Меню
Качество научной и инновационной деятельности

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА
И ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. Лукина
(Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО
г. Москвы «Строительный колледж № 46»)

E-mail: 46@prof.educom.ru

Cтатья

Инновационный подход к экономическому развитию колледжа и создание экономической практико-ориентированной среды на 2010/2011 учебный год разработаны в соответствии с главной целью программы «Столичное образование-5», а именно с созданием условий и механизмов развития системы профобразования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона. Программа призвана способствовать реализации приоритетного национального проекта «Образование» и дальнейшему развитию проекта «Строим колледж будущего», а также усиливать практическую составляющую образовательного процесса, повышать уровень экономической, финансовой грамотности и культуры.
Изучение и анализ опыта развития колледжей (на примере московских) показывает, что на путь их развития оказывает влияние отношение этих образовательных учреждений к инновациям и особенности взаимодействия традиционных, культурно-исторических черт колледжа с инновациями.
Сегодня можно говорить о том, что образование должно рассматриваться в качестве услуги экономики. Принятие такой позиции не означает отступления от традиционной для России гуманистической концепции, но предполагает выбор иных, чем прежде, принципов организации ПО на основе заказа. Заказ должен формироваться в основном по наиболее востребованным и перспективным профессиям.
Принцип отбора учебных профессий и специальностей мы реализуем с помощью ежегодного мониторинга рынка труда и консультаций с потребителями кадров.
При этом преимущество имеют те профессии и специальности, по которым заключены договоры с работодателями. Инновационные проекты колледжей должны финансироваться как бюджетными организациями, так и с привлечением внебюджетных источников.
Нельзя рассматривать внебюджетную деятельность как временную. По мере ее расширения образовательное учреждение превращается в субъект экономической деятельности. Это требует новых подходов к управлению развитием колледжа по части всей финансово-хозяйственной деятельности. Сегодня мы можем говорить о том, что в СК № 46 сложилась система многоканального финансирования, которая представлена в схеме. Доля перечисленных источников финансирования в бюджете НПО и СПО, безусловно, различна. К сожалению, не отработан еще механизм нормативного финансирования. Поэтому пока существенным дополнением к бюджету остается ВБД.

 

Рис. Схема многоканального финансирования ГБОУ СПО СК № 46

Привлечение инновационных технологий в образовательный процесс воспринимается как необходимая мера в том случае, если будет отлажен механизм управления инновационной деятельностью, а для этого он должен отвечать следующим требованиям:
– привлечение инновационных технологий в систему образования;
– организация процесса инновационной деятельности;
– наличие нормативно-технической базы образовательного процесса.
Качество образования является многомерным понятием. К нему можно подойти через обеспечение качества, что подразумевает любую политику, систему или процесс, которые направлены на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого учебным заведением. Система обеспечения качества является средством, используемым для того, чтобы утвердиться самому и утвердить других во мнении, что созданы все условия для обеспечения соответствия студентов и выпускников тем нормативам, которые предъявлены обществом и учебным заведением. Качество образования, таким образом, неотделимо от социальной адекватности, а задачи системы обеспечения качества состоят в гарантировании такой социальной адекватности.
Концепция обеспечения качества подразумевает, что качество может пониматься как некая корректировка того, что предусматривается самим учебным заведением, т.е. что представленные задачи были достигнуты такими средствами, которые являются совместимыми с установленными критериями качества.
С учетом основных тенденций развития российского образования совсем иную природу обретает феномен качества образования, тесно связанный с «качеством» человека, качеством его интеллекта, с качеством культуры, науки и производства. Качество человека стало центральным, системообразующим фактором любых процессов проектирования, управления, технологии и образования.
Ведущая роль идеи качества образования определяется все большим взаимодействием образования с экономикой, культурой и другими сферами и областями общественной жизни.
Идея качества актуальна для всех без исключения компонентов и уровней системы образования. Она в одинаковой степени применима для оценки кадровой, содержательной, нормативной, материально-технической и других подсистем.
Традиционно при определении понятия «качество образования» выделяют три основных вектора:
– качество содержания образования;
– качество результатов образования (качество образованности личности);
– качество образовательных технологий (качество методов обучения и воспитания).
Качество образования, действительно, следует рассматривать как многокомпонентную систему. В числе структурных элементов этой системы выделим главные.

  • Это прежде всего качество педагогического персонала, что подразумевает наличие соответствующего социального статуса и достаточного финансирования, воли к уменьшению проявлений неравенства, стремление управлять людскими ресурсами в соответствии с принципом способностей и обеспечение для преподавателей непрерывной подготовки, создание стимулирующих факторов и структур.
  • Это и качество образовательных программ, что заставляет проявлять особое внимание к определению целей подготовки и увязке с потребностями общества, адаптации педагогических методов, чтобы повысить активность обучающихся, привить им предпринимательские качества.
  • Это качество студентов, являющихся исходным материалом, что требует особого внимания к проблемам, связанным с учетом их способностей, с доступностью образования, переходом с одного уровня образования на другой.
  • Это качество управления учебным заведением как единым целым, которое должно быть координируемым и последовательным, должно учитывать качество инфраструктур внутренней и внешней среды и осуществлять свою деятельность во взаимодействии с окружающей средой.

И в заключение хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.
1. Особого внимания требует работа по совершенствованию процедур аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Необходимость совершенствования этих процедур связана с возрастанием требований к организации работ средних специальных заведений по обеспечению подготовки специалистов, соответствующих требованиям личности, работодателей, общества. Основные пути развития указанных процедур мы связываем с проведением аттестации и аккредитации в одни и те же сроки по единой методике, разработкой показателей аккредитации, соответствующих современным требованиям к качеству образовательного процесса, расширением практики общественной аккредитации, обеспечением ее проведения соответствующей методикой.
2. В условиях обновления государственных образовательных стандартов представляется наиболее значимым взаимодействие разработчиков государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (по конкретным специальностям) с работодателями, отраслевыми ассоциациями, объединениями предприятий и организаций. В ближайшие годы намечается разработка профессиональных стандартов по должностям специалистов, занятых в экономике страны, и разработчикам образовательных стандартов необходимо будет принять участие в этой работе, одновременно обеспечив уточнение как квалификационных требований к выпускникам, так и содержания подготовки специалистов среднего профессионального образования.
3. Одна из самых сложных проблем – разработка требований к уровню подготовки выпускников. Такие требования могли бы стать основой для согласования диагностических процедур, обеспечивающих контроль качества подготовки. Исследования в этой области, по нашему мнению, должны быть направлены на установление минимального уровня подготовки, определение перечня конкретных требований к знаниям, умениям, навыкам, обязательным для усвоения на этом уровне.

4. Мы считаем, что повышение эффективности управления качеством среднего профессионального образования достигается прежде всего работой коллективов средних специальных учебных заведений по реализации программ их развития. Сегодня необходимо определить единые подходы к разработке этих программ на основе определения ведущих целей развития, а также обеспечить постоянный мониторинг их реализации.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г.Ю. Капустина,
директор Педагогического колледжа № 7 «Маросейка»,
председатель Совета директоров педагогических колледжей города Москвы, канд. пед. наук, доцент, заслуженный учитель РФ

Статья

На сегодня происходящие в системе образования системные изменения, связанные

  • с реализацией Федерального Государственного образовательного стандарта СПО и ВПО третьего поколения;
  • изменением статуса колледжа как образовательной организации, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ бакалавриата (новый законопроект об образовании);
  • переходом образовательных учреждений на новые организационно-правовые формы;
  • изменением порядка аттестации педагогических кадров;
  • изменением порядка оплаты труда;
  • новыми подходами к дополнительному образованию взрослого населения,

определяют и процессы развития высшего и среднего педагогического образования.
Отличительной чертой системы среднего педагогического образования является практико-ориентированный подход к подготовке специалиста и мотивация выпускника колледжа на образование в течение всей жизни.
Сегодняшний педагогический колледж – это многофункциональное образовательное учреждение, осуществляющее широкий спектр образовательных услуг. Система деятельности педагогических колледжей Москвы строится в соответствии с основными стратегическими направлениями в области качества подготовки специалистов:

  • развитие структуры подготовки кадров за счет расширения профиля их подготовки, открытия дополнительных подготовок и специализаций с учетом потребностей рынка труда;
  • совершенствование образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, с использованием современных информационных технологий;
  • внедрение механизмов взаимодействия колледжей и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
  • обеспечение качества образования путем развития новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности колледжа по реализации образовательных программ.

Педагогические колледжи столицы, как и московские вузы, серьезное внимание уделяют созданию систем качества подготовки специалистов. Так, в 2009 году Педагогический колледж № 7 «Маросейка» принял участие во Всероссийском конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и получил седьмое место в рейтинге средних специальных учреждений России.
В 2010 году разработана и внедряется Программа развития педагогических колледжей города Москвы в новых нормативно-правовых и организационных условиях.
В настоящее время преподавательский состав педагогических колледжей столицы на 90% состоит из преподавателей высшей категории, 20% преподавателей имеют научные степени и звания.
Высокий инновационный потенциал колледжей отражается в результативной деятельности городских экспериментальных площадок, в создании современного методического обеспечения учебного процесса колледжа и деятельности дошкольных образовательных учреждений, школ и учреждений дополнительного образования.
Педагогические колледжи принимали участие в разработке ФГОС СПО третьего поколения (ПК № 7 – «Музыкальное образование», ПК № 16 – «Изобразительное искусство и черчение») и в экспертизе ФГОС по всем педагогическим специальностям (все колледжи).
Сейчас мы занимаемся разработкой программного обеспечения в соответствии с новыми ФГОС СПО, а также адекватного технологического и материально-технического сопровождения образовательного процесса.
В частности, успешно развивается система использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе: внедрены технологии дистанционной поддержки подготовки педагогических кадров, технологии создания электронных портфолио выпускника и преподавателя, обучение по программе «Intel – Обучение для будущего», создаются электронные учебно-методические комплекты по всем дисциплинам профессиональной подготовки.
Педагогические колледжи города Москвы активно включены в работу над реализацией пилотного проекта ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
Все педагогические колледжи занимаются серьезным мониторингом динамики трудоустройства и занятости выпускников, и она в последние годы носит позитивный характер.
За последние три года преподавательский состав колледжа пополнился молодыми специалистами, многие из которых – бывшие выпускники нашего учебного заведения, окончившие вузы и вернувшиеся в альма матер на преподавательскую работу. В связи с этим одно из актуальных направлений нашей деятельности – развития наставничества.
Происходит и включение педагогических колледжей в решение задач развития инклюзивного образования. Так, Педагогический колледж № 16 ведет обучение подростков со сложной структурой дефекта по профессиям «Ткач» и «Вышивальщица». Эти студенты – выпускники школ VIII вида. Для студентов с особыми потребностями созданы все условия для комфортного обучения и успешной социальной адаптации в коллективе.
В качестве перспективы развития инновационной среды педагогических колледжей мы видим развитие системы разнообразных образовательных услуг населению города. Это касается программ профессиональной переподготовки кадров в области дошкольного образования и повышения квалификации работников системы образования. Этот вид деятельности лицензирован и успешно осуществляется рядом колледжей (Педагогические колледжи № 7, 6, 5). В настоящее время акккредитованы образовательные программы, которые реализуются на внебюджетной основе.
В педагогических колледжах ведется работа с населением разных возрастных и социальных групп. Например, Педагогический колледж № 7 «Маросейка» реализует образовательные услуги Художественно-эстетического центра, работающего с детским и взрослым населением.
Педагогический колледж № 6 осуществляет консультативные и образовательные услуги, включающие комплексы игровых программ по развитию моторики и сенсорики дошкольников, и использование кабинетов БОС-технологий. Педагогический колледж № 14 реализует программу по подготовке детей к школьному обучению. Педагогические колледжи № 4 и № 16 оказывают коррекционно-развивающую помощь детям с особыми потребностями и их родителям. Сегодня каждый педагогический колледж может стать учебно-отраслевым центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки в приоритетной для него области деятельности.

С изменением статуса колледжа как образовательной организации, основной деятельностью которой в соответствии с новым законопроектом об образовании является реализация основных образовательных программ бакалавриата, колледжам и вузам, очевидно, предстоит большая совместная работа по созданию преемственных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по педагогическим специальностям.

 

 

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Крылов
(ГОУ СПО «Технологический колледж № 43»)

Статья

В последнее время специалистами в области оценки качества образования принято следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».
Оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих и других.

 

  Кроме того, структуру качества подготовки специалиста необходимо рассматривать в единстве двух позиций: внутреннего качества и внешнего качества профессиональной подготовки.
  Выделим проблемы, которые можно решить непосредственно в колледже, а именно в системе внутренних оценок.
  1. Самооценка и самоконтроль студентами достижений в своей учебной деятельности (путем создания портфолио).
  2. Оценка выпускниками колледжа образовательных программ (анкетирование).
  3. Оценка студентами деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения (рейтинговая оценка в виде анкетирования в завуалированном виде).
  4. Учет мнения родителей обучающихся о деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества).
  5. Оценка педагогами деятельности колледжа (внутренний мониторинг качества).
  6. Оценка самим колледжем своей деятельности (самообследование).
  Для того чтобы представить систему управления качеством, следует учитывать, что колледж получает от общества студента, на которого уже наложила отпечаток внешняя среда, и в этом случае можно говорить о системе управления качеством образования только во взаимодействии трех составляющих блоков:
  – учебное заведение, осуществляющее обеспечение качества образования, контроль и улучшение качества образования;
  – общество как заказчик и одновременно поставщик кадров;
  – производство, являющееся потребителем кадров, определяющее требования к выпускаемым специалистам.
  Для управления системой качества профессионального обучения необходимо провести мониторинг по вышеуказанным блокам в целях выявления соответствия требований потребителя качеству профессионального обучения в колледже. В связи с этим следует ввести этапы контроля качества профессионального обучения.
  В ГОУ СПО «Технологический колледж № 43» разработана инновационная модель поэтапного контроля качества профессионального образования.
  В основу системы управления качеством профессионального образования положена инновационная модель, содержание которой планируется выстраивать в течение 2009–2011 гг., разрабатывая набор контрольно-измерительных материалов, часть из которых никогда не применялась в практике московского профессионального образования.

 

Этапы контроля качества профессионального образования (инновационная модель)
01  
02030405 

Система управления качеством охватывает все сферы деятельности колледжа с учетом требований работодателей:
– не нарушая требований государственного образовательного стандарта, колледж расширяет профессиональную деятельность, внедряя в процесс обучения дополнительные профессиональные образовательные программы, учитывая влияние общества на развитие личности, осуществляет взаимосвязь «школа – колледж – вуз»;
– система управления колледжа ориентирована на улучшение материально-технической базы, на повышение профессионализма педагогического коллектива, на внедрение в учебный процесс информационных технологий;
– педагогический коллектив колледжа в своей работе ориентируется на потребителя кадров, учитывает изменения, происходящие в общественной жизни и на рынке труда.
В колледже введена система оценки качества на основе изменения сформированности профессиональных компетенций. Выявлены различия между традиционным профессиональным образованием и образованием, основанным на компетенциях:

 

Характеристика

Профессиональное образование, основанное
на компетенциях

Традиционное профессиональное образование

Стандарты

Ориентированность на потребности сферы труда

Установлено системой образования (количество часов)

Учебная программа

Модульная, строится гибко

Целостная программа по профессии

Методы обучения

Активные, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной практической деятельности

Лекции, демонстрации, объяснения

Оценка

Умеет; не умеет делать что-то

Отметки, зачеты и т.д.

Продолжитель-ность

Гибкий подход, основанный на конкретной потребности обучающегося

Строго установленная продолжительность

Реализация обучения

Разнообразие методов и мест освоения

В основном на базе учебного заведения

 

Разработанная система оценки качества профессионального образования соответствует задачам Общероссийской системы оценки качества бразования (ОСОКО):
– оценка уровня образовательных достижений обучающихся колледжа;
– оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;
– формирование системы измерителей для различных пользователей.

 

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.В. Личик, зам. директора по УМР
(Государственное бюджетное образовательное учреждение
СПО города Москвы
«Колледж малого бизнеса № 67»)

E-mail: kolledg_mb_67@bk.ru

Статья

Инновационный путь развития системы профессионального образования основывается на Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в Москве «Рабочие кадры». Практическими результатами ее реализации и эффективности осуществляемых преобразований является:

  1. Повышение качества профессионального образования.
  2. Сохранение контингента обучающихся.
  3. Создание службы гарантированного трудоустройства выпускников.
  4. Улучшение информационного обеспечения.
  5. Развитие содержания и технологий профобразования.
  6. Укрепление педагогического состава.

Одним из ведущих направлений работы станет переход на новый образовательный стандарт. Принятый Государственный стандарт образования выдвигает на первый план формирование модели деятельности учащегося и применение в этой деятельности полученных им знаний.
Это, с одной стороны, открывает новые возможности в образовании современного ребенка, с другой – требует от нас помочь ему безболезненно пройти адаптационный период при переходе из школы в колледж, при этом создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей и сформировать у учащихся необходимые компетенции.
Для более эффективного осуществления ведущих направлений работы необходимы нестандартные подходы в разработке педагогических технологий. Активную роль в этой работе играет система переподготовки и повышения квалификации. Задача методической службы в этих условиях – спланировать и организовать обучение педагогического коллектива.
Каждый педагог знает, как важно вовремя разглядеть способности учащихся, помочь им реализоваться. Наша задача – создать выстроенную систему, которая обеспечит как развитие способностей учащихся, так и формирование у него интереса и мотивации к обучению.
Сегодня и государство, и общество предъявляют высокие требования к профессиональным качествам педагога. Чтобы сформировать у учащихся компетенции, необходимые для инновационного развития, педагог должен не только обладать профессиональными знаниями, но и владеть технологиями формирования инновационного мышления обучающихся.
Для современного педагога соответствовать требованиям времени  значит не останавливаться в своем профразвитии на протяжении всей жизни.
Помочь педагогу в профессиональном становлении, оказать ему своевременную методическую и практическую поддержку призвана методическая служба и институт наставничества. Большое внимание уделяется институту наставничества, работа которого направлена в помощь молодым специалистам и вновь пришедшим работникам.
На рост профессионального мастерства и повышение качества образования направлен и новый порядок аттестации педагогических работников (2011). Каждый педагогический работник должен будет в обязательном порядке раз в 5 лет подтвердить свое соответствие занимаемой должности. Проводиться аттестация будет в форме письменного квалификационного испытания и, по сути, станет экзаменом на соответствие профессионального уровня работника современным требованиям. А это значит, что современный работник образовательного учреждения должен владеть обновленным содержанием подготовки в области обработки информации, экологической культуры, профессиональной этики, быть готовым работать с разными категориями учащихся, решать задачи социализации и духовно-нравственного воспитания, владеть информационно-коммуникационными, личностно ориентированными, здоровьесберегающими и другими технологиями.
Развитие профессионально значимых качеств личности обучающихся заключается в оптимизации процесса социально-профессиональной адаптации.
Из сказанного определяются задачи работы педагогических коллективов в перспективе:

  1. Активизировать процессы профессионального самоопределения и самовоспитания учащихся как неотъемлемого компонента их социально-профессиональной адаптации.
  2. Научить обучающихся формировать личный профессиональный план в рамках выбранной профессии.
  3. Стимулировать процесс развития профессионально важных качеств личности обучающихся в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми профессией.
  4. Формировать у учащихся оптимальный уровень профессиональной идентичности, зрелости.
  5. Вызвать у учащихся стремление к дальнейшему профессиональному совершенствованию.

6. Подготовить обучающихся к реалистичному планированию своей дальнейшей профессиональной жизни.
Если эти задачи будут реализованы, то появляется возможность раскрыть способности каждого обучающегося, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном обществе, конкурентном мире.
При этом процесс образования должен быть направлен на постоянный личностный рост, освоение инновационных технологий, а конечным его итогом должна стать способность выпускника самостоятельно ставить и достигать цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Прикладного бакалавриата
в "Колледже предпринимательства" № 11

Е.Ю. Сафонова, И.П. Василькова
ГОУ Колледж предпринимательства №11

E-mail: info@kp11.ru

Статья

В 2010 году Колледж предпринимательства № 11 и Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (МИРЭА) стали одними из победителей конкурсного отбора федеральных государственных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии», который проводился Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования РФ от 04.05.2010 № 463).
Всего в конкурсе участвовало 102 заявки от 37 образовательных учреждений ВПО и 65 образовательных учреждений СПО. Победители – 30 образовательных учреждений России (7 вузов и 23 ссуза) – определялись на основе экспертизы поданных заявок конкурсной комиссией, созданной приказом Министерства образования и науки РФ.
Данный конкурс проводился в целях апробации образовательных программ прикладного бакалавриата, взаимодействия образовательных учреждений и работодателей, повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также повышения коэффициента трудоустройства выпускников.
Программа прикладного бакалавриата призвана обеспечить профессиональную практико-ориентированную подготовку на уровне программ среднего профессионального образования и теоретическую подготовку на уровне программ высшего профессионального образования бакалавриата.

***

В реализации программы прикладного бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» в соответствии с условиями конкурса и заявки участвуют ГОУ ВПО «Московский  государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)» (МИРЭА) и ГОУ Колледж предпринимательства №11.
В разработке и экспертизе содержания программы прикладного бакалавриата также приняли участие социальные партнеры колледжа: ФГУП НПО «Агат», ФГУП «НИИ «Восход», ФГУП «ЦНИИ Комета», ФГУП «НИИАА им. В.С. Семенихина», ООО «АналитСофт», ООО «ДелоСистемы».
Программа прикладного бакалавриата является экспериментальной образовательной программой с установленным сроком освоения 4 года.
Набор на I курс программы прикладного бакалавриата осуществлен в 2010/2011 учебном году на базе среднего (полного) общего образования.
В настоящее время группа I курса обучается на базе двух образовательных учреждений (колледжа и МИРЭА).
В колледже в основном реализуются практико-ориентированные дисциплины, требующие специализированного лабораторного оборудования и программного обеспечения, а также дисциплина «Основы исследовательской деятельности», основной целью которой является формирование исследовательской и проектной позиции студентов к предмету собственной профессионализации.
Содержание программы прикладного бакалавриата разрабатывалось на основе Федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» и ФГОС СПО по специальности 230401 «Информационные системы» (по отраслям).
Колледжем и факультетом информационных технологий МИРЭА были разработаны: единый учебный план, в рамках которого реализованы требования ФГОСов высшего и среднего профессионального образования, рабочие программы по всем дисциплинам, система контроля качества образования, схема профессиональной сертификации учащихся.

 

ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА

М.Е. Дидык, зам. директора по НМР и ЭР,
ГУ СПО Коммерческо-банковский колледж № 6

Е-mail: zamumrkbk@mail.ru

Статья

В начале 1990-х годов в связи с переходом европейской экономики в постиндустриальную стадию развитию в России было принято политическое решение о переводе российской экономики на инновационный путь развития. Данное решение предполагало пересмотр функций профессионального образования, его трансформацию из способа простого воспроизводства рабочей силы в источник возрождения экономически и социально активных специалистов, способных действовать в условиях мелкого и среднего предпринимательства.
В данных условиях меняется роль и значение образования. Оно становится важным фактором формирования человеческого капитала. Рыночная экономика требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных эффективно использовать новые информационные технологии, готовых к работе в команде. Не случайно XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.
Организационной основой реализации задач профессионального образования в Коммерческо-банковском колледже № 6 в современных условиях является инновационная деятельность. В рамках инновационной деятельности разработаны следующие инновационные программы:

  1. Инновационная образовательная программа Ресурсного центра «Компетент-банк».
  2. Инновационная образовательная программа по подготовке специалистов по специальности «Прикладная информатика».
  3. Инновационная образовательная программа СПО по специальности 080108 «Банковское дело» на основе модульно-компетентностного подхода с участием социальных партнеров;
  4. Инновационная образовательная программа по созданию Ресурсного центра по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Колледж сотрудничает с различными организациями по основным направлениям инновационной деятельности. Результатом эффективной деятельности, включающей в себя взаимосвязанные мероприятия по актуализации образовательного процесса, стало Свидетельство о сертификации нашего образовательного учреждения, подписанное Президентом Торгово-промышленной палаты Е. Примаковым (рег. от 25 июня 2007 г. № 32), сроком на три года.
С мест практики приходят положительные отзывы о работе выпускников колледжа. На последнем курсе студенты банковского факультета проходят сертификацию по направлению «Операционно-кассовая работа» в СБ РФ и КБ ЮНИАСТРУМ БАНК (сертификацию прошел 61 студент).
После окончания колледжа большинство выпускников трудоустраиваются в соответствии с договорами с социальными партнерами.
Развитие инновационной деятельности предполагает освоение преподавателем среднего профессионального образования новых технологий в обучении, где осуществляется перенос акцента с осуществления преподавателем функции передачи предметной информации на управление познавательной деятельностью студента. Инновационная работа требует постоянного повышения уровня профессионально-педагогического мастерства преподавателей, что предполагает повышение их психолого-педагогической компетентности.
Повышению уровня профессионального мастерства способствует созданная в колледже «Школа наставничества». На занятиях под руководством опытных педагогов осуществляется анализ профессионально-педагогических затруднений молодых преподавателей, а также изучение и распространение педагогического опыта преподавателей со стажем. Обмену педагогическим опытом также способствуют открытые уроки, которые проводятся с использованием мультимедийной техники и записываются на видеопленку в целях последующего анализа.
Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения специалиста нового профиля – тьютора. Тьютор не тот, кто только умеет учить учиться, он умеет передавать свой опыт самообразования тому, кто также находится в процессе самообразования.
Преподаватели колледжа используют инновационные методы организации самостоятельной работы студентов: «Пометки на полях», прием «написание синквейна» (в переводе с фр. «синквейн» – стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам), приемы «учебный мозговой штурм», «составления кластера», «лекция со стопами».
В целях повышения качества преподавания в колледже в текущем году был объявлен внутриколледжный конкурс «Учитель года-2010». Разработано Положение о проведении конкурса.
В целях повышения качества преподавания с апреля 2009 года колледж участвует в Федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования (ФЭПО-9, ФЭПО-10), который проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Проведение интернет-экзамена и других мероприятий по анализу состояния дел в колледже позволяет наметить корректирующие и предупреждающие меры. В этих целях разработан журнал корректирующих и предупреждающих мероприятий, который должен присутствовать в документации каждой кафедры.
С 2006 года в колледже ведется экспериментальная работа. В рамках экспериментальной работы преподавателями колледжа созданы модульные образовательные программы по компетенциям. Сотрудники колледжа включены в разработку Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения по специальности «Банковское дело» по направлению подготовки специалиста «Контролер-кассир сбербанка» на основе сотрудничества с учебным центром Банка России (г. Тверь).
Важным аспектом деятельности преподавателя является методическая работа. Совместно с социальными партнерами преподавателями колледжа были изданы учебники.
Преподаватели колледжа активно участвуют в городских конкурсах методических разработок. Ими направлено шесть методических разработок на городской конкурс, посвященный 70-летию профессионального образования, проводимого на базе НИИРПО. Методическая разработка преподавателя Л.С.Мединцевой «Сборник задач и практических ситуаций по учебной дисциплине «Экономика организации предприятия» для специальности 080108 «Банковское дело (базовый и повышенный уровень обучения) для дистанционного обучения» отмечена грамотой.
Инновационная и экспериментальная деятельность подразумевает участие всех участников образовательного процесса, студенты не могут выступать пассивными получателями инновационных продуктов. Студенты колледжа активно участвуют в деятельности Научного студенческого общества. По итогам работы НСО в 2009/2010 учебном году состоялась итоговая межколледжная Научно-практическая конференция на тему «Социально-экономические проблемы России в современных условиях». По материалам конференции был выпущен сборник выступлений участников НСО и сборники исследовательских работ студентов.
Студенты колледжа также активно участвуют в инновационной проектной деятельности. В 2010 году в полуфинал городского конкурса «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи» вышел проект колледжа «Модернизация музея колледжа», а также проект «Пути сокращения потребления электроэнергии в ГОУ СПО КБК № 6».
В рамках экспериментальной работы сформированы профессиональные среды: этико-коммуникативная среда на основе здоровьесберегающих технологий, направленных на воспитание профессионального, физически здорового, конкурентоспособного специалиста, и информационно-коммуникационная образовательная среда как совокупность аппаратных и программных компьютерных, мультимедийных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Сформирована профессиональная образовательная среда студентов специальности «Банковское дело» на базе ресурсного центра «Компетент-банк». В настоящее время на базе центра осуществляется профессиональная переподготовка специалистов банковского дела по специальности «Контролер Сбербанка» по 2-годичной программе, осуществляется стажировка студентов по курсу «Деловое общение на английском языке», рассчитанном на 36 часов. В рамках текущего периода эксперимента завершается создание ресурсного центра по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
В современных условиях важно развитие информационной среды учебного процесса колледжа. Усиливается компьютерное обеспечение образовательного процесса. Наряду с проведением экспериментальной работы (создана модель виртуальной профессиональной среды «Интернет-среда бухгалтера», разработана автоматизация инфраструктуры «Деканат», создана система проведения тестово-диагностиких работ студентов – стационарно и в режиме оn-line-тестирования, созданы основы формирования портфолио преподавателей и студентов), продолжается работа по созданию единой информационной среды колледжа.
В настоящее время деятельность учебного заведения осуществляется в рамках инновационной экспериментальной площадки по теме «Построение системы качества подготовки специалистов банковского дела в колледже на основе разработки вариативной части ФГОС с учетом требований банковского сообщества». Задачей текущего периода является продолжение мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами колледжа. В первую очередь необходимо продолжить изучение требований социальных партнеров к системе качества подготовки выпускников. К концу года на основе материалов экспериментальной работы кафедр колледжа планируется подготовить к опубликованию монографию по итогам инновационной и экспериментальной деятельности колледжа за истекший период.

 

Оперативное управление
экспериментальной деятельностью колледжа

С.Ю. Мальгина
ГОУ СПО Колледж сферы услуг № 3

E-mail: Malgina SV@yandex.ru

Статья

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью. Сегодня происходит смена функциональной модели управления на проблемно ориентированную по результатам деятельности. В основе модели оперативного управления лежит не достижение ранее определенных целей, а обеспечение устойчивого развития образовательного учреждения посредством преодоления проблем, выявления поля ресурсов для их решения.
Появление и применение в практике работы образовательных учреждений международных стандартов качества ISO 9000 продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования и ограниченностью прогрессивных методик и технологий, применяемых в процессе управления.
Система менеджмента качества позволяет объединить основные и вспомогательные процессы, функции и уровни управления в единую интеграционную систему, все элементы которой способствуют достижению заданного качества образования, где предусматривается процесс постоянного взаимодействия образовательной системы с системой труда, корпоративными партнерами и другими группами социального окружения. Внедрение системы менеджмента качества в образовательные учреждения приводит к созданию единой системы оперативного анализа и оценки основных показателей качества.
Самая большая трудность оценки качества образования состоит в отдаленности более или менее достоверной оценки результатов обучения, поскольку дать всестороннюю оценку специалисту можно лишь через несколько лет после окончания колледжа, а в условиях, когда многие выпускники работают не по специальности или поступают в высшие учебные заведения, объективную оценку дать невозможно. М.М. Поташник предлагает оценивать качество образования на каждом этапе по следующим показателям:
– оптимальность проекта (развитие образовательного учреждения);
– оптимальность процесса (на любом уровне управления);
– оптимальность текущих результатов (на уровне текущей и промежуточной аттестации);
– конечные результаты обучения и отдаленные результаты (обучения и воспитания).
Одним из ведущих средств, обеспечивающих реализацию изложенного подхода, является мониторинг результатов образования – постоянное отслеживание хода и результатов образовательного процесса, необходимого для постоянной корректировки целей, мероприятий по их реализации. Деятельность любого учреждения характеризуется большим числом взаимосвязанных показателей результативности образовательного процесса.
Одним из основных процессов образовательной деятельности Колледжа сферы услуг № 3 является экспериментальная деятельность. В рамках оперативного управления экспериментальной площадкой по теме «Разработка вариативной части основной образовательной программы по блоку профессий и специальностей индустрии питания с уточнением развития отрасли в г. Москве » разработаны и внедрены основные показатели результативности.(табл.).

Таблица
Основные показатели результативности

Критерий

Экспериментальная деятельность
в колледже

Показатель

Уровень развития экспериментальной деятельности

Индикаторы

Количество педагогов, участников экспериментальной деятельности.
Качественный показатель результативности экспериментальной деятельности (самооценка и оценка руководителя экспериментальной деятельности).
Рейтинговый показатель результативности каждого участника (оценочный лист активности участников экспериментальной деятельности)

Качественный показатель результативности экспериментальной деятельности (самооценка и оценка руководителя экспериментальной деятельности) определяется по следующим шкалам:
– оценка психологической готовности к экспериментальной работе;
– оценка технологической готовности к экспериментальной работе;
– оценка умений участника экспериментальной работы планировать и организовывать свою деятельность;
– оценка результативности экспериментальной работы участника;
– оценка работы участника над повышением уровня профессиональной компетентности в области экспериментальной деятельности.
Оценка производится по пятибалльной системе (высокий уровень – 5, выше среднего – 4, средний – 3, низкий уровень – 2).
Рейтинговая оценка участника производится по результатам оценочного листа. В общем виде оценочный лист представлен  в следующем виде:
Оценочный лист активности участников экспериментальной деятельности


Параметры

Факт участия (наличия)

Коэффициент

Участие в курсовой подготовке по повышению квалификации по теме экспериментальной работы

 

5

Наличие разработанных рабочих программ
(ФГОС НПО и СПО)

 

10

Наличие разработанных учебно-методических материалов
(ФГОС НПО и СПО)

 

10

Наличие опубликованных статей по теме экспериментальной работы

 

10

Участие в семинарах, конференциях, круглых столах по теме экспериментальной работы

 

10

Проведение открытых уроков и мастер-класс по внедрению активных форм обучения (проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия прочее)

 

10

На результирующую оценку оказывает влияние факт участия в мероприятиях разного уровня (муниципального, регионального, федерального), количество и качество разработанных материалов, получивших положительный отзыв при внешней и внутренней экспертизе. Следует отметить, что параметры в ходе дальнейшей экспериментальной работы корректируются, изменяются, дополняются.
Данные мониторинга экспериментальной деятельности позволяют продиагностировать готовность педагогического коллектива к развитию, выявить кризисогенные факторы, контролировать и оценивать каждого педагога. Систематичность и непрерывность контроля позволяют отреагировать на возникающие трудности, выявить имеющиеся проблемы, внести корректирующие и предупреждающие мероприятия. Следовательно, предоставляется возможность оперативного управления в целях повышения результативности всего образовательного процесса.

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Е.А. Бурдаков,
ГОУ СПО Коммерческо-банковский колледж № 6

E-mail: studproject@mail.ru

Статья

Трое в лодке, не считая студента.

Перемены, которые ожидают профессиональное образование, подобны буре. Самое время отремонтировать лодку и провести ревизию спасательных средств. А еще лучше построить новое судно, с мотором!
В условиях финансирования «новых бюджетных» учреждений по результатам особенно важно, каким образом будет измеряться результативность. Вы скажете, что за вопрос: конечно – качеством! И будете правы, вот только чертеж, по которому предстоит строить наш «корабль качества», не закончен. А плыть уже надо! К примеру, Федеральный закон № 83 утвержден, но он такой «интегрированный», что опираться на него не слишком удобно. Не все гладко и со стандартами. Словом, есть реальные проблемы, которые не могут не беспокоить.
Но не все так тревожно, если посмотреть на проблему с другой стороны! Пока не сковывают регламенты, есть шанс проявить инициативу, оснастить судно на свой вкус! Это ли не мотивация!
Несмотря на осторожный оптимизм, приходит в голову история про трех друзей в одной лодке. Вы помните, что им было трудно, но они не сдавались. А как объединить усилия педагогического, научного и отраслевого профессионального сообществ, если они в разных лодках? Может быть, пришло время масштабной командной работы, создания крупных центров образования? Если вместе грести и вместе потеть – не станет ли легче всем, включая студента? Кстати, он ведь тоже в этой лодке!
Вначале было слово. В начале пути необходимо принудить (не подберу другого слова) работодателя сказать свое веское слово – предельно четко сформулировать квалификационные требования по каждому «болту и гайке» своей профессии. За этим следует обучение и сертификация преподавателей. Потом – совместная с работодателем разработка обучающих программ по образу и подобию профессиональных. И уже потом на возведенном совместно фундаменте можно всерьез планировать развертывание системы качества в образовательном учреждении.
Конечно, в этих рассуждениях «зарыта собака». Вам повезло, если потребитель, то есть отрасль или ее ведущие предприятия, имеет систему качества! Нам (колледжам банковского профиля) повезло, потому что главный работодатель – Сбербанк России – именно теперь разворачивает грандиозную перестройку, внедряет свою «производственную систему», отвечающую лучшим международным стандартам качества. А если работодатели не хотят? Если у них другие, не известные нам мотивации? Увы, тогда проблемы экономики становятся проблемами образования.
Качество как система. Качество не может быть не системным. В противном случае оно не долговечно и в учебном процессе становится тормозом инноваций. Поэтому только выстраивание систем качества может принести эффект и в конечном счете модернизировать образование.
Системность выражается в соответствии формы содержанию, нацеленности на результат, емкой и понятной структуре. Необходимо предусмотреть согласование системы со стандартами качества, российскими и международными. Однако стандарт – это уровень, ниже которого не могут опускаться те или иные требования. Важно предусмотреть механизмы, которые позволят системе развиваться, и, что особенно важно, – мотивировать всех участников развертывания системы.
Педагогический коллектив должен быть настроен на самой ранней стадии разработать критерии и показатели результативности, те, по которым впоследствии будет проводиться самооценка и оценка внешняя, со стороны Департамента образования и независимых экспертов. Во-первых, главным критерием является достигнутая стадия формирования системы качества, уровень вовлеченности в ее разработку и реализацию преподавателей и персонала, а также работодателей. Во-вторых, важно то, как применяются инструменты мотивации и оценки результативности, к которым относятся: компьютерные обучающие программы и тесты, сайт колледжа, информационные киоски, стенды и доски визуализации результативности, дневники достижений и портфолио студентов, средства обратной связи и оценки студентами качества преподавания, банк идей и поощрение инициатив, архив видеоматериалов.
«Дорожная карта». При выстраивании системы имеется одно узкое место: немаловажно, чтобы в переходный период классическая поурочная форма обучения сосуществовала с новой – модульной, практико-ориентированной. Возможно ли это? Видимо, да, если создать всем понятную, универсальную «систему координат», например, «дорожную карту». Совместно с работодателем студенту предлагаются маршруты следования, иначе говоря, квалификации, которые он должен освоить, чтобы стать компетентным специалистом. Эти маршруты не зависят от традиционного учебного плана и завершаются выдачей сертификатов качества, но только тех, которые заслужены студентом по результатам итогового тестирования. При такой схеме, начиная со II курса – практики по получению первичных профессиональных навыков, студенты получают гибкий инструмент самооценки, они могут контролировать темп и результативность своей работы, поэтому предельно мотивированы. Кроме того, старая поурочная форма обучения может соседствовать с новой, уступая ей постепенно и бесконфликтно.
Разговор с фининспектором о поэзии. Вряд ли есть такие профессии в современном мире, для которых достаточно сугубо профессиональных компетенций. Рыночная система требует умения продавать любые продукты, а значит, умения общаться с клиентом. Овладение коммуникативными и гуманитарными навыками становится едва ли не ключевым доказательством компетентности молодого специалиста. В этом смысле «разговор с фининспектором о поэзии» – уже не аллегория, а реалия современности. Но и этого мало. Необходимо научить студента основам управления и планирования. Работодателю крайне важно получить сотрудника, позитивно настроенного, готового брать на себя ответственность, нацеленного на творчество, умеющего управлять собой и работать в команде. Это целый блок особых навыков, для освоения которых, конечно же, необходима самостоятельная учебная программа.

 

КОМПЕТЕНТНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ –
КОМПЕТЕНТНЫЙ ВЫПУСКНИК

В.М. Максакова,
ГОУ СПО Колледж предпринимательства № 15

E-mail: 15@prof.educom.ru

Статья

Переориентация отечественного образования на формирование у выпускников ключевых и профессиональных компетентностей требует комплексного, системного подхода к решению проблем – как академических, так и социальных. Для этого системе образования нужны компетентные, инициативные педагогические кадры, готовые работать не только на трансляцию определенного объема знаний, но и на воспитание у студентов важнейших личностных качеств, востребованных определенным социумом. Встает вопрос: компетентный педагог – кто это? Не достаточно ли педагогу иметь определенный объем знаний в своей предметной области? Все ли педагоги могут быть компетентными?
Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств, формирующих готовность личности к развитию и реализации творческого потенциала. Мы можем предположить, что именно компетентный педагог может обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Но не надо забывать и о другой стороне педагогического процесса. Его результативность также зависит от мотивации студентов на обучение и осмысление полученных новых знаний, навыков, умений с последующим переводом их в практическую деятельность.
В колледже предпринимательства № 15 преподаватели вывели для себя формулу: «Компетентный преподаватель – компетентный выпускник». Это – общая задача, сконцентрировавшая совместные усилия наших педагогов и студентов. Методическая служба колледжа использовала различные методики для изучения и выявления потребностей преподавателей и студентов в творческой самореализации. Так, с применением технологии критического мышления со студентами IV курса отделения «Менеджмент» проведено творческое занятие по теме «Компетентный специалист – кто это?». В результате состоявшегося обсуждения была определена «гроздь» качеств, которую можно дополнять и изменять. Студенты выделили три группы качеств, характеризующих компетентного специалиста: организационные, профессиональные, психолого-педагогические.
На основании исследования «грозди» качеств компетентного специалиста-менеджера можно сделать следующие выводы:

  • студенты смешивают понятия «компетентность» и «личность», а это говорит о том, что они наделяют компетентного специалиста некими идеальными чертами;
  • никто из студентов не связывает компетентность с решением конкретных профессиональных задач.

Прежде чем выстроить в колледже кадровую политику, направленную на формирование компетентного преподавателя, мы сами для себя должны были понять, что мы хотим от педагога, от педагогического процесса, которым он будет управлять? Поэтому нам потребовалось выявить в исследовании целый ряд важных факторов, и в частности, как строить взаимодействие с педагогами, какими должны быть содержание и формы работы с ними.
Вот вопросы, которые интересовали исследователей (в данном случае это была методическая служба):

  • Какая помощь педагогу нужна и насколько?
  • Какие противоречия между новым и старым (а значит, проблемы) возникают у преподавателя?
  • Какие выявлены противоречия, связанные с глубиной преобразований, перестройкой сознания работников?
  • Имеются ли у педагога объективные трудности?
  • Насколько позволит ему работать в нужном режиме внутренний ресурс?
  • Присутствует ли психологический барьер при перемене стереотипов?
  • Есть ли у педагога творческий потенциал?
  • Насколько он обладает рефлексией?

Исходя из анализа и наблюдения за деятельностью преподавателей нашего колледжа, мы опосредованно выявили их отношение к внедрению инноваций в образование.
Как показали исследования педагога на предмет его профессиональной компетентности, понимания им процесса обучения на основе компетентностного подхода, к сожалению, не каждый педагог является компетентным профессионалом, и более того – может им быть.
Анализируя полученные результаты, мы сделали вывод, что необходима комплексная программа работы с педагогами. Эта программа поможет им стать компетентными специалистами, самореализоваться, повысить свой профессиональный уровень и внедриться в инновационный экспериментальный режим, в котором работают ведущие педагоги колледжа. В нашем образовательном учреждении была разработана система формирования компетентного педагога, умеющего строить педагогическую деятельность на основе компетентностного подхода. В систему входили различные формы работы с педагогами: консультации, конференции, методические и практические семинары, круглые столы, педагогические советы на следующие темы: «Формирование профессиональных компетенций у студентов», «Работа преподавателей в инновационном режиме как способ формирования профессиональных компетенций», «Учебный процесс, построенный на основе компетентностного подхода» и др. В рамках подготовки к педсоветам мы провели несколько практических исследований в целях выявления образа компетентного преподавателя и уровня профессиональной компетенции наших педагогов.
Также были определены концептуальные подходы развития креативного (творческого) потенциала педагога, разработан мониторинг развития творческих компетенций.
В ходе реализации комплексной программы работы с педагогами преподаватели пришли к заключению о необходимости изменения характера обучения и в целом учебного процесса, смещения акцентов в преподавании с усвоения фактов на овладение способами взаимодействия со студентами, пересмотра методов деятельности педагога. Мы также выделили способность, которая позволила бы личности действовать результативно и творчески, мобилизуя и актуализируя знания для решения творческих задач – креативную компетенцию и соответственно – креативную компетентность. Мы рассматривали креативность как способность педагога к принятию и созданию нового, нестандартному мышлению, генерированию оригинальных и полезных идей. На наш взгляд, креативность является одной из составляющих относительно устойчивой характеристики личности. Опыт реализации комплексной программы работы с педагогами показывает, что это ключевая компетенция, которая связана с успехом личности в быстро меняющемся мире.
В эксперименте были задействованы методики, позволившие нам сделать вывод: педагог может быть профессионально компетентен, но при этом обладать разными способностями к творчеству, педагогическому творчеству, разным уровнем развития собственных творческих способностей и разной готовностью к развитию данных способностей у студентов. Это положение явилось принципиально важным для нашего понимания креативной компетентности и рассматривания ее в качестве значимой составляющей профессионализма.
В научной среде еще недостаточно определены содержательный и технологический компоненты компетентности педагога, не выявлены формы и способы их формирования и контроля. Именно эти вопросы в настоящее время являются объектом экспериментального исследования научно-методической службы колледжа.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

О.В. Карчевская,
ГОУ Педагогический колледж № 9 «Арбат»

E-mail: pk_9@mail.ru

Статья

Модернизация профессионального образования определяет необходимость существенного изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов в Педагогическом колледже № 9 «Арбат» в современных социально-экономических условиях. Высокий уровень квалификации, профессионализм, компетентность и профессиональная устойчивость должны стать важными факторами социальной защищенности специалистов и их профессионального самосохранения. Развитие рыночных отношений в России привело к глубоким структурным изменениям во всех сферах, которые сказываются на профессиональном образовании, что создает предпосылки для поиска новых моделей эффективного управления подготовкой специалистов в Педагогическом колледже № 9 «Арбат», расширяют возможности для педагогического творчества. Произошедшие изменения привели педагогический коллектив ПК № 9 «Арбат» к необходимости ориентировать образовательный процесс на требования различных социальных партнеров, что зачастую невозможно при использовании традиционных технологий организации учебно-воспитательной деятельности студентов.
Изменения в социальной, информационной, технологической сферах не могли не привести к становлению типа культуры, для которой односторонне понимаемое знаниевое образование утратило свою эффективность и даже целесообразность. Сейчас перед педагогическим коллективом колледжа со всей актуальностью встает вопрос о том, как можно модернизировать образование на компетентностной основе. Содержание образования при таком подходе не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.
Сегодня главной целью Педагогического колледжа № 9 «Арбат» является не только формирование у студентов системы знаний и практических умений, нужных для будущей профессии, но и образование высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности. В связи с этим одной из главных задач педагогического коллектива является обеспечение организационно-педагогических условий развития учебно-воспитательной деятельности студентов как основы их профессиональной компетенции.
При подготовке специалистов выбор эффективных педагогических технологий необходим для мотивации, способов управления обучением и оптимального сочетания методов, методических приемов, организационных форм обучения и дидактических средств, ориентированных на индивидуальные особенности студентов, их творческие возможности.
Одним из важных направлений совершенствования системы подготовки будущих педагогов в ПК № 9 «Арбат» является проведение Недели актуализации профессиональных качеств студентов:

  • для развития у студентов понимания сущности и социальной значимости выбранной профессии;
  • формирования методической и психологической готовности обучающихся к самооценке накопленного опыта;
  • развития способностей анализа своих педагогических возможностей, способности к выбору новых форм и методов организации и управления педагогическим процессом;
  • развития умения реализовывать личностно ориентированный и личностно-деятельностный подходы в организации учебной и воспитательной работы;
  • формирования гражданской зрелости студентов, способности их к самомотивированию в соответствии с гуманистическими ценностями;
  • повышения профессиональной компетентности личности студента – будущего педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;
  • реализации положений нормативно-директивных документов при составлении программ и планов собственной педагогической деятельности;
  • реализации индивидуальной и групповой деятельности в осуществлении образовательного процесса на основе создания банка технологий организации и управления педагогическим процессом;
  • внедрения педагогических инноваций в образовательную среду ПК № 9 «Арбат».

Реализация названных условий осуществляется в образовательном процессе ив период проведения Недели актуализации профессиональных качеств студентов и активизации их педагогической деятельности по подготовке и проведению педагогической практики.
Мероприятия такой Недели реализуются с учетом следующих принципов:

  • фундаментальность – научная обоснованность и высокое качество предметной психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;
  • универсальность – полнота набора дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве профессиональной и общекультурной составляющих;
  • интегративность – междисциплинарная связь, ориентированная на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований;
  • вариативность – гибкое сочетание обязательных базовых дисциплин по выбору и подготовке в области определенных областей знания;
  • практическая направленность педагогического образования;
  • преемственность – одно из необходимых условий обеспечения непрерывного педагогического образования, предполагающее общие концептуальные подходы на всех уровнях непрерывного образования.

В совокупности предпринимаемых средств успешная реализация Heдeли актуализации профессиональных качеств у студентов и активизации их педагогической деятельности по подготовке и проведению педагогической практики подразумевает переход к новым технологиям обучения, ориентированным не на приоритет знания и исполнения, а на вариативность, субъективность, индивидуально-творческие, личностно ориентированные формы и методы подготовки специалистов.
Вышесказанное определяет стратегические и тактические образовательные цели:

  • Повышение качества профессионального образования и профессиональной компетентности будущих педагогов посредством аксиологизации, акмеологизации, интеллектуализации, методологизации, технологизации учебно-воспитательного процесса в ходе Недели актуализации профессиональных качеств студентов, подготовки к педагогической деятельности.
  • Профессиональное развитие, становление, интеграция, реализация в педагогической практике профессионально значимых личностных качеств студентов и их способностей к будущей профессиональной деятельности.

задачи:

    • Оптимизация социально-личностнойсферы студентов путем установления взаимопонимания и эффективного педагогического взаимодействия преподавателей и студентов.
    • Создание условий для обеспечения развивающего взаимодействия между участниками педагогического процесса, ориентации их на индивидуально-групповой метод работы.
    • Совершенствование поведенческих стратегий будущих педагогов в ситуациях, способствующих развитию творческого подхода к решению педагогических ситуаций.
    • Развитие таких интегральных характеристик личности будущего учителя, как педагогическая направленность, педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость;
    • Осознание студентами себя в системе профессиональной деятельности, педагогического общения, системе собственной личности.
    • Активизация деятельности студентов с позиции субъекта педагогической деятельности и развитие у него способности к самоуправлению, самореализации.

 

 

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru