Меню
Семинары

ГУ «Центр качества профессионального образования» провел семинар-практикум «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля».

Были приглашены председатели предметных (цикловых) комиссий, преподаватели спецдисциплин строительного, экономического и технологического профиля. Начать практическое освоение нового для ссузов понятия – «профессиональный модуль» решили с распространенных специальностей «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Экономика и бухгалтерский учет», «Технология продукции общественного питания».

Нынешний семинар-практикум – продолжение ряда семинаров, который в текущем учебном году ГУ ЦКПО провел для работников столичных колледжей и техникумов. Был продолжен разговор о контроле качества подготовки специалистов. Однако если раньше представители ссузов выступали в основном как «потребители знаний», получая разъяснения по работе в условиях ФГОС третьего поколения, то теперь им самим пришлось работать над составлением одного из разделов примерной программы профессионального модуля.

1         2 
Во время семинара                                      Работа в группах

Практическая работа – особенность семинара, и необходимость в ней почувствовали представители более 30 колледжей и техникумов, которые, объединившись в три группы – по специальностям, упорно стремились разложить модуль на части… Работа эта кропотливая, требующая сосредоточенности и коллективного подхода. Но она абсолютно необходима, ведь с 1 сентября 2011 года образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования перейдут на новые стандарты, одним из главных составляющих которых и является профессиональный модуль. Из освоенных модулей, как из детских кубиков, выстраиваются «этажи» компетенций будущих специалистов. Но прежде чем учить других, нужно освоить новые подходы и преподавателям.
В ходе семинара-практикума они отрабатывали пятый раздел примерной программы профессионального модуля. Раздел у всех специальностей называется одинаково «Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (под которым подразумевается вид профессиональной деятельности), а вот содержание профессиональных компетенций у каждой специальности свои. Участникам семинара был выдан пакет документов, содержащих различного рода подсказки. Кроме того, разрешалось не просто заполнять пустые графы, но и высказывать замечания и предложения по уже внесенным в раздел основным показателям результатов подготовки будущих специалистов. Пожалуйста, спорьте, меняйте, вносите свое!
Участниками семинара были проанализированы формулировки профессиональных компетенций на соответствие требованиям ФГОС, а также проведен анализ показателей освоения данных компетенций. И когда участники практической работы уже справились со своим заданием (безусловно, им помогали методисты ГУ ЦКПО Т.Г. Аргунова и М.В. Полежаева, а также принимавшая участие в работе семинара-практикума, зав. сектором отдела ГОУ ДПО «УМЦ» по профессиональному образованию Е.В. Янченкова), наступила очередь сотрудников Центра вплотную заняться аналитической работой. Они не только подвели итоги коллективной работы ссузов, но и внимательно изучили листы рефлексии, которые заполнили участники семинара.

3       4
Подведение итогов                                     Консультации продолжаются…

Результаты оказались следующими. Участники семинара-практикума определили свое настроение после проведенного мероприятия как деловое, они остались довольны общением с коллегами. Такие семинары дают возможность обменяться мнениями по сложным вопросам, связанным с внедрением стандартов третьего поколения, вести открытый диалог, расширить представление о компетенциях, получить более четкое представление о разработке профессионального модуля. Общая оценка за проведение семинара была выставлена достаточно высокая – 8,5 балла из 10 возможных.
…Уже были сданы все работы и листы рефлексии, а работники ГУ ЦКПО продолжали консультации. Все-таки не так легко овладеть профессиональным модулем, даже педагогу колледжа.


Общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений обрела с 1 января 2011 года законодательную поддержку.

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных учреждений обрела с 1 января 2011 года законодательную поддержку. Теперь любой колледж или техникум, не замыкаясь в своих ведомственных рамках, а с помощью независимых экспертов, в том числе и работодателей – потребителей выпускаемых учебными заведениями кадров, может повысить качество своей деятельности. Но как сделать общественную аккредитацию действенной и кто должен непосредственно участвовать в ее проведении? Эти вопросы обсуждались на семинаре «Общественно-профессиональная аккредитация в рамках государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования: цели, механизмы внедрения». В семинаре приняли участие руководящие работники Департамента образования города Москвы, представители столичных ссузов, ГУ г. Москвы «Центр качества профессионального образования», руководители Агентства по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).

Открывая семинар, начальник Управления профессионального образования Департамента образования города Москвы С.П. Мадилов задал вектор разговора: качество и еще раз качество выпускников. Сегодня именно этот параметр выходит на первый план. Молодые люди, заканчивая обучение, должны взять определенную планку в своем профессиональном развитии. Но где должна находиться эта заветная высота? Работодателям, которые собственно и являются одними из потребителей услуг ссузов, она, безусловно, известна. Благодаря общественной экспертизе может и должно произойти сближение интересов учебных заведений и предприятий.

1                     2 
С.П. Мадилов                                              Участники семинара

Но чтобы это произошло в реальности, необходимо, как это принято во всем мире, сотрудничество с независимой организацией, признанной профессиональным экспертным сообществом и международными аккредитационными сетями. Ведь реальную оценку могут дать только квалифицированные эксперты, состоящие как из работников образования, так и из работодателей, представителей научных сообществ и различных профессиональных организаций. Именно такой организацией и является Агентство по общественному контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК).
Если для высших учебных заведений общественно-профессиональная экспертиза уже перестала быть новшеством, то среднее профессиональное образование еще только знакомится с этим понятием, и потому для руководителей московских ссузов было интересно узнать о деятельности АККОРК, о которой подробно рассказали доктор экономических наук, председатель Аккредитационного совета Агентства Ю.Б. Рубин и генеральный директор Агентства А.В. Белокопытов.
Как сказал, Ю.Б. Рубин, цель Агентства заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить конкурентоспособность профессиональных учебных заведений, правильно направить их деятельность. Во-вторых, в информировании общественности, в том числе и всех заинтересованных сторон, правительственного органа о том, какое именно качество образования в данном учебном заведении.

3   4   5
В.Д. Шадриков                                А.В. Белокопытов                Ю.Б. Рубин

В дополнение к этому тезису В.Д. Шадриков, председатель Высшего экспертного совета Агентства, сделал акцент на системе взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тем самым, используя возможности общественно-профессиональной экспертизы, АККОРК помогает учебным заведениям выстроить траекторию дальнейшего развития и способствует формированию качества образования.

6    8
Заинтересованный разговор          Вопросы из зала.                  Президиум совещается
М.Н. Запорожченко, председатель
Совета директор7ов ссузов Москвы

Однако эксперты могут определить сильные и слабые стороны работы образовательного учреждения, подсказать пути развития. Но само желание двигаться вперед может исходить только от самих колледжей. Не случайно прозвучало на семинаре чрезвычайно важное определение – «Московский стандарт качества». Об этом сказал Н.А. Юренко, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования города Москвы. «Есть обязательный стандарт, и он должен быть обязательно соблюден, – обратился он к участникам семинара, – но кто мешает наращивать его, двигаться дальше?»

9                    10
Н.А. Юренко                                                           Во время семинара

Сегодня, когда вопрос стоит о создании московской модели качества образования, на которую могли бы ориентироваться и другие регионы, вполне правомерен итог семинара, который можно выразить прозвучавшей в ходе обсуждения фразой «Московский колледж – это должно звучать гордо». Общественно-профессиональная аккредитация станет немалым подспорьем, чтобы решить накопившиеся проблемы и помочь ссузам воплотить этот лозунг в жизнь. Собственно это задача напрямую перекликается с мнением мэра Москвы С.С. Собянина, которое он высказал, выступая на внеочередной конференции Московского городского регионального отделения партии «Единая Россия»: «Только объединив усилия общественных и профессиональных организаций, родителей и даже самих учеников, можно своевременно выявлять проблемы с качеством образования и воспитанием подростков и оперативно принимать меры по их устранению».

Заинтересованный разговор о качестве

В 2010/2011 учебном году Центр качества профессионального образования проведет цикл семинаров и круглых столов, посвященных качеству профессионального образования. Два семинара из этого цикла уже состоялись.

Первый семинар «Повышение качества подготовки специалистов в колледжах города Москвы с учетом запросов работодателей» поднял такой актуальный вопрос, как взаимодействие ссузов столицы и предприятий. В ходе выступлений представители учебных заведений (Московский государственный техникум технологии, экономики и права им. Л.Б. Красина, Колледж связи № 54, Электромеханический колледж № 55) поделились опытом сотрудничества с работодателями. Как отмечали участники этого обсуждения, успешность партнерской работ, отличается порой диаметрально. Есть специальности, где спрос на выпускников колледжей превышает число окончивших учебное заведение. Но существуют и такие профессии, «носителям» которых, даже при хорошей подготовке, трудно устроиться на работу. Получается, что колледжи и предприятия, как заметила одна из участниц семинара, живут, словно в параллельных мирах.

01

Впрочем, у работодателей есть серьезное желание найти общий язык с учебными заведениями, жить с ними одними интересами, что продемонстрировали на семинаре Московский банк Сберегательного банка России, ГУП «Экотехпром», ГУП «Мосводосток» и МГУП «Мослифт». Но их представители также говорили о проблемах, возникающих в процессе взаимодействия. Таковых можно выделить три. Несоответствие подготовки обучающихся требованиям производства, что мешает молодым людям быстро адаптироваться на предприятии. Завышенные притязания выпускников к уровню зарплаты. И, наконец, вопрос, который можно решить только на государственном уровне: мальчишек после окончания колледжа неизбежно ждет призыв в армию, а работник на полгода предприятию невыгоден.

02
Выступает О.А. Балашова, начальник отдела
повышения квалификации персонала
Управления по работе с персоналом
Московского банка СБ РФ

Вопросы поставлены. Чтобы получить на них более четкие ответы, чтобы мнения были представительными, работодателям направлены электронные анкеты. Так что разговор о партнерстве не окончен, скорее, он только начинается.
Второй семинар «Разработка индикаторов и показателей контроля качества преподавания в колледже» поднял вопросы, связанные с объективностью оценки деятельности преподавателей ссузов. Сегодняшний педагог должен быть не просто ретранслятором суммы знаний, он обязан владеть современными методиками и технологиями преподавания и уметь применять их на практике. Эти специфические знания и умения уже в ближайшее время будут учитываться при прохождении преподавателями аттестационных процедур и присвоении квалификационных категорий. И состоявшийся семинар – один из первых шагов к созданию объективных критериев оценки педагогического труда.
Участники семинара не только получили теоретические знания по этому сложному вопросу, но и провели под руководством сотрудников Центра качества профессионального образования практическую работу. Ее результаты оцениваются и будут подробно проанализированы на круглом столе, посвященном этой же теме. Напоминаем, что круглый стол состоится 19 октября 2010 года в 14 часов.

03
Участники семинара ведут работу в группах

Хотелось бы отметить, что оба семинара вызвали интерес в профессиональных учебных заведениях столицы. Около 90 участников присутствовало на первом семинаре, а второй собрал свыше 100 человек. Столичные колледжи, как было отмечено в ходе семинаров, делают уверенные шаги в сторону создания системы менеджмента качества.

Семинар «Повышение качества подготовки специалистов в колледжах города Москвы с учетом запросов работодателей»


Скачать доклад (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать доклад (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать доклад (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать презентацию (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать онлайн форму опроса (файл Microsoft PowerPoint)

Семинар "Нормативно-правовые основы добровольной сертификации" (18.11.2010г.)

01 декабря 2010 года прошел круглый стол «Система добровольной сертификации образовательной деятельности и правила взаимодействия органа сертификации ГУ ЦКПО с колледжами города Москвы». Ответственный за проведение данного мероприятия – отдел сертификации качества образовательных услуг.
Для участников круглого стола была представлена информация о правилах функционирования системы добровольной сертификации образовательной деятельности, а также прайс-лист с расценками услуг органа сертификации ГУ ЦКПО.
В работе круглого стола принимали участие представители 16 колледжей города Москвы в количестве 26 человек: директора, методисты, руководители структурных подразделений, специалисты по профориентации, преподаватели.
В ходе проведения мероприятия был заслушан доклад на тему «Правила взаимодействия ГУ ЦКПО с ГОУ СПО города Москвы в системе добровольной сертификации образовательной деятельности» (С.Н. Фомин – начальник отдела сертификации качества образовательных услуг). Сообщение о формах заключения договоров возмездного оказания услуг между заказчиками на сертификацию объектов образовательной деятельности ГУ ЦКПО и расценках на услуги по сертификации (Н.Г. Можаева – заместитель директора по сертификации, к.ист.н., доцент).
В прениях приняли участие Н.Г. Можаева – заместитель директора по сертификации, С.Н. Фомин – начальник отдела сертификации образовательных услуг, М.Г. Лаврентьева – методист-юрист отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования, Т.Н. Тягунова – директор ООО «Независимый центр тестирования».
Полученные результаты в ходе работы круглого стола будут использованы в практике по добровольной сертификации образовательной деятельности ГОУ СПО города Москвы.

 

Доклад
к семинару 18.11.2010
(Лаврентьева М.Г.)

Подробно

Cлайд 2 – нормативка
В качестве нормативной базы сертификации услуг применяются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов услуг.
При осуществлении сертификации используется следующая нормативная база:

  1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 09.05.2005);
  2. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 N 26 (в ред. Постановления Госстандарта России от 05.07.2002 N 57);
  3. ГОСТы Р ИСО 9000-2001, 9004-2001.

Слайд 3 - основные понятия

  1. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
  2. Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
  3. Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров

         (ст. 2 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).
Слайд 4 – цели сертификации

  1. удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
  2. содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  3. повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  4. создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли

 (ст. 18 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

Слайд 5 – формы подтверждения соответствия

  1. 1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
  2. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
  3. 3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

         принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия);
обязательной сертификации.

  1. 4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

         (ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

Слайд 6 – добровольное подтверждение соответствия

  1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
  2. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

         (ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

Слайд 7 – функции органа сертификации

  1. Орган по сертификации:
  2. осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  3. выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  4. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  5. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

         (ст. 20 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

Слайд 8 –

  1. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
  2. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации (в нашем случае это: Программная продукция (продукция, на основе которой строится образовательный процесс в системе СПО), Учебно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные обучающимся и содействующие лучшему освоению образовательных программ: разного рода пособия для обучающихся; сборники упражнений, заданий и т.п.), Организационно-методическая продукция (авторские материалы методического характера, адресованные педагогам дополнительного образования и обеспечивающие методическое сопровождение авторских образовательных программ, социально-культурных программ и проектов в системе СПО) .    Информационно-справочная продукция (продукция справочного назначения, дополняющая образовательный процесс: словари, справочники и др.), Иллюстративно-наглядная продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий отдельные разделы и темы авторской образовательной программы либо сопровождающий процесс реализации авторской методики) и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

(Сертификация проводится не зависимыми от субъектов органами, является добровольной и платной)

Слайд 9 – 10  - Знак соответствия

  1. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст. 22 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

         Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту (ст. 2 ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании).

  1. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.
  2.  Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

Слайд 11.
Вывод.
Добровольная сертификация продукции и услуг в области образовательной деятельности

  • предоставит разработчикам и пользователям значительные конкурентные преимущества,
  • создаст условия для эффективной деятельности,
  • содействует потребителям в компетентном выборе продукции и исполнителей услуг,
  • подтвердит показатели качества продукции и услуг.

Скачать (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать (файл Microsoft PowerPoint)

Скачать (файл Microsoft PowerPoint)

Полномочия учредителей новых бюджетных учреждений

Скачать презентацию (файл Microsoft PowerPoint)

24 ноября 2010 года на базе Технологического колледжа № 34 проходил семинар «Организационно-правовые основы деятельности новых бюджетных учреждений системы среднего профессионального образования». Организатором мероприятия являлся Учебно-методической центр профессионального образования города Москвы.
Цель мероприятия: изучение организационно-правовых основ деятельности колледжа в контексте Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010.
Мероприятие проходило в рамках сотрудничества сетевых организаций Департамента образования города Москвы. В работе семинара приняли участие 10 докладчиков, свыше 80 слушателей, в том числе сотрудники отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования ГУ ЦКПО Можаев А.В. – начальник отдела, к.ист.н. (доклад «Полномочия учредителей новых бюджетных учреждений системы профессионального образования города Москвы»), Лаврентьева М.Г. – методист-юрист отдела (Правовой статус новых бюджетных образовательных учреждений). Также они приняли участие в обсуждении и утверждении рекомендаций, адресованных УМЦ ПО и Совету директоров образовательных учреждений СПО города Москвы.
Планируется продолжить участие сотрудников отдела нормативно-правового обеспечения профессионального образования в проведении постоянно действующего обучающего семинара по реализации Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010.

 

 

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru