Меню
Качество учебной и учебно-методической деятельности

ПОРТФЕЛЬ «ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, ЛФК И МАССАЖ»
СТУДЕНТА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРА»

М.А. Лобастова,
ГОУ СПО «Спортивно-педагогический колледж»
Департамента физической культуры и спорта

Cтатья

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма учителя физической культуры. Мы говорим не только об учителе физической культуры, работающем со здоровыми детьми, но и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Эта категория детей требует особой психолого-педагогической подготовки, потому что практически все выпускники специальности «Физическая культура» не решаются проводить с ними уроки физкультуры. На вопрос «почему?» отвечают, что «боятся», «большая ответственность», «мало знаний, умений».
Надо отметить тот факт, что у нас в стране большая нехватка учителей физкультуры со средним профессиональным образованием, которые могли бы работать с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Конечно, можно пройти дополнительные курсы в медицинских учреждениях, но и они не дают в полной мере психолого-педагогических знаний, умений, навыков, которые помогли бы при работе с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Поэтому нами разработан Портфель «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж»» как одно из условий формирования психолого-педагогических способностей в подготовке учителя физической культуры для работы с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе.
Студенту, изучающему дисциплину «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж», следует оформить и дополнять в течение учебного года по мере изучения разделов учебной рабочей программы портфель «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж».
Ведение данного портфеля позволит студенту структурировать, систематизировать знания, умения, навыки и оптимизировать самостоятельную работу по данной дисциплине. А также будет служить методической разработкой или «шпаргалкой» в дальнейшей педагогической деятельности. Студент может использовать материалы портфеля во время подготовки ответа на зачете и экзамене.
Цель портфеля «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж»:

  • формирование у студента профессиональной компетенции;
  • формирование стремления студентов самостоятельно осваивать основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа.

Функции портфеля:

  • самооценка – студент оценивает уровень овладения основ дисциплины в целях совершенствования специальных умений и навыков;
  • оценка – отслеживает реальный уровень овладения основ дисциплины;
  • педагогическая – преподаватель отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу обучающегося и совершенствование его уровня овладения основ дисциплины. Одной из основных педагогических функций портфеля является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать основами врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа;
  • образовательная – позволяет развивать индивидуальные психолого-педагогические способности студента, работать с одарекнными детьми, повышать их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению основ врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа на протяжении всей жизни;
  • развивающая – позволяет студенту развивать профессиональные качества личности и педагогическую технику;
  • воспитательная – студент анализирует и отбирает учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала; овладевает умениями, навыками строить процесс обучения и общения, стимулируя личностное восприятие учебной информации учениками; вызывает их активное оценочное отношение к изучаемому, формирует их интересы, потребности.

Содержание портфеля:

  • титульный лист;
  • содержание изучаемых тем по дисциплине «Врачебный контроль, лечебная физическая культура и массаж»;
  • раскрытие темы (основы теории, противопоказания, примерный комплекс физических упражнений для детей разного возраста, оздоровительных частных методик, врачебный контроль и основы массажа);
  • словарь новых терминов;
  • библиографический список;
  • список прочитанной литературы;
  • статьи (ксерокопия) по изучаемой теме;
  • доклад;
  • реферат;
  • индивидуальные и групповые проекты (картинки, слайды и т.д.);
  •  благодарственные грамоты и другие формы признания достижений студента в области изучаемой проблемы.

В конце каждого семестра портфель оценивается преподавателем, одногруппниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют портфели на занятии-конференции.
В заключение хотим отметить, что портфели студентов служат не только средством неформального оценивания их достижений по дисциплине, но также повышают мотивацию к дальнейшему совершенствованию навыков владения знаниями, умениями, навыками врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа, что немаловажно при работе с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе. Такая форма работы учит студентов аккуратно вести записи и организовывать их в папку.

 

 

 

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

О.Ю. Кудряшова,
ГОУ СПО Строительный колледж № 41

E-mail: olgak08@yandex.ru

 

Статья

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Объект исследования: процесс обучения в современном колледже.
Предмет исследования: игровые методы обучения.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения ГОУ СПО Строительный колледж№ 41, эксперимент, наблюдение, анкетирование.
Использование нетрадиционных технологий обучения в современном колледже
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
Любая технология характеризуется:
–       совокупностью каких-либо компонентов;
–       логикой, последовательностью компонентов;
–       методами, приемами, действиями.
Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий.
В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:

  • наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
  • наличие строгой последовательности педагогических действий, которые ведут от целей к результатам (алгоритм);
  • наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
  • гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.

Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения.
Критерии отбора технологий обучения
Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учета ее возможностей и условий применения.
Понятие игровых технологий
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
–   дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
–   учебная деятельность подчиняется правилам игры;
–   учебный материал используется в качестве ее средства.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Итоги игры рассматривают и как игровой, и как учебно-познавательный результат.
Цель учебных деловых игр – сформировать определенные навыки и умения обучающихся в их активном творческом процессе. Приведу наиболее часто применяемые на занятиях в ГОУ СПО Строительный колледж№ 41 нетрадиционные формы занятий:

  • «Имитационные упражнения». Они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Цель имитационных упражнений – предоставить возможность обучающимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
  • «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций». На коллективное обсуждение выносятся какие-либо обстоятельства, возникающие в профессиональной практике специалиста. Обучаемые анализируют всю совокупность взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих ситуацию, высказывают разные точки зрения, стремясь найти правильное решение.
  • «Разыгрывание ролей». Обучающиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Остальные участники обсуждения становятся зрителями, а потом оценивают действия исполнителей в зависимости от условий сценария, действий других участников и от ранее принятых собственных решений. Следовательно, при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических, профессиональных и социальных навыков. Как правило, на занятиях такого типа с учетом современных требований все расчеты ведутся с использованием компьютерных технологий.

Выводы
Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.
Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.
Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр:
–   высокая трудоемкость подготовки к занятию для преподавателя, причем надо отметить, что умением проводить деловые игры владеют не все преподаватели;
–   очень напряженная обстановка для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и в течение всей игры должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными), и режиссером;
–   сами обучающиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры;

–       деловые игры требуют много времени.

 

РАБОТА ПРЕДМЕТНЫХ (ЦИКЛОВЫХ) КОМИССИЙ
В СИСТЕМЕ СПО

Т.Г. Аргунова,
Государственное учреждение города Москвы
«Центр качества профессионального образования»

Статья

Методическая работа в образовательном учреждении системы СПО достаточно разнообразна и предусматривает массовые ее формы (педсовет, методсовет, предметные (цикловые) комиссии, методические кабинеты) и индивидуальную работу преподавателей, которая координируются ПЦК.
В структуре методической работы предметные (цикловые) комиссии (ПЦК) занимают одно из ведущих мест, так как обеспечивают:

  • комплексное учебно-методическое оснащение образовательного процесса;
  • изучение передового педагогического опыта работы;
  • разработку и реализацию новых технологий обучения и контроля;
  • организацию индивидуальной методической работы преподавателей;
  • анализ и совершенствование контрольно-измерительных материалов;
  • систему повышения квалификации преподавателей;
  • систему самостоятельной работы студентов;
  • контроль качества профессионального образования на всех его этапах;
  • мониторинг и эффективность учебной деятельности обучающихся.

В структуре работы ПЦК одним из главных направлений является этап планирования, когда намечаются различные мероприятия, направленные на выполнение целей и задач этого методического объединения и координацию деятельности коллектива преподавателей. Как правило, в планах расшифрованы:

  • Организационная работа, предусматривающая рассмотрение учебно-методических материалов, разработку планов и графиков работы, например:
        • рабочих учебных программ и календарно-тематических планов;
        • заседаний ПЦК;
        • контрольных вопросов и вариантов заданий для студентов;
        • планов проведения лабораторных работ, практических занятий и производственного обучения;
        • планов и графиков контрольных работ, консультаций, экзаменов, защиты различных видов СРС;
        • планов повышения квалификации преподавателей.

Организационная работа является наиболее трудоемкой в начале учебного года и второго семестра.

  • Учебная (учебно-воспитательная) работа предусматривает:
        • анализ учебной деятельности студентов на разных этапах обучения по результатам различных видов контроля;
        • выбор различных условий для совершенствования качества профессионального обучения;
        • анализ типовых ошибок в знаниях и умениях студентов и причин низкой успеваемости;
        • разработка мероприятий (мер) по совершенствованию уровня обученности;
        • совершенствование самостоятельной работы студентов;
        • анализ качества воспитательной деятельности по специальности.
  • Учебно-методическая и научно-методическая работа предусматривает:
        • разработку и применение учебно-методических материалов (УММ) (пособий, разработок, рекомендаций, памяток, инструкций и т.д.) для оснащения образовательного процесса;
        • разработку и применение наглядных пособий, раздаточного и иллюстративного материала для оснащения теоретических и практических занятий;
        • разработку и реализацию современных педагогических (инновационных) технологий;
        • анализ передового педагогического опыта работы преподавателей с использованием различных формы его изучения (открытые занятия и мероприятия, взаимопосещения, анализ УММ преподавателя).
  • Повышение квалификации преподавателей предусматривает их обучение:
        • с отрывом от работы;
        • без отрыва от работы.

Особое внимание следует обратить на разнообразие форм и методов повышения квалификации, среди которых часто встречается только обучение на курсах (или семинарах). Редко планируется стажировка преподавателей, например, в условиях производства (или организации), единичны случаи стажировки в родственных учебных заведениях или планирование комплексной стажировки, например, чередование за весь период обучения работы на производстве, в ОУ системы СПО (или ВПО). При налаженных связях родственных ПЦК разных колледжей и техникумов целесообразно организовать групповую стажировку преподавателей одной и той же дисциплины с выбором передовых предприятий, организаций и ОУ СПО.
В системе повышения квалификации внутри ОУ СПО целесообразно планировать для разных категорий преподавателей:

  • тематические семинары;
  • «школы», конференции;
  • взаимопосещения;
  • открытые занятия.

Для их проведения необходимо формулировать цели и задачи, которые рассматриваются на заседаниях ПЦК и могут быть рекомендованы педсоветами, методсоветами и методическими кабинетами (методистами).
5. Контроль качества профессионального образования является разделом работы ПЦК, который планирует и осуществляет председатель комиссии. Цели таких контрольных посещений могут быть согласованы с заместителем директора (по учебной, учебно-методической, научно-методической, производственной работе).
Пример записей результатов контроля. Эта работа председателя ПЦК является частью системы внутриколледжного (внутритехникумовского) контроля, и для большей ее эффективности целесообразно планировать единые цели контроля качества обучения на совместных заседаниях, методическом совете и административных совещаниях.
В конце учебного года на заседаниях ПЦК подводятся итоги работы методических объединений, на которых:

  • определяются цели и задачи на новый учебный год;
  • даются рекомендации преподавателям по разным направлениям работы;
  • анализируются причины недостаточной эффективности работы;
  • намечаются меры (мероприятия) по повышению качества подготовленности студентов.

Любое направление в работе ПЦК является частью или элементом, которые совершенствуют учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в целом, а следовательно, способствует улучшению методической работы образовательного учреждения. Поэтому периодически итоги работы целесообразно заслушивать на методическом, педагогическом советах или административных совещаниях. Целью таких отчетов можно считать определение уровня работы методических объединений и формулировку различных предложений по их совершенствованию.

 

Информационные технологии в музыкальной подготовке студентов педагогического колледжа

Т.М. Ровковская, Н.М. Черноиваненко
ГОУ СПО Педагогический колледж № 10

E-mail: rivo551@rambler.ru

Статья

В сложных современных социально-экономических условиях роль музыкального искусства в воспитании, к сожалению, постепенно уменьшается, что в свою очередь отрицательно сказывается на подрастающем поколении. Мы поставили перед собой цель мотивировать музыкальную подготовку студентов, используя современные информационные технологии на занятиях научного студенческого общества (НСО). Информационные технологии становятся средством, эффективное использование которого оказывает влияние на разнообразие форм и методов работы по формированию мышления, развитию надпредметных умений, коммуникативных, творческих способностей студентов, навыков работы с информацией, а также с разнообразным музыкальным материалом.
При проведении занятий НСО мы стремились научить студентов применять интернет-ресурсы, представлять свои проекты в виде презентаций с использованием такого программного обеспечения, как Windows MovieMaker, PowerPoint, Publisher и др. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, исследовательская и творческая деятельность студентов-партнеров, где проявляется принцип сотрудничества. Каждый участник проекта имел возможность для самовыражения и самоутверждения, что характерно для принципа самореализации. При выполнении проекта создавались ситуации успеха, что помогало студентам изменить свой статус. Таким образом, мы использовали в работе принцип психолого-педагогической поддержки.
Большое значение имело формирование у студентов медиакультуры, которая проявляется в восприятии, а также умении использовать на художественном уровне аудиозапись, видео, фото, оценивать созданные творческие проекты с эстетической точки зрения.
Внеаудиторная музыкальная деятельность на занятиях НСО имеет большое воспитательное значение. Она способствуют формированию у студентов педагогического колледжа профессиональных знаний и умений, творческому, а также духовному, нравственно-эстетическому развитию. Занятия НСО были тесно связаны с учебными предметами (информатика, ТСО, музыка и методика музыкального развития).
На первом этапе нашей работы у студентов формировались знания, навыки и умения в области восприятия музыки. Они знакомились с лучшими образцами классической музыки, которую можно использовать во внеклассной работе с младшими школьниками. В выбранный репертуар входили следующие произведения: «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, фрагменты из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк», фрагменты из балета С.С. Прокофьева «Золушка», из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», а также из балетов П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др.
В процессе прослушивания музыкальных произведений решалась задача развития музыкального восприятия студентов. На данном этапе основным являлся принцип единства эмоционального и сознательного. Студенты учились эмоционально воспринимать музыку, проникать в глубину переданных композитором переживаний. Далее необходимо было осознать свои эмоции, найти соответствующие слова, яркие и образные выражения, сравнения. Решение задачи развития восприятия музыки осуществлялось в процессе освоения музыкальных произведений от простых к более сложным. При этом создавался словарь наиболее ярких эмоциональных характеристик. От осознания содержания музыкальных произведений переходили к осознанию особенностей звучания музыки. Таким образом, происходило освоение средств музыкальной выразительности. Студенты должны были внимательно вслушиваться в звучание музыки, концентрировать свое слуховое внимание не только на содержании музыки, но и на ее выразительном звучании. Сначала внимание студентов привлекалось к более простым средствам музыкальной выразительности, таким, как темп, динамика, регистр. Далее определялась выразительность мелодии, отдельных интонаций, ритмов, тембров музыкальных инструментов, а также формы.
Применяя принцип единства эмоционального и сознательного, мы ставили перед студентами задачу установления связи между содержанием музыки (переживаемыми чувствами, эмоциями) и наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.
Таким образом, у студентов развивалось не только музыкальное восприятие, но и закладывались основы воспитания и формирования личности, т.е. без осознания своего внутреннего мира, пробуждающихся чувств, переживаний невозможен процесс самовоспитания, корректировки своего поведения и осознания себя в социуме, умение понять позицию другого человека. Поэтому музыкальное искусство, т.е. мир чувств, является важным средством воздействия на внутренний мир человека.
По мере развития музыкального восприятия у студентов активизировалось их слуховое внимание, появилось умение охарактеризовывать музыку, замечать более тонкие изменения в ее содержании, переходы чувств, настроений, переживаний. Все это необходимо для развития у студентов коммуникативных способностей, умения строить общение на взаимопонимании.
На основе полученных впечатлений студенты подбирали наиболее яркие репродукции картин, поэтические тексты, соответствующие образному содержанию произведения. Таким образом осуществлялся процесс интеграции различных видов искусств.
На следующем этапе совместной работы со студентами ставилась задача восприятия более сложных музыкальных произведений. К ним относились фрагменты из опер П.И. Чайковского, Д. Верди, А.П. Бородина, симфонических произведений В.А. Моцарта, Л. Бетховена, П.И. Чайковского. Данные произведения способствовали духовному обогащению внутреннего мира студентов. Проникновение в их содержание требовало от обучающихся поиска дополнительной информации о композиторах, истории создания тех или иных произведений, наличии программы или сюжетной линии произведения. Для решения этой задачи студенты самостоятельно использовали интернет-ресурсы. На занятиях происходило обсуждение полученной информации, отмечался наиболее интересный материал. Для более глубокого понимания музыки использовались различные интерпретации произведений. Их сравнение стимулировало слуховой анализ музыки, развивало музыкальные способности, помогало глубже проникнуть в содержание музыкального образа.
На завершающем этапе работы НСО ставилась задача создания творческих проектов с использованием информационных технологий, музыки, изобразительного искусства и литературы. Студенты самостоятельно выбирали тему проекта, ставили цель, определяли задачи, гипотезу. Работа проходила в творческих группах, где обучающиеся распределяли между собой обязанности поиска материалов о композиторе и его творчестве, музыкальных произведениях, иллюстративного и музыкального материала, литературных текстов. Источниками являлись различные виды ресурсов, в том числе и Интернет.
Наряду с творческими проектами студентам предлагалось создать видеоматериалы для внеклассной музыкальной работы с младшими школьниками. Для этого использовались музыкальные произведения, с которыми они знакомились на первом этапе работы НСО.

По окончании самостоятельной работы студентов над проектами и видеоматериалами состоялся их просмотр и обсуждение. Были представлены творческие студенческие работы четырех учебных групп.

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВА
КОЛЛЕДЖА МАЛОГО БИЗНЕСА № 48

Л.Н. Рязанцева, Л.В. Ладатко,
ГОУ СПО Колледж малого бизнеса № 48

E-mail: kmb48@mail.ru

Статья

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения обучающихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства города Москвы в кадрах.
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся система профориентации, вооружающая подростков необходимыми знаниями для ориентации в профессии, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; теоретические и методические основы профессионального консультирования молодежи; общественно-значимые мотивы выбора профессии.
Однако профориентация в современных условиях все еще не достигает своих главных целей – формирования у молодых людей профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному специалисту.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, этическим и эстетическим совершенствованием личности. Таким образом, профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
В условиях современной демографической ситуации мы вынуждены были проанализировать профориентационную деятельность, в  результате чего выяснили, что используемые ранее методы и средства этой работы сегодня не достаточны; необходимо искать новые ее формы.
К новым направлениям профориентационной работы можно отнести:

  • разработку элективных курсов «Ты и твоя будущая профессия» и «Введение в профессию “Парикмахер”»;
  • создание музея-студии по парикмахерскому искусству;
  • моделирование элементов профессиональной деятельности (профпроба) в рамках деятельности музея-студии, профессиональных конкурсов и агитбригад.

Основной целью деятельности агитбригад является информирование учащихся общеобразовательных учреждений о профессиях и специальностях, по которым осуществляется подготовка в нашем колледже, о способах и условиях овладения теми или иными профессиями и специальностями, о востребованности их на рынке труда и, что немаловажно, возрождение, развитие и сохранение значимости рабочих профессий и специальностей.
В рамках деятельности агитбригад – подготовка сценариев и проведение мастер-классов, презентаций профессий и специальностей, участие студентов в окружных и городских конкурсах профессионального мастерства, выставках и ярмарках вакансий.
Важным этапом профессиональной деятельности мы считаем разработку элективных курсов «Ты и твоя будущая профессия» и «Введение в профессию “Парикмахер”». Их программы составлены таким образом, чтобы старшеклассники могли получить представление:

  • о специфике таких типов учебных заведений, как колледж;
  • профессиях, по которым ведется подготовка в нашем колледже;
  • требованиях, предъявляемых к специалистам;
  • современном рынке труда;
  • возможностях профессионального роста и построения карьеры.

Безусловно, целью данных курсов является попытка заставить школьников задуматься, а может быть, и выбрать будущую профессию, и, естественно, сориентировать их на наш колледж, рассказывая о профессиях и специальностях, которые здесь можно получить, о наших традициях, интересной студенческой жизни и о том, что ждет выпускников после окончания учебного заведения.
Кроме того, в рамках данных курсов старшеклассникам предлагаются и современные методики определения психологических типов профессий Е.А. Климова, формирование профессионального самосознания и профессионального поведения Л.М. Митина и др. Эти курсы могут проходить как на базе школ, так и на базе колледжа.
Профессиональное становление человека осуществляется впоследствии в учебном заведении. Основной формой такого становления является профессиональное воспитание как освоение некоего профессионального опыта и формирования навыков конкретного вида деятельности. В этом мы усматриваем связь профориентации и профессионализации.
Наш педагогический опыт свидетельствует о том, что одним из путей решения такой задачи является создание профессионального музея-студии по профессии «Парикмахер». Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Студенты могут максимально реализовать свои профессиональные способности и удовлетворить профессиональные интересы. Обучение осуществляется в форме экскурсии, музейных уроков, занятий в творческой лаборатории.
Уровень профессионализации студента служит определенным индикатором его ценности как специалиста. Это находит выражение в постоянном стремлении молодого человека к самосовершенствованию: умению быстро реагировать на изменения в рамках разных родов и видов трудовой деятельности, готовности к переквалификации, получению дополнительных знаний.
Для того чтобы определить, соответствует ли наш выпускник вышеуказанным требованиям, мы проводим разного рода мониторинги. Так, например, сделана попытка совместно с работодателем создать портрет выпускника по профессии «Продавец, контролер-кассир». На основе исследований внесены необходимые изменения в рабочие программы, формы и содержание подготовки выпускников.
Алгоритм составления портрета современного специалиста заключается в анкетировании работодателей по направлениям:

  • содержание подготовки, качество подготовки, предпочтения при приеме на работу, личностные характеристики специалиста;
  • обработка данных, составление таблиц;
  • составление портрета специалиста (образование, содержание, компетенции).

На основе проведенных исследований внесены необходимые изменения в содержание рабочих программ по спецдисциплинам и производственному обучению. Так, например, темы «Обслуживание экстра-класса», «VIP-обслуживание» внесены в программу по производственному обучению; тема «Основы мерчендайзинга» внесена в раздел «Выкладка и размещение товаров»; «Промоушн-акции» внесены в план внеурочной работы по производственному обучению.
Для решения проблемы овладения обучающимися коммуникативными умениями переработана программа по предмету «Деловая культура», проведены обучающие семинары с мастерами производственного обучения по внедрению коммуникативных умений в учебный процесс.
Итогом работы в рамках профессионализации обучающихся совместно с социальными партнерами явилась стажировка лучших учащихся колледжа в Германии. Все обучающиеся, проходившие стажировку, сдали экзамен успешно, получив от 92 до 98 баллов (из 100 возможных), что соответствует оценке «отлично». По результатам экзамена учащимся вручены сертификаты международного образца, которые дают им право работать в 30 странах мира.
На следующем этапе профессионализации основной задачей стало внедрение проектной деятельности в производственное обучение. Одной из форм проектной деятельности, которая дала положительные результаты по формированию ключевых компетенций и которая используется всеми мастерами производственного обучения и преподавателями спецдисциплин нашего колледжа, является презентация. Цели и возможности использования презентации как формы практико-ориентированного обучения:

  • введение обучающихся в профессиональную деятельность;
  • мотивация на профессиональную деятельность;
  • формирование ключевых компетенций;
  • начало формирования профессиональных компетенций;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Важным направлением в профессиональной подготовке обучающихся является участие их в конкурсах профессионального мастерства. В процессе подготовки к таким конкурсам студенты анализируют большой объем информации, тесно контактируют с социальными партнерами, мастерами производственного обучения, преподавателями, что способствует формированию у них профессиональных и коммуникативных навыков.
Для того чтобы сегодня быть востребованным на рынке труда, не достаточно иметь на руках лишь диплом и вкладыш с оценками. Работодатель вынужден проводить разного рода испытания и собеседования, чтобы понять: кто перед ним и каков его творческий потенциал? В этой связи, размышляя над вопросами профессионализации, можно отметить, что актуальным может быть создание электронного портфолио молодого специалиста – своего рода коллекции творческих и практических работ, которая дает возможность работодателю увидеть результаты интеллектуального труда выпускника колледжа – претендента на работу, его достижения в разных областях, а также дает возможность оценить его творческий потенциал. Под руководством преподавателей группа студентов подготовила проект «Создание электронного портфолио студента колледжа».
Студенты, заканчивая в этом году колледж, имеют на руках такие электронные портфолио.
Таким образом, созданная в колледже система работы по профориентации и профессионализации позволяет педагогическому коллективу создать условия для формирования важных профессиональных компетенций, которые помогут выпускнику сформировать правильное понимание своей социально-трудовой роли в обществе.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.А. Широкова,
ГОУ СПО Технологический колледж № 21

E-mail: j.shirokova@mail.ru

Статья

Современное гуманитарное (в первую очередь – историческое) образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности обучающихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. Сегодня мало знать исторические факты, важно уметь найти их в разных источниках, выделить в тексте, сравнить, оценить их историческое значение для судеб страны, народа. В основе мышления человека лежит работа с информацией, осмысление ее, сопоставление разных точек зрения, оценивание. И самое главное, у обучающихся необходимо выработать умение ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.
Важную роль в выработке ключевых компетенций (общеучебных и социально-коммуникативных) играет проблемное обучение, приемы и методы которого являются одними из часто применяемых на уроках истории и обществознания, на которых они учатся анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы. Так, исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания начинается с работы над источниками информации. В процессе нее обучаемые знакомятся с документами по эпохе Ивана IV Грозного, Петра I и других, анализируют их, извлекают конкретную историческую информацию, отвечая на предлагаемые преподавателем вопросы.
Более сложной исследовательской работой является анализ и интерпретация исторических фактов, явлений общественной жизни. Исследовательский характер такой работы проявляется в поиске материалов и их планировании, анализе и критической оценке, а также в изложении их в определенной логической последовательности. В качестве помощи со стороны преподавателя при этом используются различные «Памятки», помещенные на стенде в кабинете истории.
В целях развития исторического мышления обучаемым предлагаются задания так называемой нелинейной педагогики: зачитываются сведения, которые нужно соотнести с одним из двух исторических деятелей. При этом используются факты из биографии каждого из них, суждения, в равной степени применимые к обоим, а также сведения, не связанные ни с тем, ни с другим.
В ходе учебной исследовательской деятельности при заполнении сравнительных и хронологических таблиц, работе со структурно-логическими схемами обучающиеся знакомятся со специальными методами исторического исследования: синхронным, хронологическим, методом исторических параллелей, методом исторического моделирования, структурно-системным методом.
Помочь определиться в своих взглядах, развить критическое мышление призваны дискуссии на уроках. В качестве дискуссионных предлагаются различные вопросы из российской истории. Например: «Каковы были альтернативы развития политического процесса после Февраля 1917 года?» «Что было бы, если б Россия во время Первой мировой войны победила?», «Оцените деятельность Петра I», «Можно ли было избежать революционных потрясений в России в начале XX века?».
Наиболее сложным и многогранным методом изучения истории и одной из форм исследовательской деятельности является работа над учебным проектом.
В учебном проекте аккумулируются задание для обучающихся, сформулированное в виде проблемы, и целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия студентов с преподавателем и студентов между собой, результат деятельности как найденный обучающимися способ решения проблемы проекта. Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, организацию поисковой, исследовательской деятельности обучаемых, коллективной, групповой или индивидуальной работы, а также достижение результата.
С точки зрения преподавателя, учебный проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию – целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект, с точки зрения обучаемого, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат – найденный способ решения проблемы. Продукт работы над проектом – фактически один из результатов осуществления учебного проекта.
Работа над учебным проектом может быть организована в групповой форме и в индивидуальной. Преимущество персональных проектов в том, что план работы над проектом будет более четким; у студента полноценно формируется чувство ответственности (выполнение проекта зависит только от него самого); приобретается опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии; формирование у студента важнейших общеучебных компетенций оказывается вполне управляемым процессом. К основным преимуществам группового проекта можно отнести формирование навыков сотрудничества у участников проектной группы (социально-коммуникативные компетенции), наиболее глубокую и разностороннюю проработку проектной проблемы.
В работе над учебным проектом мы выделяем следующие этапы:
1. Подготовительный.
2. Инициирующий («погружение» в проект).
3. Практический (непосредственная работа над проектом).
4. Презентационный.
5. Итоговый.
Очень важно провести рефлексию, ответив на вопросы: чего вы ожидали от проекта, что удалось сделать, чего сделать не удалось, в чем причины возможных неудач, как полученные знания и умения можно использовать в учебной и практической жизни?
Работа над учебным проектом может быть организована как в урочное время, так и вне него. С учетом объема материала, наличия междисциплинарных связей и большого воспитательного потенциала выполнение проектов по истории и обществознанию мы организуем чаще всего во внеурочное время, а продукты проектной деятельности затем используем в учебном процессе, а также представляем на различных конкурсах. Так, в 2009/2010 учебном году студентами и учащимися колледжа были выполнены учебные проекты по различным проблемам: «Отечественная война 1812 года в русской культуре XIX–XX веков», «Памяти вечный огонь» (к 65-летию Победы), «Межэтническая толерантность – путь к миру». В качестве результата работы над проектами мы получили разнообразные проектные продукты: исследовательские работы, фотоколлаж (компьютерная графика), фотоальбом (компьютерная графика), творческие работы литературного жанра (эссе, сценарии тематических классных часов), компьютерные презентации. Многие проектные продукты участвовали в городских конкурсах и получили высокие оценки.
В учебном процессе также отмечались положительные результаты проектной деятельности: усиление мотивации к обучению (основной двигатель – интерес студентов), повышение качественных показателей обученности, развитие ключевых компетенций у участников проектной деятельности. К общеучебным умениям и навыкам, формирующимся в процессе проектной деятельности, можно отнести рефлексивные умения, исследовательские умения, навыки оценочной деятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, управленческие умения и навыки, коммуникативные умения, презентационные умения и навыки.
Таким образом, исследовательскую деятельность студентов можно назвать одним из эффективных путей достижения качества образования.

 

РОЛЬ МУЗЕЯ-СТУДИИ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА
В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Т.В. Лапашова, Н.Б. Соколова,
ГОУ СПО Колледж малого бизнеса № 48

E-mail: kmb48@mail.ru

Статья

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой колледжа, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов обучающихся, подготовкой молодежи к активному участию в освоении будущей профессии.
С помощью музея-студии освещается широкий круг проблем совершенствования образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей обучающихся и преподавателей, индивидуализации в изучении предметов в тесной связи с практикой.
Музей-студия занимается собиранием, изучением, хранением и показом экспонатов, характеризующих развитие парикмахерского искусства и представляющих историческую, научную и художественную ценность.

Цель создания музея-студии
Музей-студия осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя свидетельства своего существования в виде материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует музей-студия.
Развитие парикмахерского искусства изучается по репродукциям, на которых представлены прически различных исторических эпох, в частности пушкинского периода. Мы рассказываем, как появлялись и совершенствовались инструменты, при помощи которых выполняются прически, сравниваем их с современными. Отдельная тема – использование исторических причесок в современном кино и театре, роль прически в создании исторического образа.
Особое внимание уделяется созданию пастижерных изделий, технология изготовления которых практически не изменилась с момента их появления. Экспонаты музея показывают, насколько сложным и трудоемким был труд парикмахера, называвшегося в давние времена цирюльником, и дают представление о сложности выполнения элементов, используемых при создании исторических причесок.
В результате изучения экспонатов, представленных в музее, у студентов развивается эстетический вкус, художественное восприятие, креативное мышление, необходимые будущему парикмахеру и позволяющие ему создать образ.
Экспозиция музея все время пополняется благодаря усилиям педагогов и студентов, проводящих поисковую работу среди своих знакомых, родственников, династий парикмахеров, в результате которой находятся уникальные экземпляры инструментов парикмахеров XIX–XX веков.
Использование музея-студии в учебном процессе
Урок-экскурсия проводится в рамках предметов на ступенях НПО:
– «Технология парикмахерских услуг» (при изучении парикмахерских инструментов и приспособлений);
– «Основы художественного проектирования прически» (особое внимание уделяется созданию исторических причесок);
– «Спецрисунок» (умение передать в рисунке стиль причесок различных эпох).
Практическое занятие проходит в рамках дисциплин СПО:
– «Технология исторической прически» (использование экспонатов музея как образцов при выполнении исторических причесок, где уделяется особое внимание точному соответствию стиля данной эпохи);
– «Моделирование и художественное оформление прически», которое основывается на технологии выполнения исторических причесок, элементы которых используются в современных прическах в виде волн, локонов, плетений.
Элективный курс: профориентационная работа с учащимися школ включает посещение музея, чтобы ознакомиться с историей парикмахерского искусства, с тем, как оно развивалось на протяжении веков и совершенствовалось. Здесь учащиеся могут прослушать экскурсию, увидеть процесс создания пастижерных изделий и примеры использования их в исторических и современных прическах. Все это дает более широкое представление о профессии парикмахера и способствует формированию интереса к ней.
Мастер-классы по выполнению исторических причесок разных эпох проводятся мастерами производственного обучения для студентов колледжа (при подготовке к профессиональным конкурсам), а также для учащихся школ (в дни открытых дверей в рамках профориентационной работы).

Оснащение музея-студии
Стенд № 1.
1. Парфюмерия отечественная (использовалась в мужском зале парикмахерских в 5090-х годах XX века).
2. Распылители парфюмерии:
а) 1861 год;
б) 1971год;
в) 1991год.
3. Инструменты для бритья:
а) помазок;
б) филировочная бритва кустарного производства;
в) опасная бритва начала XX века;
г) опасные бритвы со сменными лезвиями;
д) опасная бритва фабричного производства и правило.
4. Инструменты для стрижки волос:
а) ножницы начала XX века;
б) ножницы «наварные», 70-е годы XX века.
5. Зажимы для волос, изготовленные кустарным способом.

Стенд № 2.
Инструменты для завивки волос, изготовленные кустарным способом:
а) коклюшки деревянные разного диаметра, 80-е годы XX века;
б) бигуди металлические разного диаметр;.
в) щипцы «Марселя»;
г) машинка для стрижки волос механическая;
д) фен для сушки волос, 1980 год;
е) исторические документы по профессии (страницы газет конца XIXначала XX века).

Стенд № 3
1. Прически народов мира.
2. Конкурсные прически.
3. Пастижерные изделия.
4. Шляпки из волос.

Выводы
Музей-студия – составляющая открытого образовательного пространства, существование которого заключается в следующем:
1. В применении принципа историзма, который предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
2. В систематическом взаимодействии с учебно-воспитательным процессом.
3. В самостоятельной, творческой инициативе обучающихся и преподавателей музей-студия выступает важнейшим фактором в организации учебного процесса.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ –
ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Н.Е. Урывина, зав. учебной частью,
О.В. Шемелева, зам. директора по УПР,
ГУ СПО Строительный колледж № 12

E-mail: 12@prof.educom.ru

Статья

Основной задачей среднего профессионального учреждения (колледжа) является подготовка специалиста, который был бы востребован на рынке труда. Сегодня таковым считается выпускник, не только обладающий необходимыми знаниями и умениями, но имеющий опыт творческой, исследовательской деятельности, готовый к профессиональному самообразованию, т.е. отличающийся тем, что называют профессиональной мобильностью.
Для оценки уровня качества подготовки будущего специалиста на всех этапах обучения существует мониторинг качества образования. Проведение мониторинговых мероприятий, анализ их результатов дает возможность получить объективные данные о многих параметрах: уровне качества образования и воспитания, причинах неуспеваемости на различных этапах обучения, профессиональной подготовленности преподавателей и мастеров производственного обучения, готовности инженерно-педагогического коллектива к применению новых педагогических и информационных технологий. Но, самое главное, мониторинг качества образования позволяет прогнозировать и корректировать процесс дальнейшего развития всего учебно-воспитательного процесса.
Несомненно, одним из факторов, способным значительно повлиять на состояние качества образования и воспитания будущих специалистов, является правильная организация самостоятельной работы студентов.
Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений СПО изложены в Приложении к Письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13.
На самостоятельную работу учебными планами по специальностям СПО в соответствии с Государственными образовательными стандартами отводится не менее 30% от общего времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы с учетом рекомендаций Министерства образования РФ по количеству часов аудиторных занятий в неделю. Учитывая, что под термином «самостоятельная работа студентов» подразумеваются как внеаудиторные виды самостоятельной работы, так и виды самостоятельной работы во время основных аудиторных занятий, становится ясно, что без четко спланированной организации невозможно достичь тех целей самостоятельной работы, которые перед ней поставлены (закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений; развитие умения самостоятельно приобретать и углублять знания; выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений; развитие исследовательских умений).
Процесс самостоятельной работы позволяет ярко проявиться индивидуальным способностям личности. Только через самостоятельную работу студент может стать высококвалифицированным специалистом. Поэтому так важно усовершенствовать организацию самостоятельной работы студентов, чтобы получить от этой формы обучения как можно более полную отдачу.
В первом семестре, который считается временем адаптации, виды самостоятельной работы, предлагаемые студентам, не должны особенно отличаться от школьных. Это, как правило, чтение текстов, составление планов и конспектов лекций и статей учебника, составление кроссвордов, решение задач, выполнение упражнений, работа со словарями, доклады, различные виды сочинений.
Анализ результатов промежуточных мониторингов первокурсников показывает, что вчерашние школьники не обладают в полной мере умениями выбирать главное при конспектировании лекций, статей учебника; поэтому у студентов возникают проблемы, решить которые можно, только обучив их работать самостоятельно. Именно мотивация к самостоятельной работе, пробуждение интереса и потребности в ней – главная задача педагогов на первом этапе работы со студентами. Чтобы решить ее, педагогу необходимо тщательно отбирать учебное содержание для самостоятельного обучения, виды самостоятельной работы для каждой возрастной категории (а в некоторых случаях подбирать самостоятельную работу индивидуально, с учетом восприятия, продуктивности памяти, гибкости и быстроты мышления и других особенностей личности). Необходимо разработать методические рекомендации и указания как в целом по курсу, так и к каждому виду самостоятельной работы, а также провести вводное занятие, посвященное самостоятельной работе как обязательной форме обучения.
Уже со второго семестра начинается подготовка студентов к более сложным видам самостоятельных заданий, появляется такой вид самостоятельной работы, как аналитическая обработка текста. Это может быть рецензия на статью, отзыв, сочинение-рассуждение, анализ художественного или научного текста, аналитические доклады.

С третьего семестра вводятся такие виды самостоятельной работы, как реферат, деловая игра, моделирование, решение профессиональных задач, проектирование.

Несмотря на то, что реферат – это традиционная форма самостоятельной работы, она очень эффективна, так как развивает у студентов навыки по работе с различными источниками информации (список этих источников обязательно должен определить педагог).

Задача преподавателя не только дать тему реферата, но и максимально четко поставить задачу, объяснить студенту методы и способы выполнения работы, ее объем, критерии оценки, чтобы вместо самостоятельной серьезной аналитической работы не получить «чужую» из Интернета.

Проектирование, или метод проектов, – самый на сегодняшний день перспективный вид самостоятельной работы, который готовит студентов к серьезному овладению профессиональными навыками.

Под методом проектов (от лат. projectus– уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата/цели, создание определенного, уникального продукта или услуги) в педагогической науке понимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом.

Проектирование подводит студентов старших курсов к участию в самом интересном и самом действенном виде проектного обучения – творческих проектах, которые предполагают максимальную степень свободы при их реализации, так как преподаватель определяет лишь общие параметры и указывает возможные пути решения поставленных задач. В процессе работы студенты приобретают, накапливают и систематизируют знания, получают возможность раскрыть свои способности, развивать активность, самостоятельность, ответственность, творческое мышление, стремление к научно-исследовательской работе, учатся работать как самостоятельно, так и в команде.
Все изложенное подводит к выводу о том, что правильная реализация всего многообразия самостоятельной работы ведет к повышению качества знаний, умений, навыков, к появлению осознанной мотивации личности к обучению, что в конечном итоге является предпосылкой для формирования высококлассного специалиста.

 

 

 

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru