Меню
Использование информационных технологий в оценке качества ПО

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКЗАМЕНА ПО ИНФОРМАТИКЕ
В КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Н.И. Владимирова
(ГОУ СПО «Пищевой колледж № 33»)

E-mail: 33@prof.educom.ru

Cтатья

1. Выбор проведения экзамена по информатике в компьютерной тестовой форме объясняется следующими факторами:

  • результаты исследований отечественных и зарубежных ученых показали, что педагогические тесты являются одним из наиболее мощных, надежных и объективных методов определения учебных достижений;
  • в течение учебного года были разработаны электронные тесты, и компьютерная тестовая форма проверки знаний по учебной дисциплине активно использовалась для оперативного и промежуточного контроля знаний на протяжении 1-го и 2-го семестров при изучении следующих разделов дисциплины «Информатика» на I курсе:

– информация и информационные процессы;
– компьютер;
– системы счисления;
– информационные технологии;
– основы логики;
– алгоритмизация и программирование;
– применение технологий компьютерного тестирования – предоставляет студентам возможность самостоятельно и объективно оценивать свои знания, используя навыки работы на персональных компьютерах локальной сети кабинета.

2. При создании компьютерных тестов использовались вопросы из Сборника банков тестовых заданий. М.: УМЦ ПО ДОМ, 2009 (разделы «Информатика и информационные технологии», «Основы алгоритмизации и программирования», «Аппаратное обеспечение ЭВМ»).

3. Для разработки тестов в электронной форме использовался «Шаблон для тестов» в MS PowerPoint (http://www.rosinka.vrn.ru/dinex/tests.htm, А.Н. Комаровский).
В используемом шаблоне были задействованы три вида слайдов. Все слайды теста можно классифицировать как неудаляемые (некопируемые) – это титульный (первый), слайд результатов (последний) – и удаляемые (копируемые) слайды с заданиями. Различаются слайды с единственным (с переключателями) и с множественным (с флажками) выбором.
На первом слайде кроме заголовка теста размещается поле ввода фамилии и имени тестируемого, а также панель, на которой содержится информация о количестве заданий в тесте и времени тестирования, если такое ограничение установлено. Здесь же находится кнопка «Начать тестирование», которая в режиме просмотра презентации запускает процедуры начальной инициализации и осуществляет переход на следующий слайд.
На последнем слайде содержится информация о полученной по результатам тестирования оценке, количестве и проценте правильных ответов, перечисляются номера заданий, в которых допущены ошибки при выборе правильного ответа. На нижней панели выводится время, фактически затраченное на прохождение теста, и дублируется количество заданий. Здесь же находятся кнопки для запуска повторного тестирования или его завершения.
Слайды для заданий содержат текстовое поле для ввода вопроса, флажки или переключатели и соответствующие им текстовые поля для ввода вариантов ответа и панель, на которой отображается номер текущего задания, время, оставшееся до конца тестирования, располагаются кнопка «Далее» для фиксации результатов выбора и перехода к следующему заданию и кнопка в виде треугольника для возврата на предыдущий слайд. На панели слайдов с флажками дополнительно размещено предупреждение о необходимости выбора всех правильных ответов, так как только в этом случае задание считается выполненным правильно.
Дополнение к шаблону – «Менеджер тестирования» (файл MenTstPP.xls), позволяет, при наличии локальной сети, читать и обрабатывать сведения, запечатленные в таких файлах.
При наличии в тесте хотя бы одного задания с множественным выбором менеджер реагирует на этот факт и по умолчанию будет учитывать доли правильных ответов.

Итоговая оценка в шаблоне теста вычисляется по формуле:
oc = Int((ver / Kz) ^ k * 5 + 0.5),
где ver – количество верных ответов;
Kz – количество заданий в тесте;
k – коэффициента степени требовательности к оценке.
Для сбора результатов тестирования с компьютеров учащихся по локальной сети и их обработки необходимо предварительно создать соответствующую форму отчета.
По завершении тестирования при включенной локальной сети надо нажать кнопку «Заполнить» (для заполнения формы отчета) и далее – распечатать.

4. Для  проведения  экзамена  по  информатике  разработано  27 компьютерных тестов (Билет 1, Билет 2, … Билет 27) и подготовлены формы отчетов для проведения тестирования на персональных компьютерах локальной сети 328 кабинета.
Каждый билет содержит 17 слайдов-заданий, время тестирования – 30 минут, степень требовательности к оценке задается с помощью коэффициента k = 1. При таких заложенных в тесты данных

 

для получения оценки:

2

3

4

5

требуется верных ответов:

6

9

12

16

30%

50%

70%

90%

Студенты группы делятся на подгруппы с учетом задействованных в тестировании персональных компьютеров кабинета. Списки подгрупп и время прихода на экзамен заранее сообщаются студентам.
Для уточнения экзаменационной оценки после получения результата тестирования и его протоколирования принимающий экзамен преподаватель на основе перечисленных номеров заданий на слайде результатов, в которых допущены ошибки при выборе правильного ответа, при необходимости может задать студенту дополнительные вопросы. Также возможна проверка и защита сознательного решения предложенных тестовых задач.

Протокол тестирования студентов группы оформляется, распечатывается и подписывается преподавателем, принимающим экзамен.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С. Шульгина,
Государственное учреждение города Москвы
«Центр качества профессионального образования»

E-mail: july_23_10@ngs.ru

Статья

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИТ, повышая качество образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Конечной целью информатизации системы образования является новая модель подготовки специалистов, ориентированная не столько на получение конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять его, умение ставить и решать профессиональные задачи, изменять трудовые функции в зависимости от требований, предъявляемых современным обществом, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением.
Стратегия развития системы образования до 2020 года предусматривает возможность «получения качественного образования в современных условиях каждым обучающимся». Качественное образование сегодня – требование времени. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, в каждом образовательном учреждении должна быть реализована разумная система управления качеством образования.
От чего зависит качество образования? Можно выделить несколько направлений.
1. Качество субъекта получения образования (учащегося).
2. Качество объекта предоставления образовательных услуг:
– качество управления;
– качество предоставляемых образовательных услуг (программ обучения);
– качество ресурсного обеспечения процесса (материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов);
3. Качество процесса предоставления образовательных услуг:
– качество организации и реализации применяемых технологий;
– качество контроля за процессом предоставления образовательных услуг;
– качеств контроля результатов предоставления образовательных услуг.
Создание и развитие систем оценки качества образования в последнее время становится наиболее актуальным и востребованным направлением реформы системы образования в Российской Федерации. Именно оценка образовательных достижений обучающихся и анализ ее результатов позволяют замкнуть цепь обратной связи в управлении качеством образования. Очевидно, что для достижения значимых результатов такая оценка должна быть систематической и регулярной. Это требование приводит к необходимости проведения большого объема педагогических измерений в рамках процедур мониторинга различного уровня (регионального, образовательного учреждения), а эта деятельность в современных условиях немыслима без автоматизации.
Известно, что функциональную основу мониторинга как технологии составляет актуализация и оперирование информационными потоками, что обусловливает высокую эффективность автоматизации его функций. Автоматизация процессов мониторинга приводит к построению более гибкой системы управления качеством, и одновременно качественному улучшению отдельных показателей.
Основными целями создания информационной системы оценки качества профессионального образования являются автоматизация и разработка комплексного информационно-методического и технологического обеспечения процессов организации мониторинга и оценки качества образовательного процесса и механизмов автоматизации анализа его результатов. Такая система имеет двухуровневую структуру. Нижний уровень, являющийся автоматизированной системой, устанавливается в колледже и используется руководителем образовательного учреждения, завучем или учителем. Это дает возможность автоматизировать большинство операций, связанных с построением системы мониторинга образовательного процесса внутри колледжа. Второй уровень системы – региональный – работает в режиме хранилища резервных копий всех локальных баз колледжей и различной статистической информации о деятельности работников образовательного учреждения. Второй уровень координирует нормативно-справочную информацию и инициирует проведение оценочных мероприятий в рамках региональных мониторинговых исследований.
Информационные системы оценки качества образования позволяют собирать и хранить в базе данных подробную информацию об образовательном учреждении (общая информация об ОУ, лицензия и аккредитация, информация  о директоре, профильные языки), учебных планах, аудиториях, обучающихся, сотрудниках образовательного учреждения.
Отличительной особенностью данной системы является возможность учета информации о тематическом планировании преподавателей с указанием используемых ими учебников по каждому предмету, а также использование для проведения любого оценочного мероприятия полных кодификаторов элементов содержания и требований для основных общеобразовательных предметов, разработанных Федеральным институтом педагогических измерений. Основным элементом подсистемы сбора первичных данных является комплекс аппаратных средств контроля (АСК), который позволяет существенно оптимизировать затраты на организацию оценочных мероприятий и обработку их результатов и является независимой самостоятельной системой. Использование АСК позволяет сочетать многие преимущества как компьютерного (быстрая обработка результатов, отсутствие ошибок верификации ответов испытуемых, исключение человеческого фактора при оценивании), так и бланочного (экономия ресурсов компьютерных классов, возможность выполнения работы испытуемым в комфортных условиях) тестирования.
Информационная система оценки качества образования позволяет колледжу достичь открытости результатов образовательной деятельности; внедрить механизм независимой оценки деятельности преподавателя по результатам оценочных мероприятий; организовать учет внеучебных достижений преподавателей и обучающихся; обеспечить руководству образовательного учреждения мгновенный доступ к текущей успеваемости и механизмам ее сравнительного анализа; создавать и хранить в локальной базе данных ОУ банк собственных заданий (в том числе для оценки компетенций обучающихся).
Для преподавателей информационная система в сочетании с АСК дают возможность оптимизировать временные затраты на обработку результатов оценочных мероприятий; работать с любыми образовательными технологиями и методиками; иметь полную картину текущей успеваемости обучающихся и использовать ее как инструмент самоанализа деятельности.
Особое внимание при разработке информационной системы оценки качества образования уделяют совершенствованию механизмов результатов оценочных мероприятий и подготовке отчетной документации.
Обработка результатов включает в себя анализ уровня подготовленности обучающихся как индивидуально, так и по группе в целом на конкретный момент (по результатам одного оценочного мероприятия) или в динамике (по результатам серии оценочных мероприятий), анализ (самоанализ) работы учителей. Предполагается разработка интерфейсов, позволяющих строить лучевые диаграммы индивидуально для обучающегося или группы в целом, на лучах которых могут откладываться различные показатели – уровни подготовленности, средний процент успешности выполнения заданий и т.п.

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ КВАЛИМЕТРИИ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.В. Кобозев,
ГОУ СПО «Электромеханический колледж №55»

E-mail: 55@prof.educom.ru

Статья

Система профессионального образования должна обеспечивать устойчивое информационное обеспечение маркетинга предлагаемых образовательных услуг и ожиданий потребителей от ОУ СПО.
Решая задачи управления образовательным процессом на этапе его реформирования, необходимо постоянно контролировать результаты – качество образования. Качество образования, обеспечиваемое ОУ СПО, представляет собой совокупность степени удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса образовательными услугами, предоставляемыми учреждением, и степени достижения поставленных перед учреждением целей и задач.

Минимальным уровнем качества, которому должно соответствовать образование, следует считать государственный образовательный стандарт. Он является системой параметров, характеризующих качество определенной ступени образования, отражает социальный заказ и учитывает возможности личности и образовательного учреждения, позволяющие выполнить государственные требования.
Важнейшим элементом системы управления качеством образования является оценка качества (квалиметрия) предоставления образовательных услуг. Она не только позволяет проводить контроль качества обучения, предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для устойчивого функционирования и развития системы образования.

Оценку качества компетенций целесообразно осуществлять методом детерминированного моделирования с построением мультипликативно-аддитивной модели свертывания параметров. Перечень параметров уровня профессиональной подготовки студентов формируется на основании образовательных стандартов РФ. Каждый параметр оценивается в баллах в соответствии с критериями и специальными тестами.

Для выпускника ОУ СПО (специалиста среднего звена) необходимо органическое сочетание знаний и умений в области техники его специальности, и поэтому предлагается мультипликативная свертка уровней знаний и умений.

Разработанное программное обеспечение позволяет вести эффективный контроль и мониторинг уровня компетенций студентов колледжа на всех этапах обучения. При этом актуальной задачей внедрения системы оценки качества обучения является разработка инструментария эффективного контроля знаний и умений студентов по всему спектру учебных дисциплин.
Каждый из внутренних участников образовательного процесса и внешних заказчиков имеет свое отличное от других представление о качестве образования и соответственно им пользуется, что обусловливает многообразие его измерений и оценки. Повышение качества образования, получаемого в образовательном учреждении, требует повышения эффективности систем управления качеством предоставления образовательных услуг. Для эффективного управления необходимо знание динамики процессов деятельности ОУ СПО, что может быть обеспечено представлением всего спектра параметров как внутренней, так и внешней деятельности образовательного учреждения в числовой (рейтинговой) форме, формированием интегральных параметров и организацией их мониторинга. Образовательный мониторинг обеспечит поддержание информационной базы о параметрах ОУ, а также возможность выработки прогноза его развития.
Параметры деятельности ОУ СПО по способу их измерения можно разделить на объективные и субъективные. Не требует экспертной оценки измерение объективных параметров – в частности, обеспечение учебного процесса печатными изданиями по специальным предметам или персональными компьютерами. Измерение большинства параметров деятельности образовательных учреждений следует осуществлять методами квалиметрии, основанными на экспертных оценках участников учебного процесса и потребителей его результатов (преподавателей, администрации и сотрудников ОУ СПО, студентов, родителей, работодателей). Например, это удовлетворенность качеством организации отдельных направлений образовательного процесса в образовательном учреждении со стороны работодателей, выпускников и их родителей.

В большинстве случаев целесообразно объединение (свертка) отдельных параметров образовательной деятельности ОУ СПО в интегральные (обобщенные) параметры, которые более емко отражают отдельное направление деятельности образовательного учреждения.

Весовые коэффициенты для каждого направления образовательной деятельности ОУ СПО определяются экспертным опросом социальных партнеров: работодателей, специалистов, преподавателей, студентов и их родителей. Это связано с тем, что образовательное учреждение формирует не только специалиста, но и всесторонне образованного и высоконравственного гражданина.

В методах квалиметрии образовательной деятельности колледжа целесообразно формировать интегральные критерии на основе параметров деятельности ОУ СПО методами мультипликативной и аддитивной свертки с введением в вычислительный процесс весовых коэффициентов для каждого из составляющих параметров. Таким образом, вся сложность формализации оценки деятельности образовательного учреждения связана с получением достоверных весовых коэффициентов для каждого параметра и интегральных критериев отдельного направления его деятельности.

Численные значения параметров-критериев низшего уровня определяются анкетированием участников и потребителей образовательного процесса: студентов и их родителей, преподавателей и администрации ОУ СПО, работодателей и др.

Для внедрения менеджмента образовательной и проектно-исследовательской деятельности предлагается создание в составе образовательного учреждения специальной организационной структуры – Центра инновационных проектов и исследований (ЦИПиИ). Основной его задачей является координация инновационной деятельности, контроля качества обучения, внешних связей и внутренней деятельности ОУ.

Начиная с 2009 года ЦИПиИ проходил апробацию в Электромеханическом колледже № 55 при выполнении исследований, которые проходили в рамках городских экспериментальных площадок «Разработка критериев и параметров мониторинга деятельности учреждений профессионального образования» (2006–2009 гг.) и «Апробация системы показателей внутренней оценки качества профессионального обучения в колледже» (2009–2010 гг.).

Обеспечивая через ЦИПиИ высокий уровень эффективности профориентационной работы, образовательное учреждение поддерживает свой рейтинг среди абитуриентов и их родителей, что позволит привлечь на первый курс студентов с хорошим уровнем мотивации и способностей. В этом случае образовательное учреждение сможет эффективно реализовать кадровый потенциал для достижения высокого уровня качества обучения выпускников и поднять свой рейтинг во внешней среде.

Главным является перевод студентов с пассивных форм обучения на активную творческую работу. Учебно-исследовательскую работу можно рассматривать как подготовку к научно-исследовательской деятельности, основной формой которой является работа научного общества студентов, созданного в колледже № 55 по предложению ЦИПиИ.

Для снижения трудоемкости и повышения эффективности сбора информации о способностях и достижениях студентов, степени удовлетворенности участников образовательного процесса и работодателей, других параметрах деятельности ОУ, расчета уровня качества образовательных услуг целесообразно широкое использование компьютерной техники и информационных технологий, в том числе сети Интернет. Задачу разработки структуры и содержания программного обеспечения наиболее эффективно сможет решить ЦИПиИ как структурное подразделение образовательного учреждения, досконально знающего специфику его деятельности и социальных партнеров.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

П. С. Кобелев,
ГОУ СПО Медицинское училище № 13

Статья

Одна из главных проблем, с которой сталкивается преподаватель общественных дисциплин в системе СПО – это создание оптимальных условий, для усвоения студентами того объема материала, который предусмотрен образовательным стандартом. Это проблема общая для всех образовательных учреждений любого уровня, но представляется, что она наиболее актуальна для ситуаций, когда в течение года надо пройти материал, который в других условиях «раскладывается» на два-три года. Тем более что основная мотивация студентов направлена на предметы более близкие той специальности, которую они выбрали в учебном заведении.
Для более успешного решения данной проблемы считаю возможным  использовать имеющийся опыт дистанционного обучения.
В настоящее время развивающиеся информационные технологии позволяют использовать различные формы дистанционного обучения. Самой легкодоступной для создания и использования является так называемый «форум» – разновидность одной из наиболее распространенных форм общения в Интернете. Приведу первую попавшуюся мне ссылку, которую я открыл, набрав в поисковике словосочетание «форум учителей»: http://pedsovet.org/forum/
Любой преподаватель информатики может без труда зарегистрировать форум как для своего учебного заведения, так и для отдельного предмета. Но в наших целях (для дистанционного обучения) форум будет регистрироваться как раз не для общения преподавателя и студентов. Точнее говоря, не для обоюдного общения, а только для доведения информации от преподавателя к студенту.
Достигается это следующим способом. После открытия в интернете форума, на нем регистрируются только те преподаватели (или преподаватель), кто будет выкладывать интересующий его материал. Соответственно только этот человек или группа преподавателей могут открывать в форуме темы, а также оставлять свои сообщения на выбранную ими тему. Больше никто в форуме не регистрируется. Это, с одной стороны, принципиальное требование, а с другой – определенная техническая проблема, так как у наиболее активных студентов однозначно появится желание «пролезть» на форум и оставить там что-то свое, проявив свои хакерские способности.  
Данная форма общения, позволяет открывать темы и в этих темах делать краткие сообщения. Имея форум, Вы можете открыть там темы, например: история, информатика, русский язык... Дальше, в рамках темы можно открыть промежуточные подтемы. Так, например, в рамках общей темы «история» можно открыть следующие подтемы: «история – тесты», «история – основные понятия»… Конечно, делая это в соответствии с методическими рекомендациями. А дальше вы уже вольны давать любые сообщения в созданной вами теме. Не менее важно также и то, что у вас будет возможность в дальнейшем корректировать ваши сообщения, изменять их в случае необходимости.
Я использую эту форму, чтобы выкладывать, как я это называю, проверочные понятия, даты по пройденным темам. Приведу пример (я работаю по учебнику истории В.В. Артемова, Ю.Н. Лубченкова) по параграфу 25 – «Раздробленность на Руси». То, что ниже выделено курсивом, следует рассматривать как сообщение в форуме по этому параграфу (без всякого дополнительного материала) и по тому конспекту, который есть у студентов на руках.
Итак, обучающийся открывает тему «История» и в ней сообщение № 25 (что соответствует параграфу 25 учебника).
_____________________________________________________________________________
№ 25

Главные причины наступления раздробленности на Руси?
Кто закончил править в 1132 году, и как это событие связано с наступлением раздробленности?
Последствия раздробленности Руси?

Галицко-Волынское княжество
Где располагалось?
Какие природные условия, с кем воевало?
Чем известны Роман Галицкий и его сын Даниил Романович (когда закончил править)?

Новгородское княжество
Где располагалось?
Кто играл господствующую роль в Новгороде?
Какова была роль князя?
Кого выбирали на новгородском вече?
Можно ли назвать Новгород  боярской республикой. Почему?

Владимиро-Суздальское княжество
Где располагалось?
Были ли в нем бояре также сильны,  как в других землях Руси?
Какой город основал Владимир Мономах? (Где мы раньше встречали Владимира Мономаха?)

Юрий Долгорукий
Когда правил; почему получил такое прозвище; почему в Москве есть памятник Юрию Долгорукому; где он  умер, как и почему?
Как меняются роли Киева и Владимира, начиная с правления сыновей Юрия Долгорукого?

Андрей Боголюбский
Куда бежал из Киева?
Что сделал после захвата Киева?
Какой город сделал столицей Владимиро-Суздальского княжества?
Как он назван в летописи?
Как закончил правление?

Всеволод Большое Гнездо
Когда правил?
Почему получил такое прозвище?
Каковы результаты правления?
Что произошло с Владимиро-Суздальским княжеством после смерти Всеволода?

Битва на Липице
С кем, почему?
Кто считался старшим во Владимиро-Суздальском княжестве в период раздробленности?
_______________________________________________________________

Это сообщение ориентировано только на текст учебника и на материалы, данные студентам на лекции.
Соответственно я могу отослать студентов к этому сообщению как к проверочному материалу и могу предупредить, что эти вопросы я буду задавать на семинаре. В каких-то случаях (ориентируясь на способности студентов) я предлагаю использовать эти вопросы как краткий план для ответа.
Главные проблемы, возникающие при использовании данной методики.
1. Проблемы технического обеспечения. Их должны решать не преподаватели-предметники, а те, кто в учебном заведении ведет информатику.
2. Содержательное наполнение форума является задачей, которую каждый преподаватель может решать индивидуально, учитывая при этом, что, используя элементы дистанционного обучения, он может (и должен) принимать во внимание специфику уровня образованности, мотивации студентов разных курсов, групп. И, конечно, следовать всем методическим требованиям к предмету.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ УЧИЛИЩЕ

О.В. Пашедко,
Медицинское училище № 2 им. Клары Цеткин

E-mail: ku-71@rambler.ru

Статья

Для формирования конкурентоспособного выпускника медицинского колледжа необходимо повышать качество подготовки специалистов на всех этапах обучения.
На II курсе обучения студенты осваивают дисциплину «Фармакология», получая основы знаний по предмету, занимающему важное место в подготовке будущего медработника.
Как показывает опыт, обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей при изучении дисциплины – большой объем теоретического материала, необходимый для запоминания, описание фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных средств, групп средств на специфическом «медицинском» языке. В то же время общеобразовательная подготовка студентов зачастую является недостаточной.
Проблемой является еще и то, что будущие специалисты теряются в незнакомых ситуациях, не могут применить полученные теоретические знания на практике.
Таким образом, овладение способами приобретения знаний и работа с информацией является приоритетом в образовании XXI века. Для решения этих задач в профессиональном образовании внедряются инновационные методы обучения, основанные на использовании современных достижений в науке и информационных технологиях.
Внедрение инновационных технологий позволяет повысить качество обучения и уровень подготовки выпускников.
Электронная презентация, являясь методом наглядного обучения, сочетает информативную, мотивирующую, воспитательную, развивающую функции и позволяет преподавателю актуализировать знания студентов, иллюстрировать сложный теоретический материал, способствует созданию проблемной ситуации. Электронные презентации часто применяются при объяснении нового материала, последовательно отражая содержание изучаемого материала. На практических занятиях презентации позволяют быстро и эффективно провести опрос студентов, оценить их уровень владения материалом.
При отработке пропущенных студентами занятий применение презентаций тоже эффективно. Студенты сами охотно создают презентации, что позволяет им проявить творческие навыки, усвоить, закрепить, систематизировать знания. Созданные студентами презентации используются на внеклассных мероприятиях – конференциях, занятиях кружка по фармакологии.
В последнее время, создавая презентации, я включаю в них видеоролики. Так, для проведения комбинированного занятия по теме «Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики. Антибиотики» по дисциплинам «Фармакология» и «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» были использованы видеосюжеты из телевизионного фильма «Плесень», посвященные З.В. Ермольевой и открытию антибиотиков. Это позволило связать изучаемую тему, сухой теоретический материал, со значимым событием в истории Великой Отечественной войны – открытием второго фронта (занятие проводилось в год празднования 65-летия Великой Победы).
Видеоролики, содержащие проблемный материал, ситуацию, выступление специалиста, могут быть предложены студентам для обсуждения на теоретическом или практическом занятии в целях актуализации знаний, обучения анализу реальных ситуаций, демонстрации многозначности возможных решений и подходов к решению.
Видеосюжеты – ситуационные задачи с клинической направленностью, предоставленные преподавателями клинических дисциплин нашего колледжа, позволили наглядно продемонстрировать студентам межпредметные связи фармакологии с терапией, хирургией, педиатрией. Ответы на предлагаемые студентам задачи комментировали также клиницисты. Студенты оценили значимость полученных знаний по фармакологии для дальнейшего изучения клинических дисциплин.
Наши студенты и сами создают видеоматериалы. Так, для участия в городской конференции по латинскому языку студентами фельдшерского отделения был создан видеоролик «Латинский язык в профессиональной деятельности фельдшера», в котором они продемонстрировали свое отношение к изучаемой дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии». Показали на конкретных примерах, что овладение профессиональным языком необходимо для овладения профессией в целом.
Студентка медсестринского отделения, побывавшая на летних каникулах в Италии, создала презентацию «История латинского языка», в которую включила свои фотографии, комментарии о посещении Рима, Ватикана.
Кроме того, можно использовать ресурсы Интернета (Скайп) для проведения конференций по темам изучаемой дисциплины. В этом случае компетентный специалист может высказать свое мнение, не отходя от монитора компьютера, и расстояние не будет помехой для живого общения со студентами и коллегами.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И.Г. Бозрова, Н.Г. Ронжина, С.В. Цыганов,
ГОУ СПО Колледж связи №54

E-mail: 54@prof.educom.ru

Статья

Повышение качества профессионального образования немыслимо без использования информационных технологий в образовательном процессе. Одним из факторов, обеспечивающих успешность и эффективность работы современного колледжа, является сформированность в нем единого информационного пространства.
В рамках трехлетней работы городской экспериментальной площадки в ГОУ СПО Колледж связи № 54 разработана и апробирована технология создания и развития подобного пространства. Основным компонентом реализации этой технологии стало создание качественно новой среды накопления и хранения информации – автоматизированной информационной системы (АИС) «Колледж».
АИС «Колледж» – запатентованный программный продукт, который предназначен для обеспечения открытого и системного доступа к информационным ресурсам различного назначения.
В колледже организован эффективный унифицированный электронный документооборот, автоматизирован контроль исполнения мероприятий по входящей документации, автоматизирован отчет дежурного администратора. АИС «Колледж» фиксирует дату и время занесения файлов в систему, что дает возможность контроля оперативности и качества ведения, оформления и представления документов. В целом за минимальный промежуток времени руководитель получает полную информационную картину по интересующему его вопросу. Наличие системы документооборота позволило повысить качество принятия управленческих решений за счет сокращения времени прохождения документации внутри структурных подразделений колледжа.
Оперативное управление учебным процессом невозможно без наличия актуальной информации, которая хранится в базах данных.
Контроль посещаемости, движение контингента и другие процессы полностью строятся на взаимодействии с базами данных АИС «Колледж».
Статистическая информация из этих баз выводится на информационные киоски и табло. База данных по кадровому составу облегчает работу с документацией, позволяет эффективно отслеживать уровень повышения квалификации инженерно-педагогического состава, формировать кадровый резерв.
Использование электронной базы по контингенту существенно оптимизировало работу по контролю посещаемости, так как дает возможность составлять ежедневную пофамильную электронную сводку по всем подразделениям колледжа. Кроме этого, использование баз данных очень упростило составление различных статистических отчетов.
Большую роль сыграло использование АИС в организации методической работы колледжа. В настоящее время на базе системы документооборота развернут единый методический портал с электронными учебно-методическими комплексами по профессиям и специальностям. Практически все нормативно-правовые и методические материалы переведены в электронный вид. Каждый зарегистрированный пользователь системы использует их в своей непосредственной работе, что сокращает время на поиск и обработку необходимой информации. Использование АИС позволило повысить информационные умения инженерно-педагогических работников, так как преподаватели колледжа прошли обучение на внутренних курсах по использованию системы и работе в текстовых и графических редакторах.
Техническая грамотность выпускаемых колледжем специалистов во многом определяется их умением работать с реальным оборудованием. Обучение современным технологиям требует интенсивных лабораторных и практических работ, а существующее лабораторное оборудование быстро устаревает, что затрудняет моделирование изучаемых устройств. Поэтому преподаватели колледжа самостоятельно разрабатывают современную учебно-методическую документацию и комплекс виртуальных лабораторных работ по профессиям и специальностям. Подавляющая часть этих материалов представлена в виде электронных образовательных ресурсов (ЭОРов), материалов системы дистанционного обучения (СДО), а также систем электронного контроля знаний, включая текущий контроль и ИГА.
Повседневная работа с системой постоянно вносит свои коррективы в ее структуру: удаляются неактуальные разделы, совершенствуются имеющиеся, формируются новые.
Дальнейшее развитие АИС «Колледж» связано прежде всего с расширением использования в ней системы дистанционного обучения. Предполагается увеличить количество дисциплин, по которым можно будет пройти дистанционное обучение, и разработать для этого электронный учебно-методический комплекс.
В настоящее время АИС «Колледж» – это не только уникальный программный продукт, разработанный в свете основных направлений Городской целевой программы «Рабочие кадры» на 2008–2010 годы, но и динамично развивающаяся, по-настоящему «живая» система. Повышение качества управления колледжем с помощью процессов информатизации на базе АИС позволило успешно участвовать в конкурсе инновационных программ по приоритетному национальному проекту «Образование» в 2008–2009 годах.
АИС «Колледж» позволяет колледжу стабильно функционировать, создает устойчивую базу для внедрения инноваций во все сферы деятельности и обеспечивает существенное повышение качества подготовки выпускаемых специалистов.

 

Использование системы смешанного обучения в НПО

А.И. Кузнецов,
ГОУ СПО Технологический колледж № 24

E-mail: aikuznetsovmails@gmail.com

Статья

В 2009/2010 учебном году в Технологическом колледже № 24 курс производственного обучения для обучающихся по профессии 1.9 «Оператор ЭВМ» был перенесен в информационную среду Интернет. Процесс обучения построен на новой методике – Blended-Learning (смешанное обучение). Эта система обучения/преподавания, которая совмещает в себе лучшие аспекты и преимущества преподавания в классной комнате и интерактивного или дистанционного обучения, создает доступные и мотивирующие курсы для обучающихся.
Термин «смешанное» относится к соединению учебных материалов онлайн и обучения в группе с преподавателем. Обучающийся работает автономно, но ему также оказывается поддержка от группы и от преподавателя. В течение реальных групповых занятий обучающиеся демонстрируют свои достижения, упражняются в развитии навыков общения, повторяют пройденный материал и готовятся к изучению последующего. Курсы чаще всего базируются на заданиях и основополагающей информации, а все вспомогательные материалы подаются на онлайн-платформе. Автономным обучающимся также оказывается поддержка, когда они получают для выполнения задания, в которых необходимо сотрудничать с другими членами группы, зачастую путем участия в дискуссии в онлайн-режиме.
Дональд Кларк выделил четыре уровня интеграции элементов в модели смешанного обучения:
Уровень компонентов – самый слабый уровень интеграции, при котором элементы смешанной модели обучения почти полностью взаимозаменяемы, т.е. эффективность одного не меняется в отсутствии всех других элементов. На этом уровне сложно говорить об интеграции, скорее, речь должна идти о сочетании элементов смешанной модели. Возможности сочетания элементов представлены на рисунке.

Организационная диаграмма

Рис. Сочетание элементов смешанной модели обучения

Эффективность применения этих двух моделей зависит от уровня подготовки обучающихся, от их умения учиться самостоятельно, выбирать оптимальные для себя формы представления учебного материала. Элементы модели смешанного обучения при их интеграции на уровне компонентов должны размещаться в единой образовательной среде, одним из существенных свойств которой является предоставление обучающимся доступа к огромным массивам информации вместо препарированных сведений из учебников.
Интегрированный уровень отличается наличием взаимосвязи между элементами модели смешанного обучения. При этом каждый элемент должен проектироваться с учетом всех остальных. Обязательными для интегрированных моделей смешанного обучения являются единство стиля оформления элементов модели, перекрестные ссылки между общими частями содержания различных элементов модели, входной и выходной контроль в рамках одного элемента.
Уровень педагогической коммуникации характеризуется наличием личного или опосредованного электронной средой общения между обучающимися и обучающими.
Уровень образовательной среды – самый высокий уровень интеграции элементов модели смешанного обучения, при котором внутренние связи между ними обеспечивают их органичное включение в образовательное пространство учебного заведения в целом.
Ю.И. Капустин предложил концептуальные компоненты модели смешанного обучения: содержательный (в спроектированном содержании обучения должны сочетаться, с одной стороны, современные научные знания и общественные потребности в изучаемой дисциплине, с другой – личностно значимые задачи, способствующие развитию обучающегося как специалиста); инструментальный (процедура реализации процесса смешанного обучения должна основываться на применении технологии дистанционного обучения, включении оценочно-результирующих блоков, описывающих критерии и показатели качества подготовки обучающихся).
Оба эти аспекта влияют на выбор организационных форм совместной деятельности обучающегося и обучающего. В процессе конкретной реализации смешанного курса обучения в комплексе организационных форм помимо традиционных форм, лекций, семинаров, лабораторных работ должны сочетаться групповые и индивидуальные, реальные и виртуальные формы. Методическая система должна включать целенаправленную, интенсивную и контролируемую самостоятельную работу обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному согласованному расписанию, комплексно используя специальные средства обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем.
Основываясь на современных подходах ученых, работающих в этой сфере, экспериментальное внедрения курса смешанного электронного обучения на основе LMS Moodle в сферу начального профессионального образования в Технологическом колледже № 24 в 2009/2010 учебном году для обучающихся по профессии 1.9 «Оператор ЭВМ» принесло положительные результаты. В первую очередь, благодаря возросшей мотивации обучающихся, качество знаний подростков значительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом их обучения, который проходил по классно-урочной системе. Как отмечают обучающиеся, занятия по такой комбинированной программе, совмещающей живое и интерактивное общение, – процесс очень увлекательный и интересный.
Схема смешанного обучения, которая организована на базе образовательного ресурса Технологического колледжа № 24 (http://www.on-linecollege.ru), реализует наиболее важные для электронного образования интеллектуальные функции, такие, как представление учебного материала в базе знаний и реализация алгоритмов выборки из нее, обеспечивающие решение дидактических задач образовательного процесса; реализация моделей обучаемого, процесса обучения и предметной области; адаптация учебного материала, системы навигации и режима обучения к модели обучаемого; гибкие возможности диагностики не только знаний, но умений и навыков, позволяющие осуществлять их адекватную оценку и определять причины возникновения проблем, связанных с получением и закреплением знаний, умений и навыков.

 

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Г.М. Метельская,
зам. директора по информационным технологиям,
ГОУ СПО Колледж автомобильного транспорта № 9

E-mail: 09@prof.educom.ru

Статья

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно ориентированный (гуманистический) подход, учебные заведения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Но все-таки по-прежнему не компьютер, а именно учитель или преподаватель является наиболее важной составляющей образовательного процесса. Поэтому одним из главных элементов информатизации колледжей является обучение компьютерной грамотности преподавателей, сотрудников и студентов, а также внедрение новейших педагогических технологий, одной из которых является проектная методика.
Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели сведения из разных областей знания; умению прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умению устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
В связи с появлением новых технических средств обучения, доступности любой информации в Интернете появилась возможность создавать проекты с использованием информационных компьютерных технологий.
Именно это и является новым в методе проектов.
Никто не станет отрицать, что иногда студентов больше привлекает процесс оформления результатов исследований в виде красочных презентаций в ущерб проведению самих исследований, и порой они сначала ищут материалы в электронном виде, а потом «подводят» под него проблему, т.е. сначала материал, а потом сценарий.
Но здесь надо сказать о важности авторской позиции, ведь главной целью организации исследований студентов является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований, иногда даже в ущерб формальному протоколу, нужно дать студенту определенную свободу действий  – иначе исследование, главный смысл которого в активизации познавательной деятельности, может постепенно превратиться в обычную последовательность стандартных учебных этапов.
В колледже проектная деятельность ведется по нескольким направлениям, занимается организацией исследовательской и проектной деятельности отделение информационных технологий и недавно созданный Научно-интеллектуальный клуб студентов (НИКС). Руководителями НИКСа являются выпускники колледжа, которые много занимались проектно-исследовательской деятельностью, были участниками и победителями различных городских конкурсов, эта деятельность побудила их остаться в колледже, сегодня они – преподаватели и сами работают со студентами над проектами, и уже в этой роли подготовили обучающихся – победителей конкурсов.
Главной задачей создания проектов по различным дисциплинам является их использование при проведении занятий или учебно-воспитательных мероприятий, а также представление проектов на различные городские конференции и конкурсы, т.е. практическое их применение.
Таким образом, сначала студенты с преподавателями работают над проектами, а дальше проекты работают на результат. Участие и победы в городских мероприятиях повышают мотивацию студентов к созданию новых проектов.
Именно в работе над проектами меняется стандартная схема отношений «учитель – ученик» на схему «коллега – коллега». Эти отношения являются очень важными и для преподавателя, так как в работе над проектами преподаватель и студенты объединены общей целью – направленностью на результат. Главным результатом такой позиции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
С 2007 года колледж активно участвует в Международной образовательной  программе Intel «Обучение для будущего». Главная цель этой программы – научить студентов создавать грамотные, интересные и научно обоснованные проекты по определенной методике, а также правильно защищать их и в дальнейшем использовать как учебно-информационный материал.
По тьюторской программе при Московском государственном педагогическом университете последовательно были обучены три преподавателя колледжа (по информатике и информационным технологиям), которые затем обучили 55 студентов и 15 преподавателей-предметников; по окончании обучения и преподаватели, и студенты выполнили исследовательские проекты. Каждый студент – участник проекта получил свидетельство международного образца, которое пополнило его портфолио.
Преподаватели, обучающиеся по программе Intel «Обучение для будущего», создавали проекты от имени обучающихся, чтобы понять изнутри эту методику дальнейшей работы со студентами. Преподаватели также получили свидетельства международного образца, которые пополнили и их портфолио.
В настоящее время преподаватели-предметники активно используют эту методику:
– при составлении электронных методических пособий занятий, привлекая к  этой работе студентов;
– в самостоятельной работе студентов, которые охотно выполняют домашнее или зачетное задание в виде проектов с использованием информационных технологий;
– при занятиях с неуспевающими студентами, которые охотнее выполняют задания в виде красочных электронных презентаций.
Колледж готовит специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, поэтому большинство проектов имеют профессиональную направленность. В 2008/2010 учебном году в рамках программы «Рабочие кадры» большинство конкурсов также имели профессиональную направленность, например, «Физика в моей профессии», «Компьютер, специальность и я», «Иностранный язык в моей профессии», «Математика в моей профессии», которые также проходили обязательно с использованием компьютерных презентаций. В связи с этим при создании студенческих проектов совершенно необходима совместная работа преподавателей-предметников и преподавателей специальных дисциплин с преподавателями информационных технологий.
Внутренней оценкой проектной деятельности может стать выполнение и защита курсовых и дипломных проектов с применением информационных компьютерных технологий. Студенты, занимающиеся проектной деятельностью, выполняют более качественные и творческие проекты; имея опыт публичных выступлений, умеют грамотно представить на защите свой дипломный проект в виде электронных презентаций.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов (участие в конкурсах, конференциях и т.д.), поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, недостатки, необходимость своевременной коррекции.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных компьютерных технологий повышает мотивацию студентов к обучению, их образовательный потенциал, что в свою очередь способствует повышению качества профессиональной подготовки.

 

 

 

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru