Меню
Качество воспитательной деятельности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА –
ШАГ К УСПЕХУ В РАБОТЕ

Р.Х. Нигматзянова
(Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Колледж малого бизнеса № 67»)

E-mail: kolledg_mb_67@bk.ru

Статья

«Национальная доктрина образования Российской Федерации» декларирует обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков самореализации.
Проблема комплексного развития личности, ее творческих способностей отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Е.Н. Ильина, В.А. Сухомлинского, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании. Философы, психологи, ученые-педагоги в своих исследованиях обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей. По данной проблеме в настоящее время имеется большое число публикаций. Ученые определяют творчество как сложный вид человеческой деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей.
Творчество – одна из форм обновления мира, и человек как вид не может существовать, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование. Соответственно, отсутствие у индивида этой потребности, ее затухание ведет к деградации. На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление как важнейшая характеристика творческой личности – необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.
Исследования ученых подтверждают, что творческая активность – высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности. Наиболее общая, интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единства слова и дела. Переход учащегося на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности обогатились опытом. Воспитание творческой личности – задача всей системы образования от дошкольного до высшего.
Любая урочная, творческая работа с обучающимися — дело очень увлекательное и полезное. Учитывая имитационные способности учащихся и студентов в освоении образовательных предметов и дисциплин, их природную любознательность и потребность в познании нового, целесообразно использовать творческий подход на каждом занятии.
Творческая активность – одно из существенных свойств личности, где наиболее полно проявляется ее индивидуальное, особенное.
Творческая активность личности имеет четко выраженную социальную обусловленность, и ее следует рассматривать как социальную ценность, как показатель уровня развития общества. Ее уровни и формы могут быть различными, а, следовательно, может оказаться различной и объективная ценность профессиональной активности.
Есть основания предполагать, что мотивация выступает тем связующим звеном в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, потребность в определенном виде деятельности, в организации социального взаимодействия в профессиональной среде, совершенствование личности как специалиста с целью реализации потребностей в творческой деятельности.
Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою обучающихся.
Развитие творческого потенциала обучающихся в трудовом обучении, как и любом другом предмете, базируется на следующих компонентах: мотивационном, деятельностном, оценочном. Мотивационный компонент представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:
– мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;
– мотивация по процессу, когда обучающийся заинтересован самим процессом деятельности.
Сформированная внутренняя мотивация позволяет включить обучающихся в дальнейшую творческую деятельность, обеспечивает их мотивационно-творческую активность.
Отныне обучающийся перестал рассматриваться как объект воздействия педагога, а обрел статус субъекта учебно-воспитательного процесса – наряду с преподавателем.
Показателямитворческой активности обучающегося можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций, неожиданность, целесообразность, ценность.
Если разделять ту точку зрения, что творческая активность в той или иной мере присуща каждому человеку, а ее проявлению препятствуют влияние среды, запреты, социальные шаблоны, то можно трактовать роль элементов открытого образования, усиления акцента на самостоятельную работу обучаемых как весьма позитивный момент. И на этой основе развитие творческой активности обучающихся происходит путем освобождения творческого потенциала от тех зажимов, которые они приобрели ранее.
Таким образом, развивая творческую активность на занятиях, обучающиеся стремятся узнать больше дополнительной информации в процессе  самостоятельной работы. Они способны умело организовать свою деятельность, даже не прибегая к помощи преподавателя. Обучающиеся становятся более открытыми для общения и обучения. Они стремятся выразить себя, показать свои таланты, добиваются успеха в учебе. Многие из них определяются со своими интересами, идут к намеченной цели. Наблюдается колоссальное развитие в интеллектуальном плане.
Ребята осознают не только собственный рост в обучении, но и замечают изменения друг в друге. Происходит сравнение собственного Я, себя с одногруппниками. Отсюда прослеживаются наблюдение и внимательное отношение ко всем людям. Просчитываются в уме варианты действий в различных ситуациях. Исчезают многие комплексы. Обучающиеся становятся успешными как в колледже, так и во внеучебной деятельности.
Творческая деятельность, ее содержание, характер проявления, направленность во многом зависят от потенциала личности, развитие которого является многообразным процессом, обусловленным природной и социальной средой, субъективными и объективными факторами. Как и личность, творческий потенциал находится в постоянном движении и развитии и характеризует степень устремленности в будущее. Возможности обучающегося всегда богаче, чем этого требует определенный вид деятельности. В то же время сам обучающийся способен к непрерывному развитию и самосовершенствованию. Потенциал обучающегося включает как не реализовавшиеся умения и способности, так и проявившиеся в деятельности. Раскрытие характеристик личности возникает при необходимости реализации поставленной цели, имеющей не только личностную, но и социальную значимость.
Благодаря совместной творческой работе преподавателя и студентов последние имеют значительный успех и значимость среди сверстников, умело применяют полученный опыт в жизни и готовы легко найти выход из любой сложившейся ситуации!

 

Из опыта работы студенческого самоуправления
на основе проектной деятельности студентов

Ю.А. Муратова
ГОУ СПО Педагогический колледж № 10

Е-mail: yulia.muratova@mail.ru

Статья

Участие в различных социальных проектах не только развивает творческую инициативу, самостоятельность студентов, но и формирует личностные качества будущего учителя и воспитателя, в том числе способность организовать инклюзивное образование, умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между студентами по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, дает знание методов психологического и дидактического проектирования как учебного, так и воспитательного процесса.
Самоуправление – часть студенческой жизни, так как, участвуя в управлении, студенты педагогического колледжа реализуют свои социальные потребности, интересы, права и овладевают специальными профессиональными компетенциями, в том числе в сфере инклюзивного образования.
Цель студенческого самоуправления – создание педагогических условий, позволяющих студентам раскрыть индивидуальные способности, реализовать их творческую активность и самодеятельность в учебно-познавательном, научном, профессиональном и культурном отношении.
Самоуправление способствует развитию внеаудиторной деятельности студентов. Их внеурочная жизнь становится ярче, разнообразнее, интереснее.
Система студенческого самоуправления в ГОУ ПК № 10 имеет два уровня. Первый – студенческое самоуправление в учебной группе, второй – общеколледжное самоуправление. Высшим органом общеколледжного самоуправления является общеколледжная конференция.
Структура первого уровня предполагает, что каждый студент имеет общественное поручение и входит в состав определенной подгруппы, отвечающей за то или иное коллективное дело. Подгруппы формируются по видам деятельности (научно-исследовательская, спортивная, художественно-эстетическая, информационная, профориентационная и т.д.). По каждому направлению выбираются лидеры, составляющие актив группы.
Основным компонентом второго уровня студенческого самоуправления является студенческий совет, формирование которого осуществляется в соответствии с принципами самореализации, коллективизма, совместной творческой работы преподавателей и студентов, обеспечивающей грамотную и заинтересованную педагогическую поддержку развития самоуправления.
Студенческий совет ежегодно избирается на студенческой конференции.
В структуре студенческого совета в настоящее время 10 проектов (направлений общественной работы). Структурный и количественный состав студенческого совета ежегодно меняется в зависимости от предложенных студентами проектов. В текущем учебном году структура студенческого совета следующая:


При заинтересованном отношении членов студенческого совета сохраняются и развиваются традиции педагогического колледжа. Успешно проходят различные ежегодные традиционные мероприятия:
Сентябрь. Праздники: День знаний. День здоровья. Конференция, посвященная выборам органов студенческого самоуправления.
Октябрь. Отчетное мероприятие по летней педагогической практике. Посвящение в студенты. Праздничный концерт ко Дню учителя.
Ноябрь. Вахта памяти, посвященная годовщине битвы под Москвой. Конкурсная спортивная программа «Красота и грация».
Декабрь. Акции по сбору подарков для детей подшефного детского дома «Спешите делать добро». Новогодний праздничный концерт.
Февраль. Проводимая совместно с кадетским корпусом военно-спортивная конкурсная программа-соревнование «А ну-ка, парни!». Праздник Масленица.
Март. Конкурсная программа «А ну-ка, девушки!». Студенческий форум «Нет зависимости!». Встреча с выпускниками.
Апрель. День открытых дверей
Май. Праздничный концерт ко Дню Победы, организованный на базе музея «Жизнь и подвиг Ф. Полетаева». Последний звонок.
В текущем учебном году по инициативе студенческого совета регулярно стала выходить газета «Десяточка». Газета, которая выходит регулярно, раз в месяц, вызвала большой интерес: сразу образовалась команда студентов, желающих работать в этом проекте.
Впервые на базе колледжа был проведен городской конкурс студенческих проектов (проект «Исследователь»).
В рамках проекта «Память» организовалась группа студентов-экскурсоводов, регулярно проводящих экскурсии для школьников района Кузьминки в музее «Жизнь и подвиг Ф. Полетаева».
Сознательное и заинтересованное отношение к делу позволило успешно выступить на ежегодной педагогической конференции в Педагогическом колледже № 1.
В 2008/2009 учебном году члены студенческого совета были награждены путевками в молодежный лагерь в Анапе.
Для диагностического анализа в управлении развитием студенческого самоуправления мы применяем комплекс методик, позволяющих оценить результативность работы по развитию студенческого самоуправления как на уровне личностного развития студентов, так и на уровне развития коллективов учебных групп.
Анализ полученных результатов в процессе диагностики позволяет выявить основные направления дальнейшей воспитывающей деятельности педагогического коллектива, наметить перспективы совершенствования воспитательной системы в колледже, адекватно реагировать на происходящие изменения в развитии личности наших обучающихся.
Анализ опыта работы по развитию системы студенческого самоуправления на основе проектной деятельности студентов позволяет сделать вывод о том, что мы движемся в правильном направлении, так как:
– студенческое самоуправление стало предметом творческой деятельности наших учащихся, что обусловило их сознательное, заинтересованное отношение к общественным делам;
– условия для развития творческой инициативы, самостоятельности, профессиональных навыков и умений студентов отвечают их интересам и потребностям, что позволило привлечь к работе в системе самоуправления многих студентов;
– наметились пути развития творческой инициативы учащихся в деле студенческого самоуправления, пути формирования интереса личности студента к управленческой деятельности;
– возросло значение самостоятельной творческой деятельности на благо всего колледжа, повысилась мотивация студентов;
– найден эффективный путь создания условий для формирования личности будущего педагога, в том числе его способности организовать инклюзивное образование; подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности.

 

 

Духовное воспитание личности

и развитие творческого потенциала студентов

на уроках индивидуальной музыки

О.И. Мартьянова,

ГОУ Педагогический колледж №10

 

Статья

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, наличие значительных социально-экономических преобразований в обществе диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые сложные проблемы. В связи с этим поставленная перед современной образовательной системой приоритетная задача духовного воспитания личности и развитие ее творческого потенциала обусловливает необходимость совершенствования процессов обучения.

Известно, что наиболее интенсивно творческая индивидуальность будущего специалиста формируется в процессе совместной, коллективной деятельности педагога и студентов.

Предмет «Индивидуальная музыка» предполагает индивидуальную форму обучения, где на практике осуществляется непосредственный контакт педагог – студент.

Возникает парадоксальный вопрос: а возможно ли совместить индивидуальную форму обучения музыке с коллективной деятельностью преподавателя и студентов?

В связи с этим в музыкально-цикловой комиссии педагогического колледжа решили провести эксперимент.

Целью эксперимента было выявить возможность и целесообразность использования формы фортепианного классного концерта для осуществления творческого развития личности студента, раскрытия творческого потенциала, а именно:

– для формирования потребности в саморазвитии;

– выработки способности творчески и самостоятельно мыслить и действовать;

активизации музыкально-творческой деятельности.

Почему же была выбрана именно форма концерта?

«Живое» исполнение музыки выполняет функции «пропагандиста» музыкального искусства; преследует цель – воспитать вкус к истинно художественной музыке; через развитие внимания и умение слушать – ввести в мир художественных образов.

В ходе апробации мы решили выявить, способствует ли эта форма активизации творческого интереса студентов к музыкальному искусству вообще и к индивидуальным занятиям музыкой на уроках фортепиано в частности; расширяется ли музыкальный кругозор в области репертуара; как при этом формируется артистизм и сценическая культура и обогащается духовный и нравственный мир студентов.

Для участия в эксперименте была выделена группа из двадцати студентов, обучающихся в классе одного преподавателя.

Учитывая, что художественный вкус воспитывается прежде всего на музыке «золотого фонда» культуры, подбирался разнообразный и истинно художественный музыкальный материал.

Каждый участник эксперимента, даже первокурсник, проучившийся в колледже всего несколько месяцев, готовил свое музыкальное выступление, независимо от уровня фортепианной подготовки, музыкальных способностей и индивидуальных данных.

В соответствии с планом эксперимента студенты сами отбирали, изучали и анализировали специальную литературу, определяли тематику и содержание, разрабатывали сценарий.

В помощь им были составлены методические рекомендации для самостоятельной деятельности. Роль педагога заключалась в консультировании и совместной со студентами подготовке музыкального репертуара.

В следующий этап входило написание творческих работ в форме рефератов; подготовка наглядно-иллюстративного материала; оформление и составление программ, афиш, приглашений; подготовка чтецов и, наконец, репетиции.

С особой тщательностью продумывалась технология проведения концерта, каждый организационный момент.

Сценарий вечера выстраивался по тематическому принципу. Каждое исполняемое музыкальное произведение предварялось кратким словесным вступлением, чтением стихов, высказыванием композитора, интересной историей, а иногда вопросом или творческим заданием.

Процесс познания музыкального искусства осуществлялся в виде беседы с действующими лицами конкретной эпохи, наблюдения за их действиями, поступками, нравами, а обобщения осуществлялись с точки зрения современности, с позиций положительных идеалов, взглядов и убеждений нашей эпохи.

Наблюдая за ходом эксперимента, мы видели, как постепенно устанавливаются отношения доверия между студентами и их педагогом, как формируется единый творческий коллектив, способный совместно решать творческие задачи.

Известно, что деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой человек себя принуждает только лишь «холодными доводами рассудка».

Поэтому, и особенно для педагогов-музыкантов, важен особый эмоционально-психологический тон доверительного общения, взаимной открытости, уверенности. Таким образом, создаются условия для полного внутреннего раскрепощения, самовыражения, свободы действий и высказываний, самостоятельности позиций и оценок по всем обсуждаемым вопросам.

Отдельно следует остановиться на проведении вечера-концерта.

Главное, что хотелось бы отметить, – общее приподнято-праздничное настроение и весь церемониал концертного зала: сцена, открытый рояль, поклоны-приветствия, аплодисменты, улыбки, цветы…

В зале царила особая атмосфера: слушатели учились поведению в зале, а исполнители – на сцене; начинающие музыканты чувствовали себя полноправными артистами. Студенты узнавали язык общения между артистом и слушателями.

По окончании концерта исполнителям вручали цветы и сувениры. На афишах и программках концерта писали слова благодарности и пожелания новых творческих успехов.

Анализируя итоги эксперимента, мы пришли к заключению, что использование формы фортепианного классного концерта имеет массу достоинств, так как способствует решению одновременно нескольких задач:

– организует творческий процесс, способный в дальнейшем зажечь каждого участника на самостоятельное творчество;

– стимулирует личностную интеллектуально-мыслительную активность студентов;

– способствует самореализации творческой личности;

– формирует инициативу, умение отстаивать свою точку зрения.

Проведенная исследовательская работа показала, что именно синтез индивидуальной формы обучения игре на музыкальном инструменте с коллективной деятельностью преподавателя и студентов способствует формированию и развитию исследовательских, поисковых, коммуникативных навыков, так необходимых для будущей профессии педагога, а также росту творческой активности студентов.

Коллективная деятельность в процессе подготовки и проведения музыкально-литературного вечера-концерта помогла студентам колледжа овладеть разнообразными видами творчества: музыкально-исполнительским, игровым, художественно-речевым, конструктивным, изобразительным и другими; дала возможность самостоятельно творчески мыслить, находить нужное решение и оптимальный выход из неожиданной, нестандартной ситуации.

После завершения эксперимента все двадцать студентов выразили желание в полном составе участвовать в последующих музыкально-литературных композициях, каждая из которых преследовала определенную цель: приобщение к истории музыкального искусства, пропаганда классической музыки, знакомство с танцевальными жанрами, популяризация русской фортепианной классики. Таким образом, использование формы классного фортепианного концерта стало традиционным в нашей совместной творческой деятельности.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА 

К.К. Смирнова

ГОУ СПО «Московский технологический колледж» 

Статья

Необходимым условием эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса является профессиональная деятельность преподавателей, классных руководителей, организованная в рамках психолого-педагогического объединения. В результате работы объединения происходит усиление учебно-воспитательного и психологического воздействия на студента. При изучении результатов психологической диагностики личности студента увеличивается возможность самореализации личности самих педагогов, так как осознание трудностей в деятельности студентов заставляет их уделять больше внимания социально-психологическим аспектам и ориентирует на индивидуальный подход в работе со студентами. Повышается авторитет преподавателя в глазах студента за счет участия во внеклассной работе, что способствует улучшению взаимопонимания между преподавателем и студентом посредством неформального общения.

Основная задача психолого-педагогического объединения – создание социально ориентированной, конкурентоспособной личности, способной к самореализации, а также благоприятного климата для развития личности студента.

Психолого-педагогическое объединение является основным элементом, реализующим на практике:

– комплексную многопрофильную психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса;

– повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

– проведение психолого-педагогических мониторингов, планирование и оценка дальнейшей деятельности.

Перспективы развития объединения определяются новыми социальными требованиями к системе образования, к личностному подходу в обучении студентов, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение единого государственного экзамена, информатизация образования предопределяют особую роль психолого-педагогического объединения в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования.

Социально-экономические реформы в жизни страны повлекли за собой расслоение общества, падение духовности, снижение в подростковой и молодежной среде авторитета семьи, обесценивание человеческой жизни и, как следствие, рост преступности. В неполной семье сегодня воспитывается каждый седьмой подросток. Распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение препятствуют развитию личностных, волевых качеств подростка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых способствует асоциальному поведению.

Таким образом, перед всеми образовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования в особенности стоит важная государственная задача – формирование жизненной стратегии молодого поколения России как стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности учащегося в условиях нестабильного развития общества. Устойчивое развитие индивида возможно лишь на основе высокой мотивации достижения успеха, активной жизнедеятельности. Необходимым является также создание условий для реализации естественной потребности не только каждого учащегося, но и каждого педагога иметь успех в своей деятельности, достигнуть высоких результатов, реализовать свой творческий потенциал.

В связи с этим вся система психолого-педагогической работы с подростками направлена на расширение сферы их межличностного и социального взаимодействия, создание условий разноуровневых идентификаций, приводящих в действие механизмы сравнения себя с другими, активизирующих механизмы отбора и «присвоения» тех качеств, ценностей, которые для субъекта взаимодействия наиболее значимы, т.е. содействующих формированию собственной системы ценностей.

Эффективность функционирования психолого-педагогического объединения заключается в следующем:

1. Организация общественно полезной деятельности и вовлечение в нее студентов «группы риска».

В качестве средства развития, помимо индивидуальной и совместной деятельности, принято считать общение, поскольку человек в процессе онтогенеза усваивает новые социальные знания только в общении с другими людьми.

2. Совершенствование взаимодействия между преподавателями и студентами. Преодоление противоречий в общении преподавателей и студентов.

3. Совершенствование процесса управления противоречиями, который заключается в сглаживании или обострении противоречий между личностью, группой, классным руководителем и преподавателями, разрешением конфликтов. Обострение противоречий в учебных группах можно успешно использовать для решения важных задач воспитания:

– повешение активности и сплоченности учащихся с просоциальной направленностью, объединение вокруг них учащихся с неустойчивой, неопределенной направленностью;

– снижения активности и влияния на учебную группу учащихся и подгрупп с асоциальной направленностью, а также деструктурирования таких подгрупп;

– изменения индивидуальных и групповых ценностей учащихся в просоциальном направлении.

Основными принципами развития психолого-педагогического объединения являются:

– сохранение приоритета гуманистических ценностей;

– преемственность целей, задач, направлений деятельности;

– профилактическая направленность деятельности;

– комплексный подход;

– ориентированность на создание благоприятных условий для развития личности студентов.

Если говорить о трудностях самого студента, то они проявляются в разных областях: трудности в обучении, в поведении и в психическом самочувствии.

Воспитание – есть специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Это процесс приобщения человека к общему и к должному. Каким образом это делается – через требование, эмоциональное переживание или партнерское взаимодействие – вопрос гуманистического качества этого процесса, вопрос культуры.

Как показывает практика, сегодня своевременно говорить о внеурочной воспитательной деятельности, которая в качестве приоритетов имеет профессиональное становление личности и выработку каждым студентом стратегии своей профессиональной жизни на основе формирования ключевых компетенций, в том числе и социальных.

Качества формирующейся личности зависят от многих факторов, и в первую очередь, от того, какими наклонностями к конкретным видам деятельности обладает личность и каким образом они находят свое дальнейшее развитие.

Воспитание личности осуществляется с учетом заложенного в ней потенциала, на основе выявления закономерностей ее внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил личности. Формирование личности профессионала строится не только на получении определенной суммы знаний, умений и навыков, но в большей степени на развитии личностных характеристик, которые активизируют интерес к изучению выбранной специальности; формируют правильное понимание сущности профессионального самоопределения; развивают мотивацию к профессиональной деятельности, к профессиональному становлению. В процессе индивидуально-личностного развития студенту предоставляется право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития.

Старые, испытанные формы воспитательной деятельности наполняются новым содержанием на основе определяемых приоритетов, которыми являются личностные качества студента. Вся система воспитания в колледже основывается на деятельностном подходе, так как только в деле формируются те или иные качества, только деятельность поможет студентам проверить свои способности и самореализоваться.

Студенты, участвующие в коллективной творческой деятельности, отличаются достаточно высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, волевыми качествами, чувством долга и собственного достоинства. У них развита устойчивая мотивация к самоуправлению.

 

 

 

УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Е.В. Мискарян,
зам. директора по воспитательной работе,
ГОУ СПО Строительный колледж № 12

E-mail: 12@prof.educom.ru

Статья
  1. Усиление воспитательного значения уроков теоретического и практического обучения

Воспитательных целей урока никто не отменял, однако все чаще урок превращается в передачу объема знаний. В связи с переходом к компетентностному образованию воспитательное значение урока усиливается. На уроке необходимо формировать у обучающихся, наряду с высокими профессиональными навыками, знаниями, мотивацию к будущей профессии, профориентацию, гордость за профессию, коммуникативность, умение работать в команде, брать ответственность на себя и другие личностные компетенции.

2. Формирование профессиональных и личностных компетенций
в процессе туристско-краеведческой деятельности

Экскурсии являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи.
В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну – Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, выполняют задания образовательных учреждений, научных и других организаций, знакомятся с традициями и расширяют кругозор.
«Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза, отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более всего и ближе всего знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что ему всего ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1954. Т. 11. С. 272).
К сожалению, зачастую работники образовательных учреждений недооценивают роль и важное значение туристско-краеведческой работы в воспитательном процессе, в формировании профессиональных и личностных компетенций молодого гражданина и специалиста.
Приоритетной целью туристско-краеведческой работы является воспитание граждан в духе патриотизма и гражданственности.
Модернизация российского образования включает в себя переход от знаниевой парадигмы образования к компетентностной, основанной на деятельностном подходе к организации образовательного процесса.
В документах по модернизации образования РФ записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и профессиональной деятельности».
Введение термина «компетентность» в мировую образовательную практику связано с решением Совета Европы об оценке качества образования посредством понятия «компетентность».
Понятие «компетентность» значительно шире понятий «знания, умения, навыки», оно включает в себя кроме знаний, умений и навыков направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации, смыслы). Знания, входящие в структуру компетентности, носят иной характер.
Компетентностный подход в образовании, в противоположность концепции «усвоения знаний», предполагает освоение студентами умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в различных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях.
Советом Европы определены пять ключевых компетенций. При использовании туристско-экскурсионной работы как инструмента воспитательного воздействия на личность будущего специалиста возможно влияние на его развитие следующих из них:
политические и социальные компетенции, такие, как способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, умение разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов, а также готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков, самостоятельно принимать решения, иметь мотивацию на достижение успеха, применять творческий подход к деятельности;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развитие климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как осведомленность в особенностях национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традиций; роли науки и религии в жизни человека; способах организации свободного времени; а также научить терпимости, умению жить с людьми других культур, языков, религиозных убеждений.
Посещение культурных, исторических и производственных объектов создает условия, в которых образовательный процесс, частью которого являются экскурсии и туристические поездки, не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу над своими действиями и поступками, т.е. побуждает личностное и профессиональное саморазвитие студента и помогает ему в этом процессе.
При выборе экскурсионных и туристических поездок для определенной группы студентов очень важно учитывать профессиональную направленность обучения данной группы. Так, для групп, обучающихся профессии строителя, важно посетить объекты русского деревянного зодчества, музеи мебели, старинные усадьбы, услышать на экскурсиях о творчестве в труде строителя, воочию увидеть, какими инструментами и по какой технологии создавались гениальные творения русских зодчих. Одновременно (желательно в соответствии с учебным планом при изучении спецпредметов) необходимы экскурсии на объекты, знакомящие с современными условиями труда, новыми технологиями работы, современными материалами.
На экскурсиях обучающиеся должны не просто праздно смотреть на культурные объекты, поэтому преподавателю спецпредмета или мастеру производственного обучения следует подготовить групповые или индивидуальные творческие задания для будущей экскурсии. После поездки студенты отчитываются о выполнении задания (пишут рефераты, эссе, делают фоторепортажи, доклады, презентации и т.п.). Такая методика дает возможность влиять на развитие профессиональных компетенций.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к работникам. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
Для формирования молодого рабочего столичного мегаполиса одинаково важны как профессиональные, так и ключевые компетенции:
– профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности (способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; брать на себя ответственность по собственной инициативе; проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение работать в коллективе, уживаться с другими людьми; стремление к освоению новых знаний по собственной инициативе, путем самообразования и саморазвития);
– ключевые, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества для его успешной социализации (принятие национальных, религиозных различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий; владение информационными технологиями; способность разрешать конфликты и смягчать разногласия; готовность заниматься организационным и общественным планированием и др.).
Для формирования компетенций в образовательных учреждениях широко используются современные технологии и методы обучения. Одним из методов является развитие туристско-краеведческой деятельности и участие в ней обучающихся совместно с педагогами и родителями.
Откровением для заместителя директора и классных руководителей стали случаи, когда первокурсники во время экскурсии по Москве заявляли (и неоднократно!), что они впервые оказались в Музее археологии (он расположен в самом центре Москвы) или в музее-усадьбе «Царицыно». Этот факт и подтолкнул нас к разработке данной программы.
В государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Строительный колледж № 12 в 2009/2010 учебном году началась реализация целевой программы «Формирование профессиональных и личностных компетенций будущего специалиста в процессе туристско-краеведческой деятельности».
Основные задачи туристско-краеведческой деятельности в образовательном учреждении:
– развитие познавательных интересов и деятельности обучающихся;
– организация содержательного отдыха учащихся и студентов;
– воспитание уважения к традициям, истории города;
– экологическое воспитание (бережное отношение к окружающей среде);
– формирование профессиональных и личностных компетенций;
– путешествие за здоровьем, физическое восстановление и оздоровление.
В процессе участия в туристско-краеведческой деятельности студенты колледжа имеют возможность расширить свои представления об исторических корнях и значимости осваиваемой профессии, познакомиться с достижениями в изучаемой области, с профессиональными традициями, что способствует лучшему усвоению учебной программы, формированию профессиональных навыков и стремлению к достижению лучших результатов в изучении профессии.
Участие в выездных туристско-краеведческих мероприятиях активно влияет на развитие коммуникативных способностей, вырабатывает умение работать в группе, участвовать в выработке и принятии коллективных решений, слушать чужое мнение, развивает эстетические и патриотические чувства, эмпатию и толерантность. Эти способности важны для современного специалиста.
Программа развития туристско-краеведческой деятельности предполагает проведение историко-краеведческих мероприятий – неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, а потому обязательных для каждого преподавателя, мастера производственного обучения, классного руководителя и куратора.
3. Влияние дополнительного образования
на воспитание и личностное развитие обучающихся колледжа
Дополнительное образование должно также формировать профессиональные и личностные компетенции будущего специалиста: физическое развитие, творческий подход к решению поставленных задач, расширение сферы профессиональной деятельности и т.д.
При планировании дополнительного образования необходимо выбирать те направления, которые позволят обучающимся в будущем расширить сферу своей профессиональной деятельности, а также творчески относиться к своей профессии и качественно выполнять работу.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

С.А. Анищенко,
ГОУ СПО Медицинский колледж № 1
Департамента здравоохранения города Москвы

E-mail: shroud@inbox.ru

Статья

Запрос государства и общества как работодателя к современным трудовым кадрам диктует необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов разного уровня. При этом отмечается острый дефицит профессионалов среднего звена, которые обеспечивают функционирование различных отраслей социально-экономической сферы. Поэтому на современном этапе развития российского государства большое внимание уделяется системе среднего профессионального образования.
Общество начинает предъявлять все более высокие требования к специалистам среднего звена. Это ставит перед профессиональными учебными заведениями конкретную цель – подготовить конкурентоспособных, профессионально, личностно и социально компетентных специалистов. Такие требования определяют задачу учебных заведений: не только обучить молодых людей профессиональным умениям и навыкам, но и воспитывать – в широком смысле слова – будущих специалистов.
Таким образом, большое внимание уделяется качеству воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях, которая является не дополнением к основной образовательной программе, а реализует через процесс обучения цели и задачи по формированию личности студентов, их профессионализации.
На базе ГОУ СПО Медицинский колледж № 1 создана интегративная психолого-педагогическая модель воспитания будущего профессионала.
Цель создания модели: методическое обеспечение долгосрочного перспективного планирования психолого-педагогических воздействий на студентов в процессе их профессионального обучения.
Основными психолого-педагогическими направлениями работы, осуществляемой в рамках профессионального воспитания, представляется формирование у обучающихся идентичности – личностной, профессиональной, социальной, а также психолого-педагогическое обеспечение процессов профессионализации и социализации.
Потребность в идентичности обусловлена возрастными особенностями студентов. Ее обретение – сложный процесс, требующий постоянной коррекции. В рамках формирования личностной идентичности человек задает себе вопросы о собственных индивидуальных особенностях. С одной стороны, пытаясь найти объект идентификации, с другой – обеспечить и определить собственную неповторимость. Социальная идентичность связана с вопросами относительно группы принадлежности и особенностями взаимодействия с обществом. Профессиональная идентичность, фундамент которой закладывается на начальных этапах профессионального обучения, позволяет ответить на вопросы: «Какой я как профессионал?», «Кто я?».
Обеспечение формирования позитивной идентичности в основном связано с реализацией двух компонентов:

  • когнитивного (рациональные представления о себе, профессии, обществе);
  • эмоционально-мотивационного (отношение к определенным личностным качествам, группам, профессиям и другое; определение степени необходимости действий, значимости происходящего).

Корректировку в процесс формирования идентичности вносят:

  • уровень самооценки индивида (нормальный и высокий уровни самооценки обеспечивают более дифференцированный подход к информации, поступающей извне, ее принятие);
  • уровень интеллектуального развития (при нормальном уровне развития интеллекта принятие информации происходит после ее критической оценки);
  • индивидуальные особенности личности (индивидуальные особенности детерминируют специфичность развития).

Таким образом, возникает необходимость диагностики и коррекции вышеперечисленных факторов.
Исходя из сказанного, мы можем выделить пять задач, стоящих перед психолого-педагогическим коллективом, каждая из которых может быть реализована разными путями.
Информационно-профориентационная задача
Создание и внедрение в образовательный процесс «портфолио» специальностей, представленных в колледже. В нем должны быть учтены не только и не столько профессиональные умения и навыки, сколько продемонстрирована специфичность, преимущества специалиста, перспективы выпускника (как профессиональные, так и материальные), трудности, которые могут возникнуть в процессе овладения профессией.
Мотивационно-адаптационная задача
Реализуется посредством разработки и внедрения различных методов мотивации студентов к овладению профессией. Причем выбор методов должен быть детерминирован индивидуальными особенностями студентов (как психологическими, так и социальными).
Диагностическая задача
Определяет особенности вхождения студентов в новый коллектив, профессию, учебный график и уровень развития когнитивной сферы, которая является значимой, как уже говорилось выше, не только для процесса усвоения новых знаний, умений и навыков, но и включает исследование исходного уровня знаний. Кроме того, результаты диагностики помогают определить направление коррекционной работы. Психодиагностика, констатирующая и контрольная, должна проводиться как в процессе проведения профконсультационного собеседования, так и в процессе обучения.
Психодиагностика становится необходимой в современных социальных условиях, ибо, как показывает практика, растет число студентов, нуждающихся в коррекционной работе. Для реализации этой задачи необходимы разработка и составление коррекционных блоков, включающих в себя задания, упражнения и тренинги, объединенные по форме работы (групповая или индивидуальная), по направлению коррекционных воздействий (общение, память, внимание, самооценка и др.), а также по типу исполнителя (коррекционные воздействия может оказывать либо психолог, либо педагог после специальной подготовки).
Развивающая задача
Обеспечивается включением в процесс обучения методов и приемов, специальных заданий, созданием условий, способствующих психическому, общему и профессиональному развитию молодых людей.
Таким образом, реализации вышеперечисленных задач будет способствовать:

  • адаптация и социализация в начале обучения;
  • профессионализация (вхождению в профессию на протяжении всего срока обучения);
  • формирование компетенций:

– общепрофессиональных;
– специальных;
– личностных;
– социальных.
Данная модель предполагает наполнение ее индивидуальным содержанием в зависимости от целей, общей направленности и пожеланий психолого-педагогического коллектива.

 

ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Н. Сибирякова,
ГОУ СПО Технологический колледж № 21

E-mail: 21@prof.educom.ru

Статья

В нашем колледже в трех подразделениях трудится большой коллектив педагогов и мастеров производственного обучения, посвятивших себя благородному делу обучения, воспитания и подготовки к взрослой жизни подрастающего поколения. Педагоги стремятся дать подросткам не только знания предметов, но и приобщить их к высоким ценностям культуры и искусства. У членов нашего коллектива есть для этого и высокое мастерство, и организаторские способности.
Я считаю, что коллектив нашего колледжа добивается высоких результатов, мобилизует все возможности для формирования ученического коллектива на первом этапе его создания, а в дальнейшем осуществляет его развитие и совершенствование. Необходимо сохранять кадровый состав преподавателей и мастеров производственного обучения, необходима поддержка всех государственных и общественных организаций, работающих в сфере воспитания.
Развитие системы начального профессионального образования предоставит возможность развиваться многим подросткам, которые не нашли своего места в системе школьного образования. Мы принимаем учащихся из школ, детей-сирот из интернатов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети и подростки требуют особого внимания и поддержки со стороны педагогов, они часто имеют нарушения психологического характера. Для них требуются особые условия; именно наши мастера и педагоги с их опытом и умением способны понять и принять подрастающего человека. Коллектив педагогов призван подобрать каждому подростку профессиональное направление, заинтересовать спецификой будущей профессии, возможностью продолжать развиваться в рамках своего колледжа или выбрать следующую ступень обучения.
Проблема состоит в том, что с каждым годом увеличивается число подростков, которые нуждаются не только в образовании и получении знаний, но и в коллективе, способном заменить семью, им требуется привить понятия дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимоуважения. В системе НПО и СПО для таких подростков важную роль играет трудовое воспитание. Важно, что мастерами и педагогами в последние годы трудятся мужчины, что положительно влияет на воспитательный процесс. Эту тенденцию необходимо сохранять в будущем, привлекать педагогов-мужчин к процессу воспитания и обучения.
В советские годы общественные пионерские и комсомольские организации брали на себя воспитательную роль. Сейчас эту функцию исполняет именно мастер производственного обучения и классный руководитель. Педагоги в течение всего дня находятся с учащимися, разрешают возникающие ситуации, следят за успеваемостью. В нашем колледже развивается кружковая работа, функционирует бассейн, работают спортивные секции (в том числе редкое направление – мотоспорт), организуются экскурсии в музеи, выставочные залы, театры. Все группы обучающихся участвуют в спортивных мероприятиях района и города. Эта работа должна развиваться как часть процесса становления личности подростка, формирования его мировоззрения, его убеждений.
Педагогический коллектив колледжа понимает, что одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является дополнительное образование. Насколько это важно – ясно без слов. Нельзя стать хорошим специалистом без воспитания творческого подхода к своей деятельности. Эту миссию взял на себя в колледже музей истории костюма. Его задача – на прекрасных образцах русских костюмов воспитать любовь к профессии, сохранять и продолжать замечательные традиции народной культуры. Работа музея осуществляется в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач учебного заведения.
Музей постоянно пополняется новыми экспонатами: учащиеся сами изготавливают костюмы, собирают и хранят предметы быта, описывают их, проводят экскурсии по музею. Это позволяет проводить занятия, конкурсы, исследовательскую работу, что способствует воспитанию чувства любви к своей Родине. В нашем музее проводятся экскурсии и уроки по спецпредметам – «Материаловедению» и «Мировой художественной культуре», «Истории одежды» и «Спецтехнологии», для учащихся и их родителей – дни открытых дверей. Музей доступными ему средствами стремится поддержать интерес к национальным традициям.
Ребята с удовольствием посещают музейные экспозиции, с интересом рассматривают предметы военной поры, вырезки из газет, фронтовые письма, фотографии. Мы приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны на встречи с учащимися в памятные дни великих побед. Они делятся своими воспоминаниями, жизненным опытом и передают дух боевой славы нашего Отечества. На этих встречах подростки буквально преображаются, восхищаются рассказам ветеранов, их боевыми наградами. Любой подвиг старшего поколения в годы войны – лучшее воспитательное средство для молодежи.
К учебно-воспитательной работе все педагоги колледжа относятся творчески, создают свои разработки и внедряют их в учебный процесс.
Многогранная воспитательная деятельность колледжа учит беречь человеческие ценности – честность, трудолюбие, доброту, любовь к Родине. Воспитание учащихся возможно при условии таких взаимоотношений, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании. Современная система воспитания, созданная в колледже, развивает чувство товарищества, трудового коллективного обучения, этические нормы поведения, формирует бережное отношение к природе. Развивает у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

 

СИСТЕМА МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Леутина А.Л.
ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 32

tonya999@list.ru

Статья

Воспитательная деятельность – это целенаправленная деятельность по формированию системы ценностей, гражданских и социальных компетенций учащихся посредством их вовлечения в систему целенаправленно сконструированных педагогических ситуаций.
В современной педагогической науке принято выделять два типа педагогических ситуаций: ситуации направленные на обучение и ситуации направленные на воспитание. Если структура обучения предполагает разрыв между целями и средствами предметно-практической или мыслительной деятельности учащегося, то воспитательная ситуация строится на основе невозможности осуществления той или иной предметно-практической деятельности из-за ненормальных взаимоотношений между людьми. Усвоение средств, способствующих нормализации общественных взаимоотношений ведет к развитию специфических нравственно-этических качеств личности. Формирование этих качеств строится на основе принятой в обществе системы ценностей. Эта система ценностей является основой государственной образовательной политики.
Содержание воспитательной деятельности учебного заведения зависит от набора реализуемых образовательных программ и направлено на формирование тех социальных и гражданских компетенций учащихся, которые способствуют встраиванию выпускника в ту или иную систему профессиональной и социальной общности.
Деятельность ГОУ СПО Колледжа сферы услуг № 32 направлена на подготовку квалифицированных рабочих в сфере обслуживания. Приоритетными для воспитательной деятельности колледжа  являются такие ценности как образованность, квалифицированность, трудолюбие, предприимчивость, ответственность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, толерантность, нравственность. Формирование этих ценностей способствует социализации личности в современных условиях. 
В основе воспитательной деятельности Колледжа сферы услуг № 32 лежит технология «педагогического инкубатора» - систематизированной последовательности специально сконструированных педагогических ситуаций. Примером ее реализации может служить Программа развития студенческого самоуправления в 2010-2011 учебном году. Эта программа предполагает реализацию серии мероприятий, направленных на повышение социальных инициатив учащихся. Программа включает проведение студенческих конференций, участие студенческого актива в проекте Учебно-методического центра по профессиональному образованию «Школа лидеров», участие в образовательном проекте «Гражданская смена» и ряде других мероприятий. Реализация программы направлена на формирование таких качеств учащихся как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, конструктивность, умение принимать ответственные решения и прогнозировать их последствия. Программа является одним из инструментов воспитательной деятельности в колледже.
Оценка эффективности воспитательной деятельности в колледже осуществляется на основе комбинированной системы методов, включающей:
1.Эвристический метод, строящийся на основе оценки эффективности предметно-практической деятельности учащихся (успешное осуществление деятельности учащимися говорит о наличии выстроенной системы взаимоотношений в группе);
2.Метод психосоциальной диагностики. Этот метод оценки имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны он достаточно удобен, так как позволяет проводить диагностику непосредственно в период образовательного процесса, а также осуществлять мониторинговые исследования и оперативно корректировать методы воспитательной работы. С другой стороны существует сложность в выделении влияния сконструированной педагогом ситуации от влияния других жизненных ситуаций, в которые попадает обучающийся. Однако, используя методы статистического анализа можно получить «усредненную картину», которая может свидетельствовать об эффективности воспитательной работы среди множества учеников;
3.Биографический метод осуществляется на основе изучения биографий выпускников, по таким показателям как профессиональная успешность, трудоустройство по профильной специальности, социальный статус, уровень материального обеспечения, семейное положение, политическая и гражданская активность, правовая послушность. Однако данный метод, хотя и дает реальную картину, но представляет сложность в процессе сбора информации и может противоречить принципу конфиденциальности личной информации. В биографическом методе также используется метод статистического анализа.
Использование комбинированной системы оценки эффективности воспитательной деятельности в колледже позволяет принимать оперативные педагогические решения (на основе эвристического и диагностического методов), а также (на основе результатов биографического метода) выстраивать общую стратегию воспитательной работы в учебном заведении.

 

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru