Меню
Программа инновационного развития

ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Государственного учреждения города Москвы «Центр качества профессионального образования»

Краткий анализ текущего состояния развития учреждения

Государственное учреждение города Москвы «Центр качества профессионального образования» (ГУЦКПО) создано на основании Распоряжения Правительства Москвы от 10.11.2005 № 2245-РП, Приказа Департамента образования г. Москвы от 09.03.2006 № 115
Основной целью деятельности ГУ ЦКПО является разработка и содействие выполнению комплекса мероприятий в области повышения качества профессионального образования в городе Москве с учетом потребностей работодателей и населения.
Основными задачами ГУЦКПО являются:
- содействие формированию эффективной образовательной политики Правительства Москвы, направленной на повышение качества профессионального образования;
-мониторинг и консалтинговое обеспечение качества профессионального образования;
- выявление требований работодателей и населения к содержанию профессионального образования в целях их максимально полного учета в деятельности образовательных учреждений профессионального образования;
- совершенствование систем оценки, анализа, контроля, нормативного и методического обеспечения деятельности учреждений профессионального образования в области качества обучения, в том числе - на основе формирования приоритетных мероприятий городских целевых образовательных программ.
Для достижения указанных целей и задач Центр на основе Устава осуществляет следующие основные виды деятельности:

  • обобщение опыта работы колледжей по проблеме качества обучения;
  • подготовка предложений в области совершенствования качества профессионального образования для включения в городские целевые образовательные программы, а также в другие нормативные, методические и распорядительные документы, подготавливаемые Департаментом образования города Москвы;
  • методическое руководство работой учреждений профессионального образования в области анализа, оценки и контроля качества обучения;
  • обобщение и содействие распространению инновационных технологий в области качества профессионального образования;
  • реализация образовательных программ по проблемам управления качеством профессионального образования и организация мероприятий по повышению компетентности работников системы профессионального образования в области качества;

Отсутствие механизмов диагностики реального состояния качества профессионального образования, в городе Москве, надежных и объективных технологий оценки качества, результирующего и процессуального аспектов профессионального образования привели к потребности в разработке целостной концепции качества профессионального образования, создания собственных стандартов качественного профессионального образования.
Определяя миссию, ГУКЦПО исходит из того, что сформулировано в основе социальных вызовов государства, родителей, студентов, работодателей к профессиональным образовательным системам: это требования к результатам деятельности образовательных учреждений НПО и СПО, представленные в модельных характеристиках его выпускника. Результат образовательной деятельности есть закономерное следствие уровня качества образовательного процесса – качество процесса приводит к ожидаемому качественному результату. Так как образовательный процесс представляет собой сложный комплекс взаимодействующих элементов, нами была взята модель, позволяющая выделить ключевые объекты контроля его качества:
КАЧЕСТВО управления образовательным процессом в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования,
КАЧЕСТВО образовательной среды,
КАЧЕСТВО содержания профессионального образования,
КАЧЕСТВО методов обучения,
КАЧЕСТВО организации образования, используемых материальных ресурсов,
КАЧЕСТВО квалификационного ресурса персонала,
КАЧЕСТВО целеполагания образовательной деятельности, жизни в семье;
факторы социального и культурного воздействия.
ГУ ЦКПО разработана система критериев, показателей, индикаторов для количественного измерения перечисленных объектов, а именно определен объем и содержание значимых направлений образования студентов через их модельные характеристики. Модельные характеристики – это набор измеряемых качеств выпускника, которые должны позволить ему успешно продолжить образование в системе профессионального обучения; точно выбрать его уровни и содержание; реализовать принципы свободы географического перемещения, академической и профессиональной мобильности; достигнуть предполагаемого социального статуса; приобрести ожидаемое качество жизни; применять освоенные культуры в практике повседневной жизни.
В рамках развития инновационного направления ГУ ЦКПО разработаны Правила функционирования Системы добровольной сертификации образовательной деятельности учебных заведений профессионального образования, и зарегистрирована Система добровольной сертификации образовательной  деятельности учебных заведений профессионального образования (СДС ПО ГУ ЦКПО).
Программа развития направлена на решение следующих ключевых проблем:
1.Научное, учебно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение качества результата профессиональной  образовательной деятельности в колледжах города Москвы как в значениях услуги (комплекса обязательных действий в рамках образовательного процесса), так и в значениях продукта (модельных характеристиках выпускника). Решение этой проблемы зависит от принятия всеми субъектами образовательного процесса понятных и измеряемых стандартов выполнения обязательств по качеству процесса и результатов.
2. Научное, учебно-методическое, информационно-аналитическое обеспечение  управления качеством реализации образовательных программ в колледжах города Москвы. Реализация идей качества и управления качеством в практике профессионального образования имеет ряд трудностей: проблемы качества в образовании решаются в отрыве от общих вопросов качества.
3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки работников системы профессионального образования.
4. Создание системы внешней независимой оценки качества подготовки специалистов и добровольной сертификации образовательной деятельности как ключевого фактора повышения конкурентоспособности образовательных учреждений системы профессионального образования города Москвы.
Отсутствие механизмов диагностики реального состояния системы профессионального образования, надежных и объективных технологий оценки качества подготовки специалистов в системе НПО и СПО, результирующего и процессуального аспектов профессионального образования привели к потребности в разработке целостной концепции качества образования в Центре.

Образ будущего ГУЦКПО
Программа инновационного развития ГУЦКПО обосновывает направления развития ГУ ЦКПО в условиях модернизации московского образования, векторы изменений и преобразований, формулирует цели и задачи, выявляет ресурсные возможности развития. В Программе представлены способы и технологии изменений, основанные на анализе различных факторов влияния на деятельность ГУЦКПО. При разработке Программы учитывались результаты достижений, которые формулировались как целевые установки Городской целевой программы развития образования  «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы, Городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Миссией ГУЦКПО становится обеспечение условий повышения качества профессионального образования в колледжах города Москвы через осуществление аналитических, методических, информационных и консультационных функций.

Механизм реализации программы.
Ожидаемые результаты и показатели программы
Круг проблем, стоящих на пути инновационного развития ГУ ЦКПО имеет комплексный характер, поэтому  поставленные для преодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, на основе которых определяются следующие направления инновационного развития образования ГУЦКПО, представленные в таблице.

Механизм реализации

Ожидаемые результаты реализации и показатели программы

Обеспечение субъектов системы профессионального образования города Москвы необходимыми информационно-аналитическими материалами для нормативно-организационного управления качеством реализации образовательных программ

Нормативы, локальные акты, инструкции и положения, регламентирующие управление качеством реализации образовательных программ

Участие в разработке и реализации целевых программ и проектов

Аналитическое, информационное, методическое, консалтинговое обеспечение колледжей в области повышения качества профессионального образования.
Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в сфере организации и управления профессионального образования, направленных на совершенствование его качества. Реализация параметров целевых программ и проектов.

Совершенствование системы индикаторов качества образовательного процесса

Использование индикаторов на существующей нормативной основе и ключевых индикаторов качественного образовательного процесса.
Получение аналитических материалов, позволяющих оценить качество реализации образовательных программ

Развитие ИКТ-насыщенной среды качества профессионального образования

Объединение разрозненно существующих электронных баз статистических данных по качеству профессионального образования в единую информационную базу и включение ее в организационную структуру управления качеством. Модернизация имеющихся программных продуктов и  оборудования для развития информационной базы, рост квалификации персонала ГУ ЦКПО.

Комплексный мониторинг качества

Внедрение единой системы мониторинга качества профессионального образования и прогнозирования путей его развития. Обеспечение всех субъектов системы СПО достоверной информацией для комплексного взаимодействия, направленного на качество профессионального образования. Создание программного продукта по системе комплексного мониторинга на основе ИКТ-технологий. Использование анализа и прогноза для предупреждения ошибок и минимизации рисков, для принятия управленческих решений.

Независимая и квалифицированная оценка качества профессионального образования
.

Обеспечение оценки соответствия образовательной деятельности учебных заведений профессионального образования установленным  требованиям и нормативным документам.
Создание совместно с ООО «Независимый центр тестирования качества обучения» лаборатории «Инновационные технологии оценки качества профессионального образования». Выдача сертификатов на образовательную деятельность
Совершенствование технологий проведения независимого внешнего аудита в образовательных учреждениях НПО и СПО Формирование фонда КИМов по специальностям и профессиям для внешней (аудиторской) оценки качества подготовки студентов и обучающихся, инструктивно-организационных материалов для независимой оценки качества.

Предоставление консультативно - диагностической помощи и методического сопровождения формирования системы управления качеством

Методическое сопровождение внедрения системы управления качеством профессионального образования в колледжах г. Москвы. Формирование фонда инструктивно-организационной документации и методических материалов для системы управления качеством профессионального образования в колледжах г. Москвы

Реализация программ профессиональной переподготовки
по различным направлениям

Повышение квалификации педагогического персонала колледжей с целью ее соответствия требованиям стандарта качества персонала. Повышение качества оказания методической помощи. Распространение опыта управления качеством образования.

Создание системы общественной и профессиональной экспертизы системы управления качеством

Принятие стандартов качества всеми субъектами профессионального образования. Повышение объективности оценки качества образовательной деятельности через привлечение общественно-профессиональных организаций, разрабатывающих и внедряющих механизмы внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.