Меню
Мониторинг

Государственное учреждение города Москвы
«Центр качества профессионального образования»

Аналитическая справка
по итогам мониторинга удовлетворенности социальных партнеров качеством подготовки выпускников колледжей г. Москвы

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года № 1036-ПП «О городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве “Рабочие кадры” на 2008–2010 годы» и Порядку взаимодействия Управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования города Москвы и государственных учреждений, Государственное учреждение города Москвы «Центр качества профессионального образования» проводил мониторинговое исследование взаимодействия колледжей с социальными партнерами.
Большое значение для оценки общей профессиональной готовности выпускника имеет не только оценка его текущих знаний, которая осуществляется в течение всего учебного процесса, но и оценка его итоговой профессиональной подготовленности.
Целями мониторинга удовлетворенности социальных партнеров качеством подготовки выпускников колледжей Департамента образования города Москвы является оценка реальной картины взаимодействия колледжей с социальными партнерами и степени удовлетворенности социальных партнеров колледжей качеством подготовки выпускников.
В задачи мониторинговых исследований входило:
? выявление проблем профессиональной подготовки специалистов в колледже;
? оценка адаптированности выпускников колледжей к современному рынку труда;
? анализ мнений работодателей о качестве обучения будущих специалистов;
? формулирование предложений о совершенствовании взаимодействия колледжей с потенциальными работодателями.
Цели и задачи социального партнерства следует рассматривать в контексте концепции «достойного труда», что означает высокоэффективный труд в комфортных производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, имеющий достойную оплату и доставляющий каждому работнику удовлетворение, возможность проявить свои способности и мастерство. Основной целью социального партнерства является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.
Для проведения мониторинга удовлетворенности социальных партнеров качеством подготовки выпускников колледжей города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы, использовалась информация с сайтов (интернет-ресурсов) колледжей о предприятиях и организациях, которые являются социальными партнерами образовательных учреждений. Общее количество колледжей – 79, общее количество социальных партнеров, которые сотрудничают с колледжами – 661.
Мониторинг проводился с 9 апреля по 31 мая 2010 года. Руководителям кадровых служб предприятий и организаций направлялись анкета (экспресс-опрос в рамках мониторинга качества профессионального образования) и сопроводительное письмо.
В ходе проведения мониторинговых исследований на электронные адреса (или факсы) предприятий и учреждений г. Москвы, которые являются социальными партнерами колледжей, направлена 651 анкета (с сопроводительным письмом).
В результате проведенного мониторинга анкеты получены от 23 социальных партнеров 27 образовательных учреждений (Колледжа городской инфраструктуры и строительства № 1, Колледжа сферы услуг № 22,  Политехнического колледжа № 31, Политехнического колледжа № 8 им. дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова, Технологического колледжа № 21, Строительного колледжа № 38, Колледжа метростроя № 53 им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова, Кунцевского радиотехнический техникума, Колледжа ландшафтного дизайна № 18, Политехнического колледжа № 39, Библиотечного колледжа № 58, Политехнического колледжа № 2, Политехнического колледжа № 42, Колледжа легкой промышленности № 5, Технологического колледжа № 24, Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве № 17, Политехнического колледжа № 47 им. В.Г. Федорова, Полиграфического колледжа № 56, Колледжа сферы услуг № 3, Колледжа малого бизнеса № 4, Колледжа связи № 54, Колледжа автомобильного транспорта № 9, Колледжа предпринимательства № 15, Строительного колледжа № 26, Строительного колледжа № 30, Политехнического колледжа № 19, Строительного  колледжа № 46).
По итогам экспресс-опроса получены следующие данные.
Количество выпускников колледжей, трудоустроенных на  предприятиях, являющихся социальными партнерами, в 2009 г. составляет 132 человека. Общее количество выпускников колледжей, принятых на работу в организации за период с 2005 по 2009 гг. – 479 человек (более подробная информация о количестве принятых на работу выпускников представлена в приложении 1).
Общее количество мест предоставляемых предприятиями:
– мест практики по указанному профилю подготовки (общая сумма) – 960;
– мест для проведения лабораторных работ и производственных занятий (общая сумма) – 168;
– мест практики по указанному профилю подготовки, на которых установлено оборудование с использованием современных производственных технологий (общая сумма) – 360.
Социальные партнеры оценивают качество подготовки специалистов в колледжах как среднее. К недостаткам профессиональной подготовки социальные партнеры относят нехватку практического и теоретического обучения, дисциплину труда и общие недостатки системы профобразования в настоящее время. На вопрос, информирует ли Ваша организация колледжи о требованиях к выпускникам, респонденты в большинстве ответили «да». К способам поиска кадров социальные партнеры относят в основном ярмарки вакансий, преддипломную практику, стажировки. Самой удобной формой получения информации о колледжах для социальных партнеров являются рассылка информации по электронной почте и встречи с представителями колледжей.

Наиболее длительное сотрудничество с колледжами города Москвы осуществляют ОАО «Парижская коммуна» (с 1931 г. является социальным партнером Колледжа малого бизнеса № 4), Управление ЗАГС Москвы (10 лет сотрудничает с Колледжем предпринимательства № 15), Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (более 60 лет  с  Политехническим колледжем  № 42),  ОАО  «Воздухотехника»  (с  1999 г. – 11 лет с Политехническими колледжами № 39, № 58, № 2, № 42, Кунцевским радиотехнический техникумом, Колледжем ландшафтного дизайна № 18, РПА Дедал Дизайн (10 лет со Строительными колледжами № 1, № 31, Политехническим колледжем № 8 им. дважды Героя Советского Союза И.П. Павлова, Технологическим колледжем № 21, Строительным колледжем № 38, Колледжем метростроя № 53 им. Героя Советского Союза М.Ф. Панова). ОАО «НПО Наука» более 5 лет является социальным партнером Политехнического колледжа № 8; ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» – социальный партнер ПК № 8, ПК № 47 и Колледжа архитектуры и строительства № 8 более 5 лет. На протяжении нескольких лет социальными партнерами Колледжа сферы услуг № 3 являются ООО «Сити Мил», ООО «Валес-21», Комбинат питания «Космос».
Наибольшее количество выпускников колледжей принято на работу за период с 2005 по 2009 г. в ГК НПЦ им. М.В. Хруничева (282 человека), ООО «Сити Мил» (63 человека), ООО «Спектрсервис-93» (23 человека), ОАО «РСК «МиГ» (16 человек), ОАО «Воздухотехника» (21 человек) (табл. 1).

Количество выпускников, принятых на работу за период с 2005 по 2009 гг.


ГОУ СПО

Социальный партнер

Количество выпускников колледжа, принятых
на работу

Строительный колледж № 1, Политехнический колледж № 8 им. дважды Героя Советского Союза
И.Ф. Павлова, технологический колледж
№ 21, политехнический колледж № 31, строительный колледж № 38, колледж метростроя № 53 им.Героя Советского Союза
М.Ф. Панова.

 

ООО «РПА Дедаил Дизайн»

4

Колледж легкой промышленности № 5, технологический колледж
№ 21, технологический колледж № 24

ОАО «Старт»

10

Колледж легкой промышленности № 5, Московский технологический колледж питания

ЗАО Фирма «Черемушки»

2

Политехнический колледж № 56

ГУП «Типография на Люсиновской»

4

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17

Мосинжстрой

5

Колледж предпринимательства № 15

Управление ЗАГС Москвы

10

Колледж сферы услуг № 3

ООО «Валес-21»

15

Колледж № 31, строительный колледж
№ 46, политехнический колледж № 19

ГУП «Экотехпром»

3

Политехнический колледж № 42

ГК НПЦ им. М.В. Хруничева

282

Колледж сферы услуг № 3

ООО «Сити Мил»

63

Строительный колледж
№ 26, Строительный колледж № 30

ООО «Спектрсервис-93»

23

Политехнический колледж № 8 им. дважды Героя Советского Союза
И.Ф. Павлова, политехнический
колледж № 47

ОАО «РСК “МиГ”»

16

Политехнический колледж № 39, библиотечный колледж № 58, политехнический колледж № 2, политехнический колледж № 42, ГОУ СПО «Кунцевский радиотехнический техникум», ГОУ СПО «Колледж ландшафтного дизайна № 18», ООО «РПА Дедал Дизайн»

ОАО «Воздухотехника»

21

Политехнический колледж № 8 им. дважды Героя Советского Союза
И.Ф. Павлова

ОАО НПО Наука

8

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17

ОАО «Сантехпром»

5

Так как исследование качества образования работающего (либо практикующегося)  выпускника колледжа предполагает непосредственный контакт с респондентами, то именно здесь возникает ряд специфичных проблем при работе с респондентами:
– отсутствие информации о местах работы выпускников (сайты ОУ обновляются нерегулярно, поэтому информация о социальном партнерстве, в большинстве случаев, устаревшая);
– мягкое дипломатичное уклонение организаций и предприятий от сотрудничества по сбору информации;
– дипломатичный, но решительный отказ организаций и учреждений от сотрудничества;
– возникновение эмоционального раздражения или беспокойства в связи с необходимостью предоставить информацию анкетерам.
Для наиболее полноценного сотрудничества колледжей с предприятиями и организациями в целях прогнозирования рынка трудоустройства выпускников необходима достоверная и качественная информация о социальных партнерах образовательных учреждений. Данная информация может служить для:
– формирования заявок с квалификационными требованиями на подготовку профессиональных кадров;
– создания (или совершенствование) условий для организации и проведения производственной практики и квалификационной аттестации студентов;
– содействия в совершенствовании учебно-материальной и информационно-технической базы профессиональной подготовки;
– принятия на себя ведущей роли (а не только оказание помощи) в разработке профессионального компонента Государственного образовательного стандарта и профессионально-образовательных программ;
– оценки качества профессиональной подготовки;
– разработки перечня профессиональных компетенций специалиста и создания на его основе профессионального стандарта по специальности.
Для совершенствования мониторинга, анализа и прогнозирования удовлетворенности социальных партнеров колледжей форма опроса респондентов (экспресс-опрос) была преобразована в интерактивную систему, или информационную оболочку. Создание интерактивной оболочки экспресс-опроса предполагает возможность получения респондентами электронной версии анкеты. После размещения информационной версии анкеты на сайте ГУ «Центр качества профессионального образования» интернет-пользователи, заинтересованные в социальном партнерстве с колледжами, смогут ответить на вопросы анкеты в режиме online.
Создание информационной оболочки экспресс-опроса состоит из следующих этапов:
1. Подготовка программ и компонентов для написания и отладки кода программы по созданию информационной оболочки.
2. Настройка сервера БД Apache.
3. Создание плана (шаблона) программного кода WEB.
4. Визуальное моделирование оболочки.
5. Написание кода.
6. Проверка, отладка программного кода.
7. Корректировка неточностей. Исправление ошибок кода программы.
8. Создание плана (шаблона) программного кода. Написание кода.
10. Проверка, отладка программного кода.
11. Корректировка неточностей. Исправление ошибок кода программы.
12. Создания шаблона программного кода языка структурированных запросов MySQL.
13. Работа над созданием БД (формирование таблиц БД; приведение и оптимизация БД до первой нормальной формы; приведение и оптимизация БД до второй нормальной формы; проверка необходимости третей нормальной формы).
14. Проверка корректности. Исправление ошибок.
15. Написание кода языка структурированных запросов MySQL.
16. Проверка, отладка программного кода. Корректировка неточностей. Исправление ошибок кода программы.
18. Проверка взаимодействия с сервером БД.
19. Внесение исходных данных о колледжах и социальных партнерах.
20. Проверка безопасности программного кода и исправление ошибок.
21. Перенос программного кода с локального сервера на удаленный.

 

Начальник отдела мониторинга
и образовательной статистики                                                      Ю.С. Шульгина

Аналитическая справка
по итогам опроса работодателей – партнеров колледжей
Департамента образования города Москвы

По итогам мониторинговых исследований удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников колледжей Департамента образования города Москвы, проводимых ГУ «Центр качества профессионального образования» в апреле-мае 2010 года, проведен опрос работодателей – партнеров колледжей. В результате данного опроса получены данные (табл. 1) о количестве выпускников образовательных учреждений СПО, трудоустроенных в 2009 году и работающих в организациях до настоящего времени.

Таблица 1

Информация о выпускниках колледжей, трудоустроенных
на предприятия Москвы в 2009 г. и работающих до настоящего времени

Предприятие

ГОУ СПО

Количество устроенных на работу выпускников 2005–2010 гг., чел.

Количество работающих выпускников в настоящее время, %

ГУП «Экотехпром»

Московский Технологический колледж

2

100

Строительный колледж № 46

3

100

Политехнический колледж № 19

1

100

Политехнический колледж № 31

1

100

ГУП «Мосавтотранс»

Колледж автомобильного транспорта № 9

2

50

ГУП «Типография на Люсиновской»

Полиграфический колледж № 56

9

100

ГУП ППП «Типография «Наука»

2

50

Управление ЗАГС Москвы

Колледж предпринимательства № 15

2

100

ЗАО «Черемушки»

Колледж легкой промышленности  №5

2

50

ОАО Sodexo

Экономико-технологический колледж № 22

1

100

ООО «СитиМил»

Колледж сферы услуг № 3

9

90

ООО «Валес-21»

Колледж сферы услуг № 3

5

60

СК «Мосинжстрой»

Колледж архитектуры и менеджмента в строительстве № 17

2

100

ЗАО «Линзмастер»

Колледж предпринимательства № 11

1

100

ОАО «Парижская коммуна»

Колледж малого бизнеса № 4

6

75

ГУП «Мосводосток»

Политехнический колледж № 2

14

50

МГУП «Мослифт»

Политехнический колледж № 31

23

70

ОАО «Воздухотехника»

Политехнический колледж № 39, Политехнический колледж № 2, Колледж ландшафтного дизайна № 18

62

4

ГК НПЦ
им. Хруничева

Политехнический колледж № 42, Московский техникум космического машиностроения

82

50

ЗАО «Примес»

Колледж гостеприимства и менеджмента № 23

15

20

По мнению опрошенных работодателей – партнеров колледжей существует ряд факторов, мешающих выпускникам работать эффективно:
– низкая мотивация к трудовой деятельности выпускников колледжей (так считают 58% работодателей);
– отсутствие у выпускников практических навыков работы с оборудованием (22% работодателей);
– плохая трудовая дисциплина выпускников (13%);
– отсутствие ответственности за выполняемую работу (7%).

 

Начальник отдела
мониторинга и образовательной статистики
Шульгина Ю.С.

АНАЛИЗ СОХРАННОСТИ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ
В СТРУКТУРЕ АУДИТА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖЕЙ

Вопрос общественно-образовательной оценки качества профессионального образования не является новой темой, но особенно актуален сегодня, когда рынок труда предъявляет все более жесткие требования к специалистам. Осознавая это, ГУ ЦКПО берет на себя сложную задачу по упорядочению подходов к оценке качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в московских колледжах.

Скачать статью (формат Word)