ную мощ­ность и на­чал вы­пус­кать бо­лее 100 ви­дов мяс­ных про­дук­тов. В этом бе­зус­ловном дос­ти­жении ве­лика зас­лу­га его ра­бот­ни­ков, вы­пуск­ни­ков шко­лы ФЗУ. Луч­шие из них, ста­ханов­цы Е. Ф. Шумс­кая, А. Ф. Аб­ра­мова, И. А. Егор­ченков, П. С. Вол­ков, А. И. На­зарен­ко, бы­ли удос­то­ены пра­витель­ствен­ных наг­рад.

Из вос­по­мина­ний быв­ше­го ди­рек­то­ра шко­лы ФЗУ Ев­до­кии Сте­панов­ны Куч­ко­вой:

— До 1937 го­да ди­рек­то­ром шко­лы был Анд­рей Ива­нович Шу­валов. Жи­вой, энер­гичный, он при­тяги­вал к се­бе лю­дей. Ког­да его нап­ра­вили на кур­сы Крас­ных ди­рек­то­ров, возг­лав­лять шко­лу ФЗУ наз­на­чили ме­ня как име­ющую спе­ци­аль­ное пе­даго­гичес­кое об­ра­зова­ние. Доб­рым сло­вом хо­чет­ся вспо­минать пер­вых ор­га­низа­торов про­из­водс­твен­но­го обу­чения: зам­по­лита И. Ф. Ка­бано­ву, инс­трук­то­ров А. Д. За­сып­ки­ну, А. В. Про­тони­ну, А. И. На­зарен­ко, пе­даго­гов М. Я. Ве­рино­ву, Ф. Н. Во­лоди­на и др. Они вло­жили мно­го сил в ста­нов­ле­ние шко­лы, прев­ра­щение ее в куз­ни­цу кад­ров для Мос­ковс­ко­го мя­соком­би­ната.

В пер­вые же дни Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны сот­ни ра­бот­ни­ков Мос­ковс­ко­го мя­соком­би­ната, вы­пуск­ни­ков шко­лы ФЗУ, уш­ли за­щищать Ро­дину. Так, фрон­то­вика­ми ста­ли К. А. Кост­ри­ков, Ф. А. Пчель­ни­ков, В. Я. Аг­ли­чев и др. Ра­бочий сырь­ево­го це­ха А. М. Аме­люш­кин с 1941 по 1945 год во­евал в ист­ре­битель­ном ба­таль­оне Та­ганс­ко­го рай­она. Вы­пуск­ник шко­лы ФЗУ Ф. С. Ел­фи­мов участ­во­вал в бо­ях на Ле­нинг­рад­ском и При­бал­тий­ском фрон­тах. Быв­ший ди­рек­тор шко­лы ФЗУ А. И. Шу­валов в на­чале вой­ны был од­ним из ру­ково­дите­лей граж­данс­кой обо­роны мя­соком­би­ната, во­евал в на­род­ном опол­че­нии и по­гиб под Моск­вой в 1941 го­ду.

Всю стра­ну об­ле­тела весть о под­ви­ге быв­ше­го ра­бот­ни­ка ком­би­ната, в 1935 го­ду окон­чивше­го шко­лу ФЗУ, лет­чи­ка В. В. Та­лали­хина. Во вре­мя ноч­но­го воз­душно­го боя, ис­черпав за­пас бо­еп­ри­пасов, он про­тара­нил вра­жес­кий са­молет. Ука­зом Пре­зиди­ума Вер­ховно­го Со­вета СССР от­важно­му лет­чи­ку бы­ло прис­во­ено зва­ние Ге­роя Со­ветс­ко­го Со­юза.

На ком­би­нате ос­та­лись и в гроз­ные во­ен­ные го­ды тру­дились, не счи­та­ясь со вре­менем, сест­ры З.А. и К. А. Ба­рыш­ни­ковы, П. М. Тум­ки­на, В. П. Бар­ба­шева и мно­гие дру­гие.

Кро­ме ос­новной про­дук­ции, в жи­ровом це­хе Мос­ковс­ко­го мя­соком­би­ната уча­щи­еся вы­пус­ка­ли не­об­хо­димые для стра­ны и ар­мии кон­цент­ра­ты каш из раз­личных круп, топ­ле­ное мас­ло, прес­со­ван­ный яич­ный по­рошок, со­евые кот­ле­ты. В спец­це­хе про­из­во­дили гра­наты и взрыв­чатку. А ког­да на мя­соком­би­нате был соз­дан цех медп­ре­пара­тов, уча­щи­еся шко­лы ФЗУ об­ра­баты­вали сырье для про­из­водс­тва ле­карств, в част­нос­ти, пе­ницил­ли­на, фа­сова­ли го­товые пре­пара­ты.

Из вос­по­мина­ний быв­ше­го ди­рек­то­ра шко­лы ФЗУ Ев­до­кии Сте­панов­ны Куч­ко­вой:

— Гля­дя на се­год­няшних уче­ников ПТУ — рос­лых, лад­но сло­жен­ных, здо­ровых, хо­рошо оде­тых, не­воль­но вспо­мина­ешь да­лекие пос­ле­во­ен­ные го­ды. Тог­да учить­ся в шко­лу при мя­соком­би­нате мо­лодежь шла час­тень­ко для то­го, что­бы как-то под­кормить­ся. Пом­ню, при­шел пос­ту­пать в шко­лу ФЗУ маль­чик лет две­над­ца­ти. При­вела его ма­ма. Я ска­зала, что та­ких ма­лышей мы не при­нима­ем. Мать расп­ла­калась и ска­зала, что она кол­хозни­ца, у нее шес­те­ро де­тей, муж по­гиб на фрон­те, де­тей не­чем кор­мить. Я ей по­сочувс­тво­вала, но ска­зала, что маль­чи­ку не под си­лу бу­дет ра­ботать в це­хе и нуж­но по­дож­дать два го­да. Тог­да зап­ла­кал маль­чик. Он был ма­лень­кий, ху­день­кий, блед­ный. Он пла­кал и сквозь сле­зы го­ворил, что ско­ро ум­рет с го­лоду… Приш­лось взять его в биб­ли­оте­ку, где он по­могал подк­ле­ивать стра­нич­ки в кни­гах. Как и дру­гих уче­ников, его кор­ми­ли завт­ра­ком, обе­дом и ужи­ном…

1950-е и осо­бен­но 1960-е го­ды внес­ли не­мало пе­ремен в жизнь од­но­го из ста­рей­ших учеб­ных за­веде­ний про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния Моск­вы.

В 1964 го­ду на ба­зе шко­лы ФЗУ бы­ло соз­да­но го­родс­кое про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­кое учи­лище № 100 (ГПТУ № 100). В учи­лище соз­да­ет­ся креп­кий друж­ный кол­лектив пе­даго­гов и мас­те­ров. Да, имен­но мас­те­ров. Су­хое наз­ва­ние долж­нос­ти «инс­трук­тор-вос­пи­татель» за­мени­ли на бо­лее точ­ное «мас­тер про­из­водс­твен­но­го обу­чения».

За вре­мя сво­его су­щест­во­вания шко­ла ФЗУ, а за­тем ГПТУ № 100 под­го­тови­ли свы­ше 10 ты­сяч ква­лифи­циро­ван­ных ра­бочих. Учи­лище по-преж­не­му ос­та­валось ос­новной куз­ни­цей мо­лодых кад­ров для сто­лич­но­го мя­соком­би­ната. В ГПТУ № 100 од­новре­мен­но обу­чалось бо­лее 300 юно­шей и де­вушек в воз­расте от 15 до 17 лет.

В 1965 го­ду про­изош­ло два со­бытия, ко­торые ос­та­вили за­мет­ный след в ис­то­рии учи­лища. В ка­нун 20-ле­тия По­беды над фа­шист­ской Гер­ма­ни­ей в ГПТУ № 100 был тор­жест­вен­но отк­рыт му­зей, пос­вя­щен­ный быв­ше­му вос­пи­тан­ни­ку шко­лы ФЗУ, лет­чи­ку, Ге­рою Со­ветс­ко­го Со­юза Вик­то­ру Та­лали­хину. В те­чение трех лет с лю­бовью и тре­петом со­бира­ли уча­щи­еся, пе­даго­ги, мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения ма­тери­алы о ге­рое.

За 40 с лиш­ним лет мно­гое из­ме­нилось, и се­год­ня про­филь му­зея — ис­то­рия об­ра­зова­тель­но­го уч­режде­ния, но по-преж­не­му ве­дущая и са­мая об­ширная экс­по­зиция пос­вя­щена па­мяти ге­роя В, Та­лали­хина.

2 ав­густа 1965 го­да ис­полни­тель­ный ко­митет Мос­ковс­ко­го го­родс­ко­го Со­вета де­пута­тов тру­дящих­ся при­нял ре­шение: «Под­держать прось­бу Мос­ковс­ко­го го­родс­ко­го уп­равле­ния про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния и хо­датай­ство­вать пе­ред Со­ветом Ми­нист­ров РСФСР о прис­во­ении про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­му учи­лищу № 100 име­ни Ге­роя Со­ветс­ко­го Со­юза Вик­то­ра Та­лали­хина».

Хо­датай­ство бы­ло вско­ре удов­летво­рено, и кол­лектив ГПТУ № 100 по­лучил не­мало позд­рав­ле­ний в свя­зи с прис­во­ением учи­лищу име­ни ге­роя.

Боль­шинс­тво на­чина­ний, тра­диций, ко­торые соз­да­вались в пе­ри­од су­щест­во­вания ГПТУ № 100, бе­реж­но сох­ра­ня­ют­ся и при­ум­но­жа­ют­ся кол­лекти­вом Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28 име­ни Ге­роя Со­ветс­ко­го Со­юза В. Та­лали­хина.

В тот пе­ри­од боль­шой вклад в вос­пи­тание и обу­чение ра­бочих кад­ров для мяс­ной про­мыш­леннос­ти внес­ли К. С. Шус­то­ва, М. В. Сыч­ко­ва, В. И. Але­шин, З. В. Вла­сова и мно­гие дру­гие.

Они под­го­тови­ли та­ких за­меча­тель­ных мас­те­ров про­из­водс­тва, как Е. Г. Ско­рохо­дова, Ла­уреат Го­сударс­твен­ной пре­мии Б. Я. Мат­ла­хов, Ге­рой Со­ци­алис­ти­чес­ко­го тру­да З. Ф. На­заро­ва и др.

Учи­лище не раз ме­няло свое наз­ва­ние: 1980 г. — пре­об­ра­зова­но в ТУ № 100 име­ни В. Та­лали­хина; 1984 г. — пре­об­ра­зова­но в СПТУ № 100 име­ни В. Та­лали­хина; 1988 г. — пре­об­ра­зова­но в ПТУ № 100 име­ни Та­лали­хина.

В 1982 го­ду кол­лектив учи­лища по­лучил воз­можность ра­ботать в но­вом зда­нии в Пе­чат­ни­ках. В прос­торных, свет­лых учеб­ных ауди­тори­ях идет те­перь под­го­тов­ка ква­лифи­циро­ван­ной сме­ны как для Мос­ковс­ко­го мя­соком­би­ната, так и для дру­гих предп­ри­ятий Моск­вы. Од­новре­мен­но с про­фес­си­ей уча­щи­еся по­луча­ют здесь и сред­нее об­ра­зова­ние.

В 1992 го­ду учи­лище бы­ло ре­ор­га­низо­вано в Центр по под­го­тов­ке и пе­репод­го­тов­ке спе­ци­алис­тов мя­сопе­рера­баты­ва­ющей про­мыш­леннос­ти го­рода Моск­вы; в 1995 го­ду — учеб­ное за­веде­ние ста­ло на­зывать­ся Цент­ром неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния ре­мес­ленни­ков пи­щевых про­из­водств, ко­торый в 1998 го­ду был ре­ор­га­низо­ван в Про­фес­си­ональ­ный ли­цей № 340 — центр неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния ре­мес­ленни­ков пи­щевых про­из­водств.

Про­фес­си­ональ­ный ли­цей № 340 и се­год­ня, в сос­та­ве Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28, осу­щест­вля­ет под­го­тов­ку вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ных, кон­ку­рен­тоспо­соб­ных в ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки ра­бочих, спе­ци­алис­тов, слу­жащих для предп­ри­ятий пи­щевой и пе­рера­баты­ва­ющей про­мыш­леннос­ти, тор­говли, гос­ти­нич­но­го хо­зяй­ства и сис­те­мы уп­равле­ния.

В кол­ледже дей­ству­ют учеб­ный кол­басный цех, учеб­ная ми­ни-пе­кар­ня, учеб­ный ма­газин, сле­сар­ная и ре­монт­ные мас­терс­кие, ав­тошко­ла.

Про­из­водс­твен­ное обу­чение про­водит­ся на луч­ших мя­сопе­рера­баты­ва­ющих предп­ри­ятиях, в ве­дущих су­пер­марке­тах, в рес­то­ранах, пе­кар­нях и гос­ти­ницах Моск­вы, где в даль­ней­шем про­дол­жа­ют свою тру­довую де­ятель­ность вы­пуск­ни­ки кол­леджа.

 

Под­разде­ление № 2

(быв­ший Мос­ковс­кий ме­хани­ко-тех­но­логи­чес­кий тех­ни­кум мяс­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти)

Тех­ни­кум на­чина­ет свою ис­то­рию с 1931 го­да. При­чиной соз­да­ния Мос­ковс­ко­го ме­хани­ко-тех­но­логи­чес­ко­го тех­ни­кума мяс­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти в пе­ри­од ко­рен­ной ре­конс­трук­ции жи­вот­но­вод­ческой ба­зы стра­ны.

Быст­рый рост мяс­ной про­мыш­леннос­ти не воз­мо­жен без ква­лифи­каци­он­ных кад­ров. В пос­та­нов­ле­нии ЦК ВКП (б) от 20 де­каб­ря 1929 го­да от­ме­чалось ре­ша­ющее зна­чение под­го­тов­ки кад­ров для мяс­ной про­мыш­леннос­ти и в свя­зи с этим — не­об­хо­димость ор­га­низа­ции спе­ци­аль­ных тех­ни­кумов и фа­куль­те­тов при ву­зах.

В то вре­мя тех­ни­кум имел че­тыре от­де­ления: тех­но­логи­чес­кое, ме­хани­чес­кое, хи­мичес­кое и эко­номи­чес­кое.

В 1938 го­ду на ос­но­вании пос­та­нов­ле­ния эко­номи­чес­ко­го Со­вета на­род­ных ко­мис­са­ров СССР и при­каза Нар­ко­мата пи­щевой про­мыш­леннос­ти Мос­ковс­кий мяс­ной тех­ни­кум и Мос­ковс­кий хо­лодиль­ный тех­ни­кум, на­ходя­щий­ся в ве­дении Нар­ко­мата пи­щевой про­мыш­леннос­ти, бы­ли объ­еди­нены в еди­ный Мос­ковс­кий ме­хани­ко-тех­но­логи­чес­кий тех­ни­кум мяс­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти.

Осенью 1941 го­да, в свя­зи с тя­желой фрон­то­вой обс­та­нов­кой под Моск­вой, тех­ни­кум был под­го­тов­лен к эва­ку­ации в го­род Тю­мень. Но нас­тупле­ние не­мец­ких ар­мий бы­ло ос­та­нов­ле­но, и тех­ни­кум не был эва­ку­иро­ван. С 1 ян­ва­ря 1942 го­да он во­зоб­но­вил свою ра­боту с дву­мя от­де­лени­ями: тех­но­логи­чес­ким и ме­хани­чес­ким. В 1949 го­ду вновь отк­ры­то и хо­лодиль­ное от­де­ление.

В пе­ри­од с 1 ян­ва­ря 1942 го­да по 1 но­яб­ря 1950 го­да в тех­ни­куме функ­ци­они­рова­ло толь­ко днев­ное от­де­ление. С 1 но­яб­ря 1950 го­да бы­ло вновь ор­га­низо­вано ве­чер­нее от­де­ление по тех­но­логи­чес­кой и ме­хани­чес­кой спе­ци­аль­нос­тям.

24 но­яб­ря 1955 го­да по при­казу Ми­нис­терс­тва мяс­ной и мо­лоч­ной про­мыш­леннос­ти СССР на ба­зе Мос­ковс­ко­го ме­хани­ко-тех­но­логи­чес­ко­го тех­ни­кума мяс­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти был ор­га­низо­ван Все­со­юз­ный за­оч­ный тех­ни­кум мяс­ной и мо­лоч­ной про­мыш­леннос­ти, под­го­тов­ка в ко­тором ве­лась по се­ми спе­ци­аль­нос­тям: «Тех­но­логия мяс­ных и пти­цеп­ро­дук­тов», «Тех­но­логия мо­лока и мо­лоч­ных про­дук­тов», «Обо­рудо­вание предп­ри­ятий мяс­ной про­мыш­леннос­ти», «Обо­рудо­вание предп­ри­ятий мо­лоч­ной про­мыш­леннос­ти», «Хо­лодиль­но-комп­рес­сорные ма­шины и ус­та­нов­ки», «Пла­ниро­вание на предп­ри­ятиях пи­щевой про­мыш­леннос­ти», «Бух­галтерс­кий учет».

В 1955 го­ду Ми­нис­терс­тво мяс­ной и мо­лоч­ной про­мыш­леннос­ти СССР по­ручи­ло тех­ни­куму под­го­товить двух сту­ден­тов из Мон­голь­ской на­род­ной рес­публи­ки. В 1959 го­ду они ус­пешно окон­чи­ли тех­ни­кум. Юн­дэн Лув­сандорж, окон­чив пос­ле тех­ни­кума Одесс­кий тех­но­логи­чес­кий инс­ти­тут, ра­бота­ет в Ми­нис­терс­тве пи­щевой про­мыш­леннос­ти Мон­голь­ской на­род­ной рес­публи­ки, а Бад­рах — на­чаль­ник кол­басно­го це­ха Улан­ба­торс­ко­го мя­соком­би­ната. Позд­нее бы­ло под­го­тов­ле­но еще 10 спе­ци­алис­тов из Мон­го­лии, учи­лись здесь сту­ден­ты из Со­мали и с Ку­бы.

В 1960 го­ду бы­ли ор­га­низо­ваны кур­сы по под­го­тов­ке в тех­ни­кум аби­тури­ен­тов как на оч­ную, так и на за­оч­ную сис­те­мы обу­чения.

На про­тяже­нии все­го вре­мени сво­его су­щест­во­вания тех­ни­кум под­го­товил сот­ни спе­ци­алис­тов для мяс­ной, мо­лоч­ной и хо­лодиль­ной про­мыш­леннос­ти.

В 2005 го­ду тех­ни­кум, как уч­режде­ние сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, во­шел в сос­тав Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28 и про­дол­жа­ет го­товить ква­лифи­циро­ван­ные кад­ры уже в сос­та­ве кол­леджа.

 

Под­разде­ление № 3

(Про­фес­си­ональ­ное учи­лище № 172 — шко­ла по­варс­ко­го ис­кусс­тва)

В 1977 го­ду при­казом Глав­но­го уп­равле­ния проф­те­хоб­ра­зова­ния Моск­вы бы­ло соз­да­но СГПТУ № 172 для под­го­тов­ки ква­лифи­циро­ван­ных ра­бочих — по­варов и кон­ди­теров — для Глав­но­го уп­равле­ния об­щест­вен­но­го пи­тания Мос­го­рис­полко­ма. Учи­лось здесь 600 че­ловек. Расп­ре­деля­ли их в ос­новном по трес­там сто­ловых, в пер­вую оче­редь, обес­пе­чивая зап­ро­сы рай­она Ле­фор­то­во. По ли­нии Глав­но­го уп­равле­ния об­щест­вен­но­го пи­тания учи­лище всег­да при­нима­ло учас­тие в об­щест­вен­ных ме­роп­ри­ятиях рай­она: нап­ри­мер, в про­веде­нии дней го­рода, ор­га­низо­выва­ло и са­мо ак­тивно при­нима­ло учас­тие в кон­курсах про­фес­си­ональ­но­го мас­терс­тва.

С са­мого пер­во­го дня здесь бы­ла соз­да­на хо­рошая ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кая ба­за: все ка­бине­ты на сто про­цен­тов ос­на­щены сов­ре­мен­ным комп­лек­сным ме­тоди­чес­ким обес­пе­чени­ем. Не­од­нократ­но ка­бине­ты учи­лища за­нима­ли в кон­курсах при­зовые мес­та по го­роду Моск­ве: нап­ри­мер, ка­бинет аст­ро­номии (за­веду­ющий ка­бине­том К. С. Ашит­ков) — 1 мес­то в 1983 го­ду; ка­бинет ку­лина­рии (за­веду­ющая ка­бине­том Г. С. Го­лов­ле­ва) — 1 мес­то в 1992 го­ду.

С 1978 по 2004 год учи­лищем бесс­мен­но ру­ково­дил зас­лу­жен­ный учи­тель Рос­сии, от­личник проф­те­хоб­ра­зова­ния, де­путат го­родс­ко­го Со­вета на­род­ных де­пута­тов Конс­тан­тин Сер­ге­евич Ашит­ков. Он окон­чил Мос­ковс­кий пе­даго­гичес­кий инс­ти­тут име­ни Н. К. Крупс­кой, по­лучил спе­ци­аль­ность «Учи­тель фи­зики и аст­ро­номии», про­шел путь от пре­пода­вате­ля фи­зики, за­вуча до ди­рек­то­ра учи­лища. Это был из­вест­ный и ува­жа­емый че­ловек и в кол­лекти­ве, и в рай­оне Ле­фор­то­во.

На ба­зе учи­лища си­лами пе­даго­гичес­ко­го кол­лекти­ва и са­мого ди­рек­то­ра, К. С. Ашит­ко­ва при тес­ном вза­имо­дей­ствии с ве­тера­нами рай­она был соз­дан му­зей бо­евой сла­вы. В го­ды Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны в до­ме № 12 на ули­це Ух­томс­кой фор­ми­рова­лась Крас­нозна­мен­ная ми­номет­ная ди­визия. Во дво­ре до­ма и по сей день сто­ит зе­нит­ная ус­та­нов­ка «Ка­тюша». Поз­же зда­ние учи­лища вмес­те с му­зе­ем бы­ло пе­реда­но шко­ле № 733 Ка­лининс­ко­го рай­она и те­перь яв­ля­ет­ся пред­ме­том гор­дости рай­она Ле­фор­то­во.

В 1988 го­ду по ре­шению Ис­полни­тель­но­го ко­мите­та Ка­лининс­ко­го рай­со­вета учи­лище пе­ре­еха­ло в ос­во­бодив­ше­еся зда­ние по ад­ре­су: ули­ца Ави­амо­тор­ная, дом 36/7. Ре­конс­трук­ция зда­ния про­води­лась собс­твен­ны­ми си­лами — преж­де все­го бла­года­ря ди­рек­то­ру Конс­тан­ти­ну Сер­ге­еви­чу Ашит­ко­ву, за­мес­ти­телю ди­рек­то­ра по учеб­но-вос­пи­татель­ной ра­боте Ев­ге­нию Влад­ле­нови­чу Гри­бову, пре­пода­вате­лю Сер­гею Алек­санд­ро­вичу Ас­та­хову. В те­чение по­луго­да шел ре­монт, но за­то 1 сен­тября 1989 го­да кол­лектив учи­лища встре­чал уже в об­новлен­ных сте­нах. С тех пор имен­но по это­му ад­ре­су го­товят бу­дущих по­варов и кон­ди­теров для инф­рас­трук­ту­ры сто­лицы. Весь ин­же­нер­но-пе­даго­гичес­кий кол­лектив ПУ № 172 при под­держ­ке ба­зово­го предп­ри­ятия и Де­пар­та­мен­та об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы про­дела­ли ог­ромную ра­боту по соз­да­нию сов­ре­мен­ной ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы и со­вер­шенс­тво­ванию учеб­но-вос­пи­татель­ной ра­боты.

В 1992 го­ду ПУ № 172 соз­да­ет­ся учеб­но-про­из­водс­твен­ное под­разде­ление, ко­торое позд­нее бы­ло ре­ор­га­низо­вано в ав­то­ном­ную не­ком­мерчес­кую ор­га­низа­цию «Ком­би­нат пи­тания »ВМЕС­ТЕ»». Ос­новная цель та­кого предп­ри­ятия, ра­бота­юще­го на са­мофи­нан­си­рова­нии, — соз­да­ние ре­аль­ных ус­ло­вий, где обу­ча­ющиеся не толь­ко про­ходят про­из­водс­твен­ное обу­чение в ус­ло­ви­ях мас­со­вого про­из­водс­тва пи­щи, но и за­нима­ют­ся ор­га­низа­ци­ей го­ряче­го пи­тания для та­ких же уча­щих­ся, как и они са­ми. И в на­ши дни ком­би­нат пи­тания ре­аль­но су­щест­ву­ет, про­дол­жая осу­щест­влять про­из­водс­тво, ре­али­зацию и ор­га­низа­цию пот­ребле­ния про­дук­ции об­щест­вен­но­го пи­тания в Тех­но­логи­чес­ком кол­ледже № 28, в Кол­ледже ар­хи­тек­ту­ры и ме­недж­мен­та в стро­итель­стве № 17 и Кол­ледже лег­кой про­мыш­леннос­ти № 24. Си­лами обу­ча­ющих­ся — и это пред­мет осо­бой гор­дости — ежед­невно обс­лу­жива­ют­ся го­рячим пи­тани­ем бо­лее двух ты­сяч че­ловек!

У ис­то­ков соз­да­ния ком­би­ната пи­тания сто­яли ди­рек­тор учи­лища К. С. Ашит­ков, за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте Л. Г. Лин­гарт. В 1991 го­ду из Глав­но­го уп­равле­ния проф­те­хоб­ра­зова­ния для ко­ор­ди­нации ра­боты ком­би­ната пи­тания бы­ла нап­равле­на ве­дущий спе­ци­алист Та­мара Ва­силь­ев­на Ша­миро­ва. Она не­пос­редс­твен­но возг­ла­вила это нов­шест­во, ор­га­низо­выва­ла и на­лажи­вала его ра­боту. В сос­та­ве ком­би­ната пи­тания бы­ло сфор­ми­рова­но под­разде­ление, вклю­ча­ющее в се­бя груп­пу снаб­же­ния, груп­пу каль­ку­лято­ров и, ко­неч­но, транс­пор­тный от­дел. При­чем в струк­ту­ре ком­би­ната не бы­ло ни по­судо­мо­ек, ни раз­но­рабо­чих: все ви­ды де­ятель­нос­ти осу­щест­вля­лись толь­ко собс­твен­ны­ми си­лами. С 2005 го­да и по нас­то­ящее вре­мя ком­би­натом пи­тания ру­ково­дит Еле­на Ни­кола­ев­на Ни­кити­на.

В 2005 го­ду ПУ № 172 вош­ло в сос­тав Тех­но­логи­чес­кий кол­ледж № 28. Имен­но с это­го мо­мен­та учи­лище во­зоб­но­вило тра­дици­он­ную фор­му под­го­тов­ки вы­пуск­ни­ков — на ба­зе ос­новно­го об­ще­го об­ра­зова­ния обу­ча­ющиеся по­луча­ли воз­можность при­об­рести про­фес­сию и по­лучить ат­тестат за сред­нюю шко­лу.

 

Под­разде­ление № 4

(Рес­публи­канс­кий за­оч­ный по­литех­ни­кум)

Ис­то­рия это­го учеб­но­го за­веде­ния тес­но свя­зано с раз­ви­ти­ем стра­ны в пос­ле­во­ен­ный пе­ри­од. Тя­желое эко­номи­чес­кое по­ложе­ние, нех­ватка ква­лифи­циро­ван­ных кад­ров в раз­личных от­раслях на­род­но­го хо­зяй­ства — все это яви­лось мощ­ным толч­ком для ор­га­низа­ции учеб­но­го за­веде­ния и оп­ре­дели­ло за­дачи его де­ятель­нос­ти.

Рас­по­ряже­ни­ем Со­вета Ми­нист­ров СССР от 16 де­каб­ря 1952 го­да с 1953/1954 учеб­но­го го­да в Моск­ве был ор­га­низо­ван Все­со­юз­ный за­оч­ный элект­ро­меха­ничес­кий тех­ни­кум (ВЗЭМТ), на­ходя­щий­ся в ве­дении Ми­нис­терс­тва элект­роп­ро­мыш­леннос­ти СССР. Тех­ни­кум го­товил вы­пуск­ни­ков по спе­ци­аль­нос­тям: «Элект­ро­ап­па­ратост­ро­ение», «Элект­ро­маши­ност­ро­ение», «Элект­роп­ри­борост­ро­ение»

В 1960 го­ду ВЗЭМТ был пе­редан Ми­нис­терс­тву выс­ше­го и сред­не­го спе­ци­аль­но­го об­ра­зова­ния РСФСР, а пос­ле его ре­ор­га­низа­ции — в ве­дение Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

В 1993 го­ду при­казом Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния Рос­сий­ской Фе­дера­ции от это­го же тех­ни­кум был пе­ре­име­нован в Рес­публи­канс­кий за­оч­ный по­литех­ни­кум (РЗПТ).

Слож­ные 90-е го­ды ХХ ве­ка, раз­ви­тие ры­ноч­ных от­но­шений обус­ло­вили отк­ры­тие но­вых вост­ре­бован­ных спе­ци­аль­нос­тей, та­ких, как «Ме­недж­мент» и «Эко­номи­ка и бух­галтерс­кий учет».

На ос­но­вании рас­по­ряже­ния пра­витель­ства Рос­сий­ской Фе­дера­ции от 03.12.2004 г. и Пос­та­нов­ле­ния пра­витель­ства Моск­вы от 03.05.2005 г. тех­ни­кум был пе­редан в ве­дение Де­пар­та­мен­та об­ра­зова­ния го­рода Моск­вы.

В Моск­ве тех­ни­кум тес­но сот­рудни­чал с за­вода­ми: «НИ­ИДАР», ЗАО «Са­лют», «САМ» им. В. Д. Кал­мы­кова, «Мос­ка­бель».

Пер­во­началь­но тех­ни­кум на­ходил­ся на тер­ри­тории Ка­бель­но­го за­вода. Сво­их учеб­ных клас­сов не бы­ло, по­это­му пре­пода­вате­ли про­води­ли за­нятия в шко­лах и на за­водах г. Моск­вы.

Пе­даго­гичес­кий кол­лектив, сос­то­яв­ший в ос­новном из пре­пода­вате­лей-прак­ти­ков, раз­ра­баты­вал учеб­ные по­собия, не­об­хо­димые сту­ден­там-за­оч­ни­кам, пе­реда­вал им свой опыт и зна­ния.

В кон­це 1950-х го­дов Ми­нис­терс­тво элект­роп­ро­мыш­леннос­ти СССР вы­дели­ло тех­ни­куму два эта­жа в зда­нии Ка­бель­но­го за­вода, где он и на­ходит­ся по се­год­няшний день.

Боль­шой вклад в соз­да­ние и под­держа­ние ма­тери­аль­но-тех­ни­чес­кой ба­зы, в ор­га­низа­цию учеб­но­го про­цес­са, сох­ра­нение луч­ших тра­диций учеб­но­го за­веде­ния внес­ли ди­рек­то­ра тех­ни­кума: И. В. Лы­та­ев (1955—1963 гг.), А. В. Ду­давс­кий (1964—1985 гг.), М. А. Ко­сов (1982—2006 гг.).

М. А. Ко­сов — Зас­лу­жен­ный учи­тель Рос­сий­ской Фе­дера­ции. С 1982 го­да ра­ботал в долж­нос­ти за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра, а в 1986 го­ду при­нял на се­бя ру­ководс­тво тех­ни­кумом. Его не­ус­танная ра­бота прев­ра­тила тех­ни­кум в сов­ре­мен­ное об­ра­зова­тель­ное уч­режде­ние сред­не­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния, где се­год­ня го­товят вы­сокок­ва­лифи­циро­ван­ных спе­ци­алис­тов сред­не­го зве­на в сфе­ре от­раслях эко­номи­ки, бух­галтерс­ко­го уче­та и ме­недж­мен­та. На этом пос­ту он про­рабо­тал до ре­ор­га­низа­ции тех­ни­кума, ко­торая про­изош­ла в 2006 го­ду.

С 1 сен­тября 2006 го­ду Рес­публи­канс­кий за­оч­ный по­литех­ни­кум во­шел в струк­ту­ру Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28.

Ли­дия Сер­ге­ев­на Аль­тман

Пре­пода­ватель об­щест­вен­ных дис­циплин

Л. А. Аль­тман ро­дилась в г. Пок­ро­ве Вла­димирс­кой об­ласти в 1925 го­ду. Ма­ма — врач, па­па — ди­рек­тор пок­ровс­кой шко­лы. Она пош­ла по сто­пам от­ца, хо­тя путь этот был не так прост.

В 1943 го­ду Ли­дия Сер­ге­ев­на пос­ту­пила в ме­дицинс­кий инс­ти­тут. И, на­вер­ное, ста­ла бы хо­рошим вра­чом, по­тому что доб­ро­та, лю­бовь к лю­дям, уме­ние восп­ри­нимать чу­жую боль, как свою собс­твен­ную, всег­да бы­ли чер­та­ми ее ха­рак­те­ра. Но му­жа в 1946 го­ду пе­реве­ли в во­инс­кую часть в го­род Вы­борг, и Ли­дия Сер­ге­ев­на вы­нуж­де­на бы­ла уй­ти из инс­ти­тута, а вер­нувшись в 1948 го­ду в Моск­ву, ре­шила учить­ся сно­ва. Но на этот раз в Мос­ковс­ком го­сударс­твен­ном пе­даго­гичес­ком инс­ти­туте име­ни В. И. Ле­нина, ку­да пос­ту­пила на за­оч­ное от­де­ление.

Так слу­чилось, что на од­ном кур­се ис­то­ричес­ко­го фа­куль­те­та учил­ся с ней Фе­дор Лукь­яно­вич Кост­ри­цын. Он был наз­на­чен ди­рек­то­ром толь­ко что отк­рыв­ше­гося тог­да Все­со­юз­но­го за­оч­но­го элект­ро­меха­ничес­ко­го тех­ни­кума. «А по­чему бы те­бе не ра­ботать у нас?» — за­дал он воп­рос од­но­курс­ни­це. Дей­стви­тель­но, а по­чему бы не поп­ро­бовать? Эта встре­ча и оп­ре­дели­ла даль­ней­ший путь Ли­дии Сер­ге­ев­ны.

Ис­то­рия ВЗЭМТ тес­но свя­зано с раз­ви­ти­ем стра­ны в пос­ле­во­ен­ный пе­ри­од. Тя­желое эко­номи­чес­кое по­ложе­ние, нех­ватка ква­лифи­циро­ван­ных кад­ров в раз­личных от­раслях на­род­но­го хо­зяй­ства яви­лись мощ­ным толч­ком для ор­га­низа­ции учеб­но­го за­веде­ния, приз­ванно­го го­товить мо­лодые кад­ры для воз­рождав­шей­ся про­мыш­леннос­ти.

В этом учеб­ном за­веде­нии и на­чалась тру­довая де­ятель­ность Л. С. Аль­тман. Не­лег­ко при­ходи­лось. А ко­му в то неп­ростое пос­ле­во­ен­ное вре­мя бы­ло лег­ко? Пре­пода­вате­ли тех­ни­кума про­води­ли за­нятия на за­водах Моск­вы в спе­ци­аль­но обо­рудо­ван­ных ауди­тори­ях. Вы­ез­жа­ли на предп­ри­ятия Под­московья. Тех­ни­кум имел фи­ли­алы и в дру­гих го­родах: Ижевс­ке, Бел­го­роде, Се­верод­винс­ке, Ря­зани. На всю жизнь за­пом­ни­лись Ли­дии Сер­ге­ев­не эти по­езд­ки: ав­то­бусы, гос­ти­ницы, об­ще­жития, от­сутс­твие по­рой са­мых эле­мен­тарных удобств. Но боль­ше все­го за­пом­ни­лись сту­ден­ты, быв­шие фрон­то­вики, жад­но тя­нув­ши­еся к зна­ни­ям.

«Пом­ню пер­вое за­нятие по ис­то­рии, — вспо­мина­ет Ли­дия Сер­ге­ев­на, — я вош­ла в класс и уви­дела трид­цать пар глаз со­вер­шенно взрос­лых лю­дей. За их спи­ной боль­шой прак­ти­чес­кий и жиз­ненный опыт. Они бы­ли уве­рен­ны­ми, энер­гичны­ми на про­из­водс­тве, но нас­то­рожен­ны­ми и рас­те­рян­ны­ми здесь, в ауди­тории. Пер­вое, о чем я по­дума­ла: „Вдруг они за­дадут мне воп­рос, на ко­торый я не смо­гу от­ве­тить?“ За­нятие я про­вела. Ник­то ни о чем не спро­сил. Но этот воп­рос я за­дава­ла се­бе каж­дый раз, ког­да вхо­дила в класс, бу­дучи уже опыт­ным, „умуд­ренным“ жизнью пре­пода­вате­лем. Из этой бо­яз­ни не от­ве­тить на воп­рос сту­ден­та вы­рос­ло ог­ромное же­лание глу­боко ос­во­ить и изу­чить дис­ципли­ну, ко­торую я пре­пода­вала».

Сна­чала та­кой дис­ципли­ной бы­ла ис­то­рия, по­том об­щест­во­веде­ние, а в 1970-х го­дах — по­литэ­коно­мия. В это же вре­мя на­чалась ее пар­тий­ная де­ятель­ность. (Пре­пода­вать по­литэ­коно­мию мог­ли толь­ко чле­ны КПСС. Сей­час это зву­чит стран­но, но тем не ме­нее так бы­ло в те го­ды.) Дол­го ра­бота­ла Л. С. Аль­тман за­мес­ти­телем сек­ре­таря пар­торга­низа­ции по иде­оло­гии. Изу­чала ма­тери­алы съ­ез­дов, выс­ту­пала на пар­тий­ных соб­ра­ни­ях, кон­фе­рен­ци­ях с док­ла­дами, те­зиса­ми. На про­тяже­нии 36 лет она бы­ла пред­се­дате­лем пред­метной цик­ло­вой ко­мис­сии со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ких дис­циплин, ве­ла боль­шую об­щест­вен­ную ра­боту.

Нас­ту­пили 1990-е го­ды. ВЗЭМТ был пе­ре­име­нован в Рес­публи­канс­кий за­оч­ный по­литех­ни­кум, ко­торый в 2006 го­ду во­шел в сос­тав Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28.

В учеб­ных пла­нах боль­ше не ос­та­лось мес­та для марк­сист­ско-ле­нинс­кой фи­лосо­фии, ис­то­рии КПСС и по­литэ­коно­мии. Вре­мя ме­нялось, и Ли­дия Сер­ге­ев­на про­дол­жа­ла ид­ти с ним в но­гу. Она взя­лась за изу­чение дис­ципли­ны «Эко­номи­чес­кая те­ория» и до 2008 го­да ус­пешно пре­пода­вала сту­ден­там азы ры­ноч­ной эко­номи­ки. Не отс­та­вать от сов­ре­мен­ных тен­денций — та­лант­ли­вому пре­пода­вате­лю это всег­да уда­валось.

В 2008 го­ду Ли­дия Сер­ге­ев­на Аль­тман уш­ла на зас­лу­жен­ный от­дых, но ду­шой она, не­сом­ненно, ос­та­лась в сте­нах лю­бимо­го и став­ше­го за дол­гие го­ды род­ным учеб­но­го за­веде­ния. Ее вы­пуск­ни­ки ра­бота­ют на мно­гих предп­ри­ятиях Рос­сии и быв­ших рес­публик на­шей стра­ны

За вре­мя сво­ей тру­довой де­ятель­нос­ти Ли­ди­ей Сер­ге­ев­ной прой­ден длин­ный, труд­ный и дей­стви­тель­но кра­сивый путь. Она — лю­бимый пре­пода­ватель всех сту­ден­тов кол­леджа. Оп­ти­мизм, нес­конча­емая энер­гия и, глав­ное, доб­ро­та — вот те ка­чест­ва, ко­торые при­суще Л. С. Аль­тман. Она — по­ис­ти­не дос­той­ный при­мер, ко­торо­му всег­да сле­дова­ли и сту­ден­ты и, что осо­бен­но важ­но, пре­пода­вате­ли.

По сто­пам Ли­дии Алек­се­ев­ны пош­ла и ее дочь Ла­риса Да­видов­на Ло­сина. С 1992 го­да она пре­пода­ет в кол­ледже. И се­год­ня дос­той­но про­дол­жа­ет пе­даго­гичес­кую ди­нас­тию, яв­ля­ясь за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра по учеб­ной ра­боте.

В те­чение 54 лет Л. С. Аль­тман ос­та­валась вер­ной выб­ранно­му де­лу, имея единс­твен­ную за­пись в Тру­довой книж­ке в гра­фе «Мес­то ра­боты» и мно­гочис­ленные бла­годар­ности за доб­ро­совест­ный труд.

Ли­дия Сер­ге­ев­на Аль­тман наг­ражде­на ме­даля­ми «За доб­лест­ный труд», «В па­мять 850-ле­тия Моск­вы». В 2010 го­ду ко Дню По­беды ей бы­ла вру­чена ме­даль «65 лет По­беды в Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­не». Она ве­теран тру­да, ве­теран Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны.

 

 

Ин­тервью

Ве­ра Гри­горь­ев­на Аз­ри­левич

Ве­теран про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­ко­го об­ра­зова­ния

Чья про­фес­сия нуж­ней, чья про­фес­сия важ­ней? Об этом за­думы­ва­ют­ся ты­сячи под­рост­ков, ко­торым толь­ко предс­то­ит выб­рать свой жиз­ненный путь. Моя под­ру­га не­дав­но ска­зала: «Для ме­ня есть три са­мые важ­ные про­фес­сии: ми­лици­онер, врач и учи­тель. И, мо­жет быть, в это труд­но по­верить, но я боль­ше все­го хо­чу учить де­тей». Ско­ро ее меч­та осу­щест­вит­ся. Она толь­ко вста­ет на путь пе­даго­гичес­кой де­ятель­нос­ти. А моя дво­юрод­ная ба­буш­ка Ве­ра Гри­горь­ев­на Аз­ри­левич 46 лет жиз­ни пос­вя­тила де­тям.

Ве­ра Гри­горь­ев­на не­веро­ят­но свет­лый, жиз­не­радост­ный че­ловек. Да­же в боль­ни­це, ку­да мы с сест­рой и ма­мой (Га­линой Ро­манов­ной Ши­пило­вой, ко­торая то­же пре­пода­ет в Тех­но­логи­чес­ком кол­ледже № 28, где рань­ше ра­бота­ла В. Г. Аз­ри­левич) при­еха­ли на­вес­тить ее, она встре­тила нас с улыб­кой и шут­кой: «Вы приш­ли про­ведать од­ногла­зого пи­рата!» (у нее пос­ле опе­рации был зак­рыт один глаз).

По­делив­шись пос­ледни­ми но­вос­тя­ми, мы поп­ро­сили Ве­ру Гри­горь­ев­ну расс­ка­зать о сво­ем жиз­ненном пу­ти. И взя­ли у нее, как зап­равс­кие кор­респон­денты, ма­лень­кое ин­тервью:

— Ве­ра Гри­горь­ев­на, прав­да, что сна­чала Вы окон­чи­ли ме­дучи­лище?

— Да, в 1956 го­ду. И сра­зу пош­ла ра­ботать вос­пи­тате­лем в детс­кие яс­ли. И уже по­том пос­ту­пила на за­оч­ное от­де­ление Мос­ковс­ко­го об­ласт­но­го пе­даго­гичес­ко­го инс­ти­тута име­ни Н. К. Крупс­кой.

— Ког­да вы приш­ли в сис­те­му проф­те­хоб­ра­зова­ния?

- В 1969 го­ду — ста­ла сов­ме­щать про­фес­сию вос­пи­тате­ля и пре­пода­вате­ля ис­то­рии в ПТУ. Год про­рабо­тала в под­москов­ном го­роде Элект­рос­та­ли, а в 1970-м уже приш­ла в ПТУ № 100 — те­перь это Тех­но­логи­чес­кий кол­ледж № 28 — и ра­бота­ла там до пен­сии… Но толь­ко дол­го до­ма не за­сиде­лась и че­рез пол­го­да ста­ла вос­пи­тате­лем в детс­ком са­ду. И еще де­вять лет ве­ла ло­гопе­дичес­кую груп­пу.

— Расс­ка­жите, что Вы пре­пода­вали в учи­лище.

- Пре­пода­вала об­щест­во­веде­ние и эс­те­тичес­кое вос­пи­тание. Так у ме­ня и за­писа­но: пре­пода­ватель эс­те­тики и об­щест­во­веде­ния. В 1976 го­ду ста­ла за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра по учеб­ной ра­боте. Мне за­пом­ни­лось, ка­ким бы­ло учи­лище в те го­ды. Все­го 6 ауди­торий, а групп бы­ло мно­го, в не­кото­рые го­ды и до 10 до­ходи­ло…

— Мы не­дав­но наш­ли класс­ный жур­нал. А там Ва­шей ру­кой оцен­ки прос­тавле­ны за отк­ры­тый урок. Это как раз был 1990 год.

- Я не­од­нократ­но да­вала отк­ры­тые уро­ки. При­ез­жа­ли да­же из Ми­нис­терс­тва юс­ти­ции. Всем очень нра­вилось. Ез­ди­ла я в сос­та­ве ко­мис­сии проф­те­хоб­ра­зова­ния в Ка­зань. Участ­во­вала в про­вер­ке. И там да­вала уро­ки.

— Вол­но­вались, на­вер­ное, все-та­ки в чу­жом учи­лище?

- Ни­ког­да не за­буду, как это бы­ло. Пос­ле по­сеще­ния за­нятия, не­удач­но про­веден­но­го мест­ны­ми пе­даго­гами, под­хо­дит на­чаль­ник на­шей груп­пы и го­ворит: «Завт­ра са­ми да­дите урок. По­каза­тель­ный». Я чуть в об­мо­рок не упа­ла. А по­том спра­шиваю: «Ка­кая те­ма?». Пос­мотре­ли жур­нал. Те­ма: «Пе­реход к НЭ­Пу. НЭП». А это бы­ла моя са­мая лю­бимая те­ма! Все прош­ло за­меча­тель­но. Ру­ково­дитель до­волен: «Мо­лод­цы, Вы ме­ня не под­ве­ли. Все хо­рошо!» Все пре­пода­вате­ли соб­ра­лись и смот­ре­ли урок. По­том и в Моск­ве при­ез­жа­ли на мои за­нятия.

— Вы как-то расс­ка­зыва­ли, что так «прист­рас­ти­лись» к отк­ры­тым уро­кам, что в детс­ком са­ду то­же их да­вали…

- Все про­вер­ки, все отк­ры­тые уро­ки бы­ли мои. Я ни­ког­да не за­буду, как я да­вала урок жи­вопи­си. Мои де­ти как выш­ли и да­вай расс­ка­зывать: «Это порт­рет. Это на­тюр­морт. Это пей­заж». Они все это зна­ли, хо­тя сов­сем ма­лыши, не боль­ше пя­ти лет. При­сутс­тву­ющие прос­то ах­ну­ли: «Мы та­кого еще ни­ког­да не ви­дели!» Или еще бы­ло отк­ры­тое за­нятие: ле­карс­твен­ные тра­вы. Как тут на­до бы­ло имп­ро­визи­ровать! Я при­дума­ла ку­коль­ный те­атр с Пет­рушкой, у ко­торо­го гор­ло бо­лело, я ему за­вари­вала по­дорож­ник и ро­маш­ку…

— Вы столь­ко лет пос­вя­тили об­ра­зова­нию, ни­ког­да не бы­ло же­лания уй­ти из са­да или кол­леджа?

- Нет-нет. У ме­ня не бы­ло сво­их де­тей. И всю свою жизнь я от­да­ла чу­жим де­тям. Очень их лю­била и ста­ралась вы­учить, как мож­но луч­ше.

— Да ведь Вы не толь­ко де­тей, но и мо­лодых пе­даго­гов опе­кали, пом­ни­те че­тырех сек­ре­тарей ком­со­моль­ской ор­га­низа­ции…

- Ко­неч­но, На­талью Ни­коно­рову, На­талью Сноп­ко, Та­мару Кры­сано­ву, Ал­лу Опе­рёно­ву. Я ку­риро­вала ком­со­моль­скую ор­га­низа­цию. Все прош­ли че­рез мою шко­лу. Они, по-мо­ему, это­го не от­ри­ца­ют.

— Не от­ри­ца­ют. И на са­мом де­ле счи­та­ют Вас сво­им Учи­телем.

- Да, я не мо­гу на них по­жало­вать­ся. Они и в ра­боте не­мало­го дос­тигли, и ко мне хо­рошо от­но­сят­ся, не за­быва­ют на­вещать…

Заш­ла мед­сест­ра и в тре­тий раз поз­ва­ла Ве­ру Гри­горь­ев­ну на обед. Приш­лось прер­вать на­ше ин­тервью. Пос­мотре­ли на ча­сы. Ока­залось, мы про­сиде­ли вмес­те три ча­са. А вре­мя за раз­го­вором про­лете­ло не­замет­но.

* * *

Поз­же ма­ма расс­ка­зала, что в 1978 го­ду она при­еха­ла из Моз­до­ка, что в Се­вер­ной Осе­тии, в Моск­ву учить­ся. Ко­неч­но, с боль­шим тру­дом при­выка­ла к сто­лице. По со­вету сво­ей те­ти Ве­ры Гри­горь­ев­ны Аз­ри­левич ма­ма пос­ту­пила в ТУ № 100 (в бу­дущем Тех­но­логи­чес­кий кол­ледж № 28). Во вре­мя уче­бы она жи­ла в друж­ной семье Ве­ры Гри­горь­ев­ны и Ле­они­да Мат­ве­еви­ча Аз­ри­леви­чей, ко­торые смог­ли соз­дать теп­лую се­мей­ную обс­та­нов­ку. Окон­чи­ла ма­ма учи­лище с от­ли­чи­ем.

Сей­час моя ма­ма Га­лина Ро­манов­на Ши­пило­ва ра­бота­ет в Тех­но­логи­чес­ком кол­ледже № 28 за­мес­ти­телем ди­рек­то­ра по учеб­ной ра­боте. Я и моя сест­ра Ма­рина пе­реш­ли на III курс это­го кол­леджа по спе­ци­аль­нос­ти «Гос­ти­нич­ный сер­вис». Учим­ся на «от­лично» и не жа­ле­ем, что уш­ли из род­ной шко­лы, так как кол­ледж стал для нас та­ким же род­ным и лю­бимым до­мом, как для Ве­ры Гри­горь­ев­ны и Га­лины Ро­манов­ны, мо­их ба­буш­ки и ма­мы.

Тать­яна Ши­пило­ва,

сту­дент­ка Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28

 

 

От всей ду­ши

Люд­ми­ла Алек­се­ев­на Маль­ко­ва

За­мес­ти­тель ди­рек­то­ра по на­уч­но-ме­тоди­чес­кой ра­боте

Дер­жу в ру­ках собс­твен­ный опус — позд­рав­ле­ние с днем рож­де­ния Люд­ми­ле Алек­се­ев­не Маль­ко­вой. Там есть та­кие стро­ки:

Три Во­долея ра­зом под­ня­лись

И, стоя, хо­ром друж­но пок­ля­лись,

Что в пе­даго­гике боль­ших вы­сот

Они дос­тигли с по­мощью Ве­сов!

«Ве­сы» — это, ко­неч­но, Люд­ми­ла Алек­се­ев­на, она ро­дилась в ок­тябре. А вот три фев­раль­ских «Во­долея»…

Пер­во­го зо­вут Алек­сандр Ана­толь­евич Ка­лаш­ни­ков. С Л. А. Маль­ко­вой он поз­на­комил­ся в 1997 го­ду, ког­да его при­няли на долж­ность за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра по учеб­но-про­из­водс­твен­ной ра­боте в Про­фес­си­ональ­ный эко­логи­чес­кий ли­цей № 330. Опыт ру­ково­дите­ля у Ка­лаш­ни­кова был ну­левой, за пле­чами — толь­ко ра­бота мас­те­ра про­из­водс­твен­но­го обу­чения в ГПТУ № 17. Люд­ми­ла Алек­се­ев­на в ли­цее за­нима­ла долж­ность за­мес­ти­теля ди­рек­то­ра по те­оре­тичес­ко­му обу­чению, поль­зо­валась в кол­лекти­ве боль­шим ува­жени­ем и, по прось­бе ди­рек­то­ра Е. Г. Мар­ты­нова, взя­ла кол­ле­гу «под кры­ло».

Она ме­тодич­но, день за днем, учи­ла но­во­ис­пе­чен­но­го ру­ково­дите­ля азам ра­боты. Как сос­тавлять де­ловые бу­маги, за­пол­нять до­кумен­ты, стро­ить от­но­шения с под­чи­нен­ны­ми, уча­щими­ся, ра­бото­дате­лями. Нас­тавни­ца Люд­ми­ла Алек­се­ев­на, с од­ной сто­роны, до­тош­ная, тре­бова­тель­ная, а с дру­гой — доб­ро­жела­тель­ная, тер­пе­ливая. А. А. Ка­лаш­ни­ков ока­зал­ся спо­соб­ным уче­ником: ос­во­ив на­уку уп­равле­ния в «шко­ле Маль­ко­вой», он стал про­фес­си­она­лом и се­год­ня возг­лав­ля­ет По­литех­ни­чес­кий кол­ледж № 2.

Вто­рой «Во­долей» — ав­тор этих строк. Люд­ми­лу Алек­се­ев­ну я знаю с 1992 го­да, ког­да приш­ла в кол­лектив Ли­цея № 330 ру­ково­дите­лем круж­ка «Ос­но­вы жур­на­лис­ти­ки». А кем еще мне бы­ло ра­ботать в уч­режде­нии сис­те­мы про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зова­ния с дип­ло­мом жур­на­лис­та? По со­вету Л. А. Маль­ко­вой, по­мимо внек­ласс­ных за­нятий с круж­ковца­ми я ста­ла по­сещать отк­ры­тые уро­ки пре­пода­вате­лей. Это бы­ло и отк­ры­ти­ем, и пот­ря­сени­ем! Фей­ер­верк та­лан­та, изоб­ре­татель­нос­ти и про­фес­си­она­лиз­ма. Урок эко­логии как за­щита эко­логи­чес­ких про­ек­тов. Урок ис­то­рии как дис­пут. Урок тех­но­логии как де­ловая иг­ра. Урок моск­во­веде­ния в фор­ме КВН. Урок хи­мии — поз­на­ватель­ная вик­то­рина… А вдох­но­вите­лем и ор­га­низа­тором все­го это­го ве­лико­лепия бы­ла Люд­ми­ла Алек­се­ев­на. «Учи­тель преж­де все­го — тво­рец», — лю­бит пов­то­рять она.

Имен­но Люд­ми­ла Алек­се­ев­на нас­то­яла, что­бы по­мимо круж­ка я ве­ла уро­ки моск­во­веде­ния. По­мога­ла мне, на­чина­юще­му пре­пода­вате­лю, объ­яс­ня­ла, как раз­ра­баты­вать ра­бочую прог­рамму, как за­пол­нять жур­на­лы и, глав­ное, подс­ка­зала, как из «уро­кода­теля» стать твор­цом пе­даго­гичес­ко­го прост­ранс­тва… Прош­ли го­ды. Я уже пре­пода­ватель со ста­жем. Ве­ду уро­ки де­ловой куль­ту­ры, меж­ду­народ­но­го эти­кета, но по-преж­не­му мой лю­бимый пред­мет — моск­во­веде­ние, а Л. А. Маль­ко­ва — все так же мой нас­тавник в пе­даго­гике, те­перь уже в Тех­но­логи­чес­ком кол­ледже № 28.

Тре­тий «Во­долей» — На­деж­да Ана­толь­ев­на Ку­ция. В 2001 го­ду в ее судь­бе про­изо­шел кру­той по­ворот, и «ви­нова­та» в этом ник­то иной, как Люд­ми­ла Алек­се­ев­на. Как-то она по­сето­вала, что не мо­жет най­ти тол­ко­вого пре­пода­вате­ля бух­галтерс­ко­го уче­та. Это ус­лы­шал Алек­сандр Сер­ге­евич Ку­ция, пре­пода­ватель спе­ци­аль­ных дис­циплин, и пред­ло­жил ус­лу­ги сво­ей же­ны. Расс­ка­зал, что они оба окон­чи­ли Все­со­юз­ный за­оч­ный инс­ти­тут пи­щевой про­мыш­леннос­ти (ВЗИППт), что На­деж­да Ана­толь­ев­на по спе­ци­аль­нос­ти — эко­номист и 10 лет от­ра­бота­ла во ВЗИПП­те стар­шим ме­тодис­том. «А кем сей­час ра­бота­ет Ва­ша же­на?» — спро­сила Люд­ми­ла Алек­се­ев­на. «Она фи­нан­со­вый ди­рек­тор ком­мерчес­кой фир­мы», — ска­зал Алек­сандр Сер­ге­евич. От­вет не обес­ку­ражил Маль­ко­ву. Ее во­об­ще труд­но уди­вить вы­сокой долж­ностью, ре­гали­ями. Для нее в че­лове­ке важ­ны преж­де все­го лич­ност­ные и де­ловые ка­чест­ва: отк­ры­тость, чест­ность, по­рядоч­ность, от­ветс­твен­ность, обя­затель­ность, ком­пе­тент­ность.

Да­лее пре­дос­та­вим сло­во са­мой Н. А. Ку­ция:

— Не скрою, пред­ло­жение по­рабо­тать пре­пода­вате­лем-по­часо­виком в Про­фес­си­ональ­ном ли­цее ме­ня пос­та­вило в ту­пик, од­но де­ло ра­ботать со сту­ден­та­ми ву­за и сов­сем дру­гое — с уча­щими­ся ли­цея. При­мут ли они ме­ня? Как най­ти к ним под­ход? Я ре­шила риск­нуть…

Во вре­мя уро­ка Люд­ми­ла Алек­се­ев­на ни­ког­да не за­ходи­ла в ауди­торию: не хо­тела ме­шать, оби­деть не­дове­ри­ем. Де­ликат­ность про­яв­ля­ла. Да­вала мне воз­можность по­чувс­тво­вать се­бя в но­вой ро­ли, раск­рыть­ся. На­ладить кон­такт с уча­щими­ся. Пос­ле трех ме­сяцев мо­ей «ста­жиров­ки» Л. А. Маль­ко­ва пред­ло­жила мне ос­тать­ся ра­ботать в ли­цее. Я сог­ла­силась во мно­гом бла­года­ря мо­ему нас­тавни­ку, ее вни­матель­но­му, за­ин­те­ресо­ван­но­му от­но­шению к пре­пода­вате­лям, уме­нию уго­ворить, убе­дить, ее оба­янию и доб­ро­сер­дечнос­ти.

Де­вять лет на­зад, ког­да Н. А. Ку­ция приш­ла в кол­ледж, ей прис­во­или 12-й ква­лифи­каци­он­ный раз­ряд. Се­год­ня она пре­пода­ватель выс­шей ка­тего­рии, ве­дет 11 дис­циплин, наг­ражде­на по­чет­ной гра­мотой Ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния РФ, дип­ло­мом «Грант Моск­вы» в об­ласти на­уки и тех­но­логий в сфе­ре об­ра­зова­ния. Пос­то­ян­но участ­ву­ет в го­родс­ких кон­курсах предп­ри­нима­тель­ских про­ек­тов, пе­даго­гичес­ко­го мас­терс­тва, про­водит отк­ры­тые уро­ки, мас­тер-клас­сы для пре­пода­вате­лей спе­ци­аль­ных дис­циплин про­фес­си­ональ­ных кол­леджей Моск­вы. И иск­рен­не счи­та­ет, что все ее про­фес­си­ональ­ные дос­ти­жения — это, не­сом­ненно, зас­лу­га пе­даго­га-нас­тавни­ка, зас­лу­жен­но­го учи­теля Рос­сии Люд­ми­лы Алек­се­ев­ны Маль­ко­вой.

Так что пра­вы «Во­долеи», за­верив од­нажды сво­его кол­ле­гу и нас­тавни­ка, что «…в пе­даго­гике боль­ших вы­сот они дос­тигли с по­мощью Ве­сов!»

Г. П. По­пова,

пре­пода­ватель Тех­но­логи­чес­ко­го кол­леджа № 28

 

< Предыдущая

Следующая >