Меню
Оценка качества учебной и учебно-методической деятельности

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

к. п. н   Рахматулина   Е. В.

г. Астрахань

ФГОУ СПО « Астраханский автомобильно-дорожный колледж»

Е-mail:aadk@astranet.ru

Статья

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.  Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в ССУЗ, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, являются одним из наиболее слабых мест в практике образования в ССУЗах, и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации.
Самостоятельная работа – это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа реализуется: непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.
Таким образом, самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне нее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо не только понимание учебного материала, но и наиболее оптимально творческое его восприятие. Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу, и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу.
Активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассматривая факторы, способствующие активизации самостоятельной работы можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
  2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской работе, проводимой в учебном заведении.
  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
  4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
  5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
  6. Мотивационным фактором в самостоятельной работе является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Главное в организации самостоятельной работы студентов в ССУЗе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.  В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.  
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время, которое связано  с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Таким образом, основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий, при пассивной роли студента, к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. В заключение хочется отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юнак Е.В.
Г. Москва, ГОУ Педагогический колледж №16
evgenia-yunak@mail.ru

Статья

В современном мире все больше государств осознает, что их будущее и прежде всего конкурентоспособность зависят от образования. Точнее от качества образования. Несмотря на то, что в различных составляющих общественной системы нет единого понимания качества образования, в каждом конкретном случае такое понимание имеет место. Идентифицировать различные представления о качестве образования не так сложно. Для этого существуют различные социологические инструменты.
Формы и механизмы внутренней отчетности и ответственности системы образования хорошо известны и являются элементом самой системы. Эти механизмы управляют функционированием системы образования согласно внутренним представлениям о его целях, способах их достижения, оценки результатов и ответственности. Насколько адекватно они отражают представления потребителей об эффективности системы образования - вот вопрос, который необходимо рассмотреть в контексте решения задачи повышения качества образования.
Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего, на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только наличием материальных ресурсов, но и качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, а также качеством информационно-образовательной среды и применением новых информационных технологий.

      Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду.

     Современная система образования должна предоставить условия обучения и воспитания, обеспечивающие социальную активность молодого поколения, его конкурентоспособность, вхождение в открытое информационное сообщество.

      При этом выпускники, считают некоторые исследователи, должны рассматриваться, с одной стороны, как потребители информации, которую они получают в образовательном учреждении, с другой - как поставщики собственных знаний и умений работодателю.

      Кроме того, результаты образования могут быть оценены для разных объектов (студенты, преподаватели) по разным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях. И каждый раз речь идет о разных результатах. Например, для студента качество образования будет связано с его индивидуальным развитием и его местом в обществе, а для работодателя – с наличием у выпускников образовательных учреждений качеств и умений, приобретенных за период обучения.

       Таким образом, качество профессионального образования в целом состоит, с одной стороны, из отдельных качеств, а с другой - является системой, предназначенной для решения конкретных профессиональных задач. Поэтому основным связующим отдельные параметры звеном является стандартная профессиональная задача.

Основные параметры качества профессионального образования можно свести к следующим положениям:

- освоенные специалистом фундаментальные модели решения профессиональных задач;

- приобретенные способности и опыт, необходимые для решения профессиональных задач и элементарных профессиональных проблем;

- навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере.

Таким образом, можно определить следующие характерные черты, раскрывающие содержание понятия «качество профессионального образования» в научном и прикладном аспектах: культурно-историческая обусловленность, комплексность, системность, междисциплинарность, целенаправленность, стандартизированность, субъектность.

       Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности студентов и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач.     Средства контроля разрабатываются на специальностях с учетом принципа преемственности профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Преподаватели разрабатывают задания на основе системно-структурной дидактики, с учетом следующих уровней усвоения: узнавания; воспроизведения; репродуктивность применения; синтеза.

       Однако в этих заданиях, как правило, не находят отражения методы определения уровня готовности и умения студентов применять полученные знания в практической деятельности.

Многие вопросы качества образования, которые возникают в настоящее время в среднем специальном педагогическом учебном заведении, также как и в других сферах образования, связаны с изменениями в подходах к профессиональной подготовке специалистов в результате востребованности новых качеств профессионала, основанных на умении самоактуализироваться, творить, налаживать эффективные коммуникации.

В качестве критериев эффективности управления качеством образования в профессиональном педагогическом колледже можно  определить следующие:

1) успешность реализации целевых установок образовательной деятельности, обусловленных социальным заказом и современным рынком труда;

2) качество образования, рассматриваемое как единство качества условий, реализации и результатов образовательного процесса;

3) степень готовности педагогического коллектива к реализации управленческих решений, обеспечивающих качество образования, то есть достижение диагностично заданных целей образования;

4) рост профессиональной компетентности коллектива профессионально-педагогических работников.

       То есть приоритетной задачей развития системы образования в настоящий период остаётся задача повышения качества образования в соответствии с потребностями общества и индивидуальными запросами личности в современных социально-экономических условиях.
Главным условием достижения нового современного качества среднего профессионального образования является глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих, компетентностных) технологий, а также информационно-методическое обеспечение процесса перевода учреждений на стандарты и учебники нового поколения.
В связи с этим  задачи, стоящие перед каждым образовательным учреждением: 

  • осознание каждым преподавателем  новых целей  образования, новых критериев и новых форм внешней независимой оценки качества образования, необходимость в перестройке своей учебно-методической и организационной деятельности;
  • широкое использование тестовой формы контроля знаний;
  • сбалансированное сочета­ние традиционных и новых методов контроля знаний.

Т.к. одним из видов деятельности, сопровождающей учебный процесс является учебно-методическая работа, то в своей статье хотелось бы  поделиться опытом оценки качества учебно-методической деятельности в Педагогическом колледже №16.
Основная цель методической работы в педагогическом колледже  - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса на основе комплексного подхода к совершенствованию преподавания, содержания, организации и методов обучения.
Организация методической работы направлена на решение задачи формирования в колледже творческой среды, способствующей развитию педагогического мастерства и профессиональному росту преподавателей и сотрудников колледжа.
Методическая работа в колледже осуществляется на кафедральном уровне. Единая система организации методической работы включает в себя учебно-методический совет колледжа и предметно - цикловые   комиссии.
Координацию методической работы в колледже осуществляет учебная часть, которая организует свою деятельность в тесном контакте с предметно – цикловыми комиссиями, заместителями  директора по научно-методической работе и учебно-методической работе.
Методическая работа проводится в виде научно-методической (проведения исследований, анализ и обобщение передового опыта, прогнозирование тенденций развития образования, совершенствование содержания образования, разработка новых методик преподавания и прогрессивных технологий организации учебного процесса); учебно-методической (совершенствование методики преподавания дисциплин, методическое обеспечение учебного процесса, внедрение научно-методических разработок, повышение педагогической квалификации преподавательского состава) и организационно-методической (управление методической работой) работы.

Основные направления методической работы

В целях развития системы обеспечения качества образования следующие направления методической работы определяются в педагогическом колледже как ведущие:
- анализ качества учебно-методической работы в колледже и разработка программ по его улучшению;
- создание учебно-методических комплексов по дисциплинам в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки специалистов;
- совершенствование учебных планов и программ подготовки специалистов;
- разработка и внедрение критериев оценки качества учебно-методической деятельности преподавателей, а также системы стимулирования методической деятельности преподавателей;
- анализ обеспеченности учебного процесса учебно-методической литературой, анализ материально-технической обеспеченности учебного процесса;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта организации учебно-методической работы;
- изучение и внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс;
- создание системы повышения профессионального мастерства молодых преподавателей колледжа;
- организация и проведение конференций, семинаров и конкурсов по научно-методической работе;
- проведение научно-методических исследований по актуальным направлениям;
- проведение мониторинга, анализа и оценка качества учебно-методической работы в колледже;
- содействие обеспечению предметно – цикловых комиссий нормативно-методической документацией;
- участие в организации и проведении мероприятий, проводимых Департаментом  образования города Москвы;
- внедрение инновационных методов в учебный процесс;
- проведение открытых лекций и практических занятий;
- участие в семинарах, мастер-классах по повышению педагогической квалификации, а также в конкурсах по учебно-методической работе;
- проведение методических занятий для преподавателей по учебно-методической работе.
Для оценки качества деятельности преподавателей в колледже педагогическим советом была принята форма оценивания в виде индивидуального плана - дневника, в котором вся работа  преподавателя разложена по нескольким направлениям: методическая работа, опытно – экспериментальная, внеурочно – развивающая деятельность по предмету, повышение квалификации. Также в плане – дневнике составлен план учебно-методической и организационной  деятельности преподавателя на год, итоги работы за год, заключение председателя предметно- цикловой комиссии о выполнении индивидуального плана преподавателя. С помощью такого плана – дневника можно четко оценить деятельность каждого преподавателя.
Еще одним способом оценивания индивидуальных достижений преподавателей колледжа служит портфолио (папка специалиста). Портфолио позволяет преподавателю продемонстрировать все свои достижения за определенный период. И все компоненты портфолио могут оцениваться как качественно, так и количественно – в баллах.
Но, следует понимать, что оценка качества  учебно-методической деятельности преподавателя не сводится лишь к оценке конечного результата относительно заданной нормы требований. Оценивается не только вся система управления процессом достижения результата, но и способы определения требований к результату и процесс проектирования путей их достижения.
Назначение системы оценки качества учебной и учебно-методической деятельности состоит не во внешнем контроле, не в проверке достижения требуемых результатов или стандарта (качество не равно стандарту), а в создании условий для совершенствования образовательных систем.
Следовательно, главная задача оценки качества образования и, значит, оценки качества учебной и учебно-методической деятельности, сопровождающей учебный процесс, способствовать совершенствованию качества образования. В то же время  в  системе управления качеством образования измерительные процедуры перестают играть решающую роль. Ведущими способами оценки становятся самообследование, самоанализ (самоаудит) и внешняя экспертиза (рефлексия, исследование, проектирование образовательной среды). Следовательно, изменяется и позиция преподавателя: он становится экспертом по отношению к своей деятельности и учебной деятельности студентов, организатором которой он является.
Студент тоже занимает позицию эксперта относительно своей деятельности и достижений. Поэтому и служба оценки качества образования и деятельности, сопровождающей учебный процесс,  не реализует функцию инспектирования, по сути,  она становится экспертно-методической службой. Она не выставляет оценку, а помогает увидеть свои сильные и слабые стороны на пути реализации тех или иных приоритетов в области качества образования.

Коллоквиум как эффективная форма
проверки знаний студентов

Самсонова Т.И.

Республика Коми, Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Воркутинский
педагогический колледж»

e-mail: pcollege_vorkuta@mail.ru

Статья

Одной из активных форм выработки устойчивых знаний, умений и навыков, формирования профессиональных умений и проверки качества ЗУНов у студентов Воркутинского педагогического колледжа является коллоквиум. Коллоквиум предполагает беседу преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний по изученной теме (разделу), нескольким темам или разделам. В отличие от беседы коллоквиум носит организованный характер: вопросы составляются преподавателем в логической последовательности и требуют полных научных ответов, подтвержденных иллюстративными материалами. Студент должен знать лингвистическую терминологию и определения понятий по изученной теме (разделу), а также уметь рассматривать разные точки зрения ученых-лингвистов, психологов, методистов на изученную тему (раздел). Коллоквиум – это связующее звено между теорией и практикой, знаниями и умениями по дисциплинам:  русский язык и методика преподавания русского языка в начальных классах, методика преподавания русского языка и психология, методика русского языка и педагогика.
Коллоквиум проходит в два этапа:

  1. Первый этап включает воспроизведение материала на теоретическом уровне (вопрос преподавателя – ответ студента).
  2. Перенос теоретических знаний на практические умения (то есть в то время, когда преподаватель беседует со студентом индивидуально, остальные выполняют самостоятельную практическую работу по изученной теме (разделу).

К проведению занятия в форме коллоквиума преподаватель должен подготовить студентов: с этой целью он знакомит студентов с вопросами к коллоквиуму до прочтения лекционного материала, нацеливает их на осознанное восприятие лекционного материала. При этом студент должен изучить лингвистическую и методическую литературу, все основные положения изученного сравнить, провести параллель между ними и выделить значимые аспекты изученного при обучении учащихся младшего школьного возраста русскому языку. В качестве домашнего задания студентам предлагаются такие виды работ, которые направлены не только на повторение изученных сведений, но и на выработку умений находить иллюстративный материал из текстов художественных произведений, из различных источников лингвистической и методической литературы. Преподаватель назначает консультантов из числа студентов, которые хорошо усвоили учебный материал и которые способны оказать помощь в подготовке к коллоквиуму тем одногруппникам, кто в этой помощи нуждается.
Если в системе проводить данную форму проверки знаний по всем темам (разделам), студенту легко будет подготовиться и к зачету, и к экзамену по дисциплине.
Вместе с тем коллоквиум развивает исследовательскую деятельность студента, его умения сравнивать разные точки зрения на изученную проблему, умения выбирать наиболее значимые аспекты по изученному, правильно строить свой ответ, развивает также его монологическую речь, логическое мышление и интеллектуальные способности, что немаловажно будущему педагогу в профессиональной деятельности. Коллоквиум организовывает студентов к получению знаний, умений и навыков, начиная с лекционных занятий и заканчивая семинарскими занятиями и является показателем качественного усвоения материала на этапе проверки знаний.
Например, к коллоквиуму по разделу «Процесс подготовки учителя  к уроку чтения в начальных классах» по методике обучения чтению студентам было предложено изучить научные сведения из разных источников по данному разделу и выбрать наиболее значимые аспекты, связанные с обучением детей младшего школьного возраста русскому языку. После прочтения лекции были предложены следующие вопросы:

  1. Перечислите основные этапы работы над произведениями.
  2. Что включает в себя первичный синтез?
  3. Перечислите приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения?
  4. Когда проводится эмоционально-оценочная беседа, с какой целью ее проводит учитель?
  5. Сформулируйте вопросы, которые предложите детям на этапе эмоциональной беседы.
  6. Какие виды анализа произведения вы знаете, в чем особенность каждого вида?
  7. Какие задачи решает учитель на этапе вторичного синтеза?
  8. Какие виды пересказа вы знаете? Перечислить задачи каждого вида.
  9. Какие пути раскрытия идеи произведения вы знаете?
  10. Что включает в себя анализ художественных образов, анализ развития действия, проблемный анализ?
  11. Какие виды планов художественного произведения вы знаете? Зачем необходимо составлять план к произведению?

Отвечая на вопросы, студенты не только демонстрируют знания, полученные в ходе аудиторной деятельности  по изученному разделу, но и показывают самостоятельно полученные знания в ходе исследовательской деятельности.
Второй этап коллоквиума – это перенесение теоретических знаний в практическое русло. В связи с этим целесообразно предложить практическую работу творческого характера, которая предполагает составление фрагментов урока. Например, при изучении рассказа К.Паустовского «Барсучий нос» были предложены задания для творческих инициативных групп.
Задание 1 группе – подготовить этап первичного синтеза при изучении рассказа, записать фрагмент урока в конспекте и защитить проект.
Задание 2 группе – подготовить и записать фрагмент урока, включающий этап анализа произведения и защитить проект.
Задание 3 группе – подготовить и составить конспект урока организации этапа вторичного синтеза и защитить проект.
Таким образом, подтверждая теоретические знания практическими умениями, творческими задатками, у студентов формируются профессиональные умения в составлении фрагментов уроков с учетом научных данных по изученному вопросу.
Ключевым моментом оценивания знаний студентов является четкое определение параметров и критериев, с которыми студентов знакомит преподаватель до проведения коллоквиума. Параметры отражают основные теоретические аспекты исследуемой темы (раздела) и основные положения их практического решения.
С этой целью оцениваются следующие параметры:

  1. усвоение программного материала;
  2. умение излагать программный материал доступным научным языком;
  3. умение связывать теорию с практикой;
  4. умение отвечать на видоизмененное задание;
  5. умение справляться с лингвистическими и методическими задачами, решением проблем и другими видами применения знаний;
  6. поиск, систематизация необходимых литературных и методических источников по изучаемой проблеме;
  7. умение обосновывать принятые решения;
  8. владение навыками и приемами выполнения практических работ;
  9. умение подкреплять ответ иллюстративным материалом.

Объем усвоенного материала считается наилучшей мерой эффективности обучения.
Это отношение количества усвоенного к тому количеству, которое должен обучающийся усвоить по программе. Он  может быть выражен и в процентах.
Рекомендовано  выставлять:

  1. Оценку 3, если усвоено 50-70% материала.
  2. Оценка 4 выставляется при освоении 71-90% учебного материала.
  3. Оценка 5 при 91-100% овладении учебным материалом.

Оценка «отлично» выставляется за:

  1. аналитичность стиля и подхода, критичность представлений и интерпретаций;
  2. продуманный отбор данных и источников, квалифицированные ссылки на использованную литературу;
  3. всестороннее раскрытие поставленных целей и задач, полное соответствие теме;
  4. ясную постановку и успешное достижение целей;
  5. логическую связность и цельность ответа, ясные и хорошо обоснованные выводы, наличие иллюстративного материала;
  6. использование лингвистической терминологии, логичность изложения, правильность и богатство языка изложения.

Оценка «хорошо» выставляется за:

  1. стиль и подход - объяснительные, с элементами критической интерпретации;
  2. хорошо подобранные источники, правильно используемые факты и явления;
  3. за полное раскрытие соответствующих заданному вопросу цели и задач;
  4. достаточно связный и цельный ответ, последовательно обоснованные доводы и аргументированные выводы;
  5. грамотно составленное содержание ответа, однако имеются незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за:

  1. достаточное понимание материала, поверхностные или неадекватные суждения;
  2. описательный или рекомендательный стиль изложения;
  3. достаточную базу используемых литературных источников;
  4. стремление студента к целостности ответа и обоснованности выводов;
  5. редкие случаи неадекватного использования языка;
  6. бедный иллюстративный материал.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за:

  1. недостаточное понимание фактов и проблем, неадекватное изложение материала;
  2. не соответствующие литературные источники по рассматриваемому вопросу, недостаточную самостоятельность;
  3. недостаточно логическое целое отдельных частей изложения ответа;
  4. за изложение ответа неадекватным и неграмотным языком;
  5. отсутствие или не соответствие иллюстративного материала изложенному ответу.

Такой подход организации учебного процесса позволит будущему педагогу глубоко и полно изучать основные темы и разделы учебных дисциплин, развивать практико-ориентированные компетенции, проверять свои знания, умения и навыки по изученному материалу, воспитывать в себе думающую творческую личность.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Пидодня Т.Е. (ФГОУ СПО «СПК», Сызрань), е-mail:

gou-spo-spc@yandex.ru

Статья

Преподавателем среднего профессионального учреждения может быть и педагог, и специалист, не имеющий педагогического образования. Начинать  педагогическую деятельность трудно и тем и другим. От того, как пройдет период адаптации в новом коллективе, коллективе педагогическом, зависит многое: желание овладеть навыками педагогической работы; умение найти контакт со студентами; стремление к повышению своей квалификации, самообразованию, изучению опыта других, накоплению своего, обобщению и распространению его.
   В Сызранском политехническом колледже я проработала свыше двадцати лет (с 1983 г.), 17 лет была председателем цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин, накопила большой опыт методической работы, которым постоянно делилась с членами своей цикловой комиссии  и другими членами педагогического коллектива. В план работы цикловой комиссии всегда пункт – посещение уроков преподавателей, являющихся членами цикловой комиссии председателем и взаимопосещение уроков преподавателями. Председатель делает замечания, дает советы и рекомендации, но эффект от таких посещений не был заметен. Появилось желание подойти к этому вопросу по другому, но как – этот вопрос требовал ответа. Прочитав все, что было в библиотеке колледжа по педагогике, психологии, социологии, социальной психологии решила  заняться научно-исследовательской деятельностью.
В результате обобщения результатов научных исследований по анализу уроков появилась методическая разработка «Анализ  и самоанализ уроков», получившая гриф Ученого Совета Института проблем развития среднего профессионального образования (УС ИПР СПО, в настоящее время – ФИРО, Федеральный институт развития образования) в 2004 году. Провела исследование по применению этой разработки в практику, получила положительные результаты. Сейчас в колледже система анализа и самоанализа получила широкое применение.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Качество урока зависит от понимания и выполнения  преподавателем требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями студентов, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.
Общие требования к качественному современному уроку:

  1. использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
  2. реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
  3. обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
  4. установление осознаваемых студентами  межпредметных связей;
  5. связь с ранее изученными знаниями   и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
  6. мотивация и активизация развития всех сфер личности;
  7. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  8. эффективное использование педагогических средств;
  9. связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом студентов;
  10. формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  11. тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

   Каждый урок должен обучать, воспитывать и развивать!!!
Дидактические (образовательные) требования к уроку:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческий подход к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельность на уроке, формирование и постановка реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановка только тех воспитательных задач. Которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание студентов на общечеловеческих ценностях, формирование   жизненно необходимых качеств (усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности и др.);
  4. внимательное и чуткое отношение к студентам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к року:

  1. формирование и развитие у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  2. изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития»;
  3. проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии;
  4. прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном социальном развитии студентов и оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Кроме перечисленных требований к уроку есть и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения преподавателя со студентами, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.
Классификация уроков претерпевала неоднократные изменения.  последний уточненный перечень главных типов уроков:

  1. комбинированные (смешанные);
  2. уроки изучения новых знаний;
  3. уроки формирования новых умений;
  4. уроки обобщения и систематизации изучаемого;
  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений;
  6. уроки практического применения знаний, умений.

   Структура урока это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов:

  1. организационный момент;
  2. постановка цели урока;
  3. объяснение нового материала;
  4. закрепление;
  5. повторение;
  6. проверка достигнутых результатов;
  7. подведение итогов;
  8. домашнее задание.

         Качество и эффективность урока зависят не только от того что знает  преподаватель, но и от того, как он реализует свои знания. Мастерство преподавателя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки.
К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения.
Принципы обучения: воспитывающий характер обучения; научность обучения; систематичность обучения; доступность обучения; наглядность обучения; сознательность и активность обучения; прочность обучения; индивидуализация обучения.
Опираясь на эти принципы можно проанализировать само построение учебного процесса на уроке, выявить оптимальность задач, рациональность избранного преподавателем содержания урока, форм и методов обучения.
Методы обучения: словесные; наглядные; практические.
При оценке урока надо выявить уровень решения всех его основных задач – общеобразовательных, воспитательных, развивающих.
Оценку урока надо начинать не с проверки факта выполнения плана урока, а с обоснования преподавателем оптимальности избранного им плана урока.
При оценке рациональности избранной преподавателем структуры урока надо иметь в виду, что последовательность опроса, объяснения, проведения упражнений, повторения и закрепления зависит от специфики содержания учебного материала и подготовленности студентов.
В центре анализа должно быть его содержание – соответствие его требованиям учебной программы.
При оценке выбора методов для организации учебно-познавательной деятельности необходимо проконтролировать применялись ли методы стимулирования и мотивации интереса, ответственности, самостоятельной работы.
Особенно важно выяснить, полностью ли использованы возможности дифференцированного подхода к студентам.
Необходимо внимательно изучить и морально-психологическую атмосферу на уроке.
Каждый студент  должен освоить образовательную программу по специальности, получить знания, позволяющие ему не только работать по выбранной специальности, но и продолжить свое образование. Знания материала любой дисциплины зависят от того, как преподаватель сумел донести эти знания до студента, насколько он понимает и выполняет требования к уроку, педагогически грамотен и профессионально совершенствуется.
В учебных заведениях работают как имеющие опыт преподаватели, так и молодые (стаж работы до трех лет). Молодым преподавателям необходима помощь в освоении сложного педагогического мастерства. Для этого нужно разобраться в том, что ему удается на уроке, что вызывает затруднения. При присутствии на занятии наблюдателя молодой преподаватель часто теряется, не может сконцентрироваться, ведет себя как студент перед преподавателем.
С целью оказания помощи молодому преподавателю предлагается председателю цикловой комиссии выдать ему план-задание для самоанализа урока на определенный срок. В течение этого срока преподаватель заполняет на каждом уроке  бланк самоанализа урока. По истечении срока все анализы уроков обсуждаются молодым преподавателем с председателем цикловой комиссии и делаются выводы в виде итоговой справки. После этого председатель комиссии может посетить занятие молодого преподавателя. Цель посещения будет зависеть от итоговой справки. Это может быть анализ проведения опроса на уроке, изучения нового материала, выполнение упражнений в ходе урока и т.д.
При посещении занятий преподавателей различной квалификации могут преследоваться различные цели. Эти цели определяются заместителем директора по учебно-воспитательной работе, методистом или председателем цикловой комиссии и отражаются в планах методической работы колледжа или отдельной цикловой комиссии.
Мною разработаны планы-задания и бланки анализов: опрос на уроке; изучение нового материала; домашнее задание; упражнения в ходе урока; методы обучения; техника ведения урока; содержание урока; типы и структуры уроков; итоговый анализ урока.*
В плане-задании указывается конкретный срок посещения занятий. По окончании этого срока, посещающий отчитывается перед лицом, выдавшим план-задание.  При предоставлении самоанализов уроков состоится детальный разбор каждого самоанализа урока, выясняются причины, по которым преподаватель считает необходимым отметить тот или иной пункт таблицы «Анализ урока» и составляется справка совместно с председателем цикловой комиссии.
Результаты эксперимента - научного подхода к  анализу уроков дали положительные результаты. Часть преподавателей повысили свою квалификацию, проработав 2-3 года в колледже – аттестовались на 2 и 1 категорию.

* Более подробно с наработками можно познакомиться у автора по e-mail:gou-spo-spc@yandex.ru.   В полном объеме статья будет опубликована в сборнике.

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Долгинцева В. И.
Пермский край, ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»
PPK-Perm@mail.ru

Статья

Одна из задач педагогической деятельности состоит в обеспечении высокого уровня качества знаний учащихся, которое невозможно обеспечить без развития индивидуальных качеств личности.
В современном обществе чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого соответствовали бы  задачам, стоящим перед обществом. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, так как без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности необходимого качества образования не удастся достичь.
Решение проблемы качества образования в Пермском крае связано с введением государстванных образовательных стандартов (ФГОС) в нашей стране. Стандарты образования – важнейшее, но не достаточное условие качества образования.
Проблема контроля и оценки уровня достижений студентов среднего профессионального образования в учебном процессе всегда стоит на одном из первых мест, в том числе и при освоении курса «Математика». Данный курс является базовым для изучения дисциплин, непосредственно направленных на профессиональное становление обучающихся. Кроме того, этот курс является средством развития психических процессов личности.
Традиционные методы оценки педагогической и образовательной деятельности уже не обеспечивают должной точности, надежности и эффективности. Эффективный способ управления качеством обучения математике – тесты. Высокое  качество измерения уровня знаний обеспечивается тестами учебных достижений. Тестирование является наиболее пригодным и объективным измерителем качества обучения, так как оно оптимально обеспечивает полную самостоятельность в работе каждого студента. Контроль в форме тестирования дает возможность проверить студента по изученному материалу и получить объективное представление о системе его знаний. Более того, только такой контроль обеспечивает самую эффективную обратную связь между студентом и преподавателем. С помощью тестов эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.
Получение индивидуальных результатов тестирования с указанием верных ответов значительно повышает мотивацию обучения студента, активно стимулирует его к продуктивному анализу собственных результатов. Удачно подобранные ответы, рассчитанные на типовые ошибки, позволяют каждому студенту выявлять собственные системные ошибки по теме. Необходимо отметить, что диагностическая функция тестирования имеет значительные преимущества при обычной поурочной системе обучения, где студент вынужден выполнять значительный объем рутинной и однотипной работы по решению стандартных заданий из учебника по математике. Тестирование помогает концентрировать внимание студентов, без чего невозможна выработка прочных знаний и умений.
Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер. При этом список заданий делится на обязательную и необязательную (с запасом и разнообразием знаний) части. Обязательный уровень включает базовые знания для любого студента, он получает «зачет» по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, с помощью ее студент решает более сложные задания. Преподавателю такой вид работы также важен. Во-первых, у всех студентов вырабатываются прочные знания и умения согласно их желаниям и возможностям. Во-вторых, перед преподавателем и студентом предстает ясная картина: как усвоена тема, какова подготовленность отдельных студентов, на какие задания следует еще раз обратить особое внимание при изучении конкретной темы.
Информация по результатам каждого тестирования, а также проведения письменных работ формирует рейтинг достижений студентов при завершении темы, семестра или учебной дисциплины. Эта информация и рейтинг представляют собой оценку качества обучения на рассматриваемом временном интервале обучения, они дают представление об уровне усвоения пройденного учебного материала и позволяют спрогнозировать трудоемкость и уровень изложения последующих тем курса.
Весьма целесообразно сочетать тесты, направленные на проверку знаний и умений студентов, с упражнениями по актуализации (и коррекции, в случае необходимости) этих знаний, то есть оптимально совмещать контроль, повторение изученного материала и подготовку к изучению новых тем или переходу на более высокий уровень изучения пройденных тем.
В настоящее время тестовые технологии занимают ведущее положение в массовых процедурах измерения качества образования. В ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»  использование тестового контроля является значительной частью мониторинга, осуществляемого администрацией колледжа. При внедрении тестирования в учебный процесс ставится задача не доказать, что все ранее существующие формы контроля знаний «изжили» себя, а наоборот, что тестирование является одним из эффективных средств контроля за уровнем знаний студентов и, как следствие, есть одно из средств управления качеством обучения.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Грефенштейн Т.Э.
Околович Л.А.
       Алтайский край,  КГОУ СПО « Славгородский педагогический колледж»

Статья

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и, в первую очередь, системы образования. Сегодня обществу нужны образованные, мобильные, самостоятельные люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их в практической деятельности.
Введение компетентностного подхода в систему среднего профессионального образования позволит качественно изменить подготовку специалиста.
В условиях рынка наблюдается  противоречие между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту работодателями, ибо исчезла система распределения на работу выпускников профессиональных учебных заведений, появились негосударственные предприятия, руководители которых стали предъявлять требования не только к уровню образования, но и к личностным, а вместе с тем и к деловым  качествам специалистов, принимаемых на работу. В связи с этим можно заметить, что сегодня необходима подготовка конкурентоспособного выпускника.
Именно  компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие профессиональное педагогическое образование с потребностями рынка.
Что касается профессиональной компетентности, то  анализ  показывает наличие здесь различных точек зрения. Согласно одной из них,  «профессиональная компетентность – это интегративное понятие, включающее три слагаемых – мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления».  Вместе с тем, компетентность рассматривается как способность к решению задач  и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области, это способность действовать в ситуации неопределенности или нестандартной ситуации, компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.
Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество – ко всем компонентам структуры. Компетентность – характеристика качества цели.

     Компетентность педагога включает следующие структурные компоненты:

  • профессионально-содержательный;
  • профессионально-деятельный;  
  • профессионально-личностный.

      Сегодня, работая в условиях менеджмента качества образования, согласно требованиям  ГОСТ РИСО 9001-2001 к выполнению принципа процессного подхода,  производственная деятельность в колледже выделена в отдельный процесс.
Нами составлена Документированная процедура системы менеджмента качества: «Процесс производственной деятельности» на основе компетентностного подхода,  в  которой определены:

  • подпроцессы производственной деятельности;
  • содержание управления подпроцессами;
  • составлены диаграммы хода деятельности подпроцессов (деятельность Совета методистов и Совета старост);
  • определены критерии и методы повышения результативности управления процессом практической деятельности;
  • определены  информационные ресурсы мониторинга производственной деятельности  и  постоянного повышения её  качества.  

     Система организации мониторинга качества образования позволяет выявить наличие сформированности ведущих компетенций. По итогам разных видов практики (психолого-педагогической, внеклассной практики по предмету, практики пробных уроков и занятий) студенты  проводят рефлексию своей деятельности. Каждому студенту предлагается лист оценки, где есть соответствующая шкала оценки и критерии, на основе чего определяется уровень сформированнности профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий) по трем ведущим компетентностям:

  • общепрофессиональная
  • социальная
  • личностная

 По данным видам практики на этих же листах оценку производит и методист, работающий с данными студентами на практике. Обработав полученные данные, есть возможность обсудить результаты на заседании  Совета методистов и определить корректирующие действия, а также отследить динамику  уровня сформированности профессиональной компетентности студентов от 2 к 4 курсу.
Все структурные компоненты, определяющие понятие «компетентность» являются значимыми и взаимообусловленными.
Однако, профессионально- деятельный (практический компонент) направлен на апробирование в действии профессиональных знаний и умений, только посредством данного компонента можно добиться того, чтобы знания были гибкими, пластичными, организованными и осмысленными, которые студент  сможет применить в любой нестандартной ситуации.
Большое внимание в колледже уделяется созданию методического обеспечения практики. Это, прежде всего, методические пособия «Педагогическая практика: задачи, содержание, организация», которые изданы в помощь студентам и методистам для каждого отделения, инструктивно-методические материалы по всем видам практики, учебно-методические комплексы по каждому виду практики.
Проектирование уроков на практике студентами под руководством опытных методистов, проведение и наблюдение уроков, а также их последующий анализ в свете компетентностного подхода во многом способствуют формированию профессиональной компетентности.
В колледже созданы все условия для самореализации студентов через участие в конкурсах.
Традиционный конкурс  «Практикант года», который ежегодно проводится на 4 курсе и направлен на демонстрацию теоретических, практических и научных знаний студентов, дает возможность говорить о профессиональной компетентности завтрашних специалистов.
Опыт показывает, что там, где есть система работы, а также отработан механизм управления производственной деятельностью, есть и определенный результат.

 

                  Мониторинг процесса производственной деятельности студентов

Показатель для оценки результата процесса

Методика расчёта, источник предоставления информации

Отчётный период

ответственные

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

Уровень сформированности профессиональной компетентности  по итогам психолого- педагогической практики.

 

Уровень сформированности профессиональной компетентности  по итогам  практики пробных уроков и занятий.

 

 

Уровень сформированности профессиональной компетентности  по итогам   преддипломной практики.

 

Анкетирование студентов 2-3 курсов. Определение отношения количества студентов, имеющих разный уровень профессиональной компетентности
( высокий, средний, низкий),к числу студентов, прошедших данный вид практики ( 100%). 

Анкетирование студентов 4 курса. Определение отношения количества студентов, имеющих разный уровень профессиональной компетентности
( высокий, средний, низкий),к числу студентов, прошедших данный вид практики ( 100%).  Выявление динамики уровня профессиональной компетентности студентов  по отношению к предыдущей практике.
Анкетирование студентов 4 курса. Определение отношения количества студентов,имеющих разный уровень профессиональной компетентности
( высокий, средний, низкий),к числу студентов,прошедших данный вид практики ( 100%).  Выявление динамики уровня профессиональной компетентности студентов  по отношению к предыдущей практике.

4 сем.( май),
5 сем.( декабрь)

 

 

 

7 сем.( декабрь)

 

 

 

8 сем. ( март)

-Зам. директора по ПР,
-Руководители псих.-педагог. практики.

 

 

-Зам. директора по ПР,
-Руководители групп по практике.

 

 

-Зам. директора по ПР,
-Руководители групп по практике.

 

 

 

Лист оценивания уровня сформированности профессиональной компетентности студентов.
Оцените уровень сформированности обозначенных компетентностей и  составляющих их компетенций
При оценке используйте следующую шкалу: 0-не владею; 1балл-владею в минимальной степени; 2балла - в средней степени; 3балла - в высокой степени. Уровни: 1-13  баллов- низкий уровень; 14 – 26 баллов- средний уровень; 27 – 39 баллов – высокий уровень.

 

Показатель для оценки результата процесса

                                 Виды практики
              

 

 

                  самооценка

  Оценка методиста

 

Пс.-пед.

поурочная

Преддип-
ломная

Пс.-пед.

Поуроч-
ная

Уровень сформированности профессиональной компетентности.
Общепрофессиональная  компетентность
(компетенции)
-определять конкретные цели урока или занятия в соответствии с темой;
- планировать  и грамотно составлять конспекты внеклассных занятий и уроков;
-организовать детский коллектив на выполнение поставленных задач;
-изучать личность школьника и коллектив учащихся, используя разнообразные методы исследования;
-методически грамотно проводить отдельные формы внеклассной воспитательной работы (беседы, устные журналы, викторины, конкурсы, КТД, интеллектуальные игры и т.д.);
-осуществлять рефлексию собственной деятельности и деятельности своих одногруппников;
-владение методикой проведения уроков и занятий.

 Социальная компетентность
-готовность к социальному взаимодействию (готовность к сотрудничеству, толерантность, эмпатия);
-коммуникации (владение культурой общения, способность корректно и аргументировано обосновывать свою позицию);
-понимание предназначения профессии педагога

Индивидуально-личностная компетентность
-личностное самовыражение, самореализация, готовность к профессиональному росту;
-владение приемами самообразования (способность самостоятельно приобретать новые знания и умения в области обучения и воспитания);
-наличие  педагогических способностей  (личностных: расположение к детям, выдержка и самообладание, педагогический такт, способность управлять своим поведением, психическим состоянием, настроением)

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА – ФАКТОР СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСВА ОБРАЗОВАНИЯ
Кленова Н.В.
Алтайский край, г.Славгород, КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж»

E-mail:cpk2@rambler.ru
Статья

Вопросы развития среднего профессионального образования, и в том числе педагогического, являются в настоящее время в высшей степени актуальными для современной педагогической науки и практики. Это обусловлено, прежде всего, задачей модернизации российского образования на всех уровнях, а также рядом социальных, экономических и политических причин, среди которых вхождение России в Болонское соглашение.  В связи с изменением требований к профессиональным знаниям и умениям учителя начальной школы содержание профессиональ­ной педагогической подготовки также должно модернизироваться. Одной из приоритетных идей профессионального образования в связи с введением ФГОС СПО стала идея формирования ключевых компетенций. Компетентностный подход открывает новые перспективы создания системы оценки качества образования.
Одним из ключевых понятий рассматриваемой проблемы является катего­рия «качество». Основу понимания данной категории составил ряд положений, важнейшими из которых являются:

  • качество рассматривается как совокупность отдельных свойств образова­тельного процесса;
  • качество динамично и в то же время структурно;
  • качество связано с количеством, их единство и взаимосвязь выражаются категорией меры;

-качество процессов обусловливает их пригодность для удовлетворения потребностей как обучаемых, так и обучающихся. Качество «образования процесса» есть совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности. Активное обращение к категории качества образования в настоящее время носит далеко не случайный характер. Полноценное качество образования может быть обеспечено только по мере перехода к интегральной модели обучения в рамках личностной парадигмы образования. Интегральная модель обучения исходит из того, что качество образования в его результирующем аспекте обеспечивается не только содержанием образования, но и личностью педагога, его индивидуальностью. В настоящее время превалируют два уровня оценки качества под­готовки специалистов: внешний, который определяется административными органами в соответ­ствии с требованиями государственных образовательных стандартов и квали­фикационной характеристики специалиста, и внутренний, который определя­ется образовательным учреждением.   Изучение вопроса показало, что в настоящее время не разработана единая научно обоснованная система критериев и показателей оценки качества обра­зования. Для практики современной системы образования характерна в основном предметная оценка качества образования, которое опре­деляется количеством баллов, полученных студентами на контрольных меропри­ятиях, в то время как современное состояние экономики и социальной сферы требует системного, многоуровневого системного подхода. Речь идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем, проблема оценки качества образования гораздо глубже и серьезнее. Цель данной статьи – попытаться  рассмотреть некоторые позиции  оценки  качества  образования в колледже. Повышение внимания к обеспечению качества образования означает формирование осознания обществом того факта, что образовательные учреждения среднего профессионального образования оказывают образовательную услугу и на обучаемых как потребителей этих услуг в полной мере могут быть распространены положения Закона РФ «О защите прав потребителей». Усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и на рынке труда привело к необходимости ориентации колледжа на потребителя и повышения качества предоставляемых услуг.  Проблема поиска путей повышения качества  является первостепенной задачей для нашего учебного заведения. Качество образовательного процесса рассматривается нами как: качество условий, качество процессов – методики,  технологии, сопровождающие процесс обучения, качество результатов деятельности преподавателей. Это понимание позволило выработать основные направления  стратегии колледжа.  Были определены следующие стратегические  цели:                                                                                                                                                    

  • Закрепить лидирующее положение среди образовательных учреждений Западного образовательного округа Алтайского края.
  • Укрепить позиции на рынке образовательных услуг.
  • Постоянно совершенствовать качество образовательной услуги колледжа.

         В мае 2007 года в колледже прошел аудит системы менеджмента качества применительно к деятельности в области среднего профессионального образования на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001, по результатам которого колледж получил сертификат соответствия СМК сроком на три года. В 2007 году колледж признан лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших ССУЗов России 2007». Как известно, стандарты ИСО 9001-2001 требуют  обязательного измерения процессов системы менеджмента качества и применения методов мониторинга.  Согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 все основные процессы  колледж направляет на постоянное улучшение и применяет  мониторинг, который необходим для:

  •  постоянного роста качества образовательных услуг и совершенствования управления процессом их предоставления;
  • информирования руководителей подразделений и ответственных за процессы об эффективности их работы;
  • защиты интересов потребителей образовательных услуг (студентов, работодателей);
  • повышения эффективности использования управленческих ресурсов.

В сфере образования инновации – существенный элемент развития, они выражаются в традициях накопления и видоизменения разнообразных инициатив  и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям и трансформации его содержания и качества. Инновация оправдана, если трансформируется, изменяется качество образования, которое должно соответствовать тому, что ожидают от него государство, общество и личность. В настоящее время основной тенденцией в области обеспечения качества образования становится перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки (самообследования) на основе тех или иных моделей системы менеджмента качества образования (СМК). Сегодня СМК мы рассматриваем  как один из важнейших рычагов формирования критериев обеспечения и гарантии оценки качества, предоставляемых колледжем услуг, укрепления статуса на рынке образовательных услуг посредством:
– расширения возможностей потребителей услуг по приобретению профессиональных знаний и навыков;
– содействия непрерывному улучшению качества подготовки специалистов;
– совершенствования системы управления учебным процессом;
– снижения непроизводительных затрат и потерь, вызванных несовершенной организацией учебного процесса;
– содействия профессиональному росту преподавательского состава;
– повышения престижа образовательного учреждения в регионе и за его пределами. Система оценки качества образования может быть представлена непосредственными и опосредованными факторами, влияющими на ее эффективность. К непосредственным факторам, в первую очередь, относятся такие, как оценка деятельности студентов, преподавателей образовательного учреждения. К опосредованным факторам мы относим: управление качеством образования, про­гнозирование развития образовательных систем, планирование подготовки спе­циалистов, исходя из реальных потребностей. Важнейшим показателем качества образования является состояние управ­ления. Управление научно  - методической деятельностью в колледже  осуществляется в соответствии документированных  процедур «Управление научно – методической деятельностью» и «Управление подготовкой и повышением квалификации преподавателей» Управление научно-методической деятельностью вызвано необходимостью профессионального роста преподавателей и постоянным совершенствованием качества образовательной услуги и осуществляется  на основе перспективного, оперативного и текущего планирования в колледже.  Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса,  соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации профессионального образования и повышения его качества. Оценка деятельности преподавателей является одним из основных элементов системы управления качеством подготовки специалистов и осуществляется в процессе мониторинга. В задачи такого мониторинга входит диагностирование научного и образовательного потенциала предметно-цикловых комиссий, измерение их активности, выявление степени интенсивности педагогического труда. Мониторинг позволяет проводить сопоставительный анализ деятельности преподавателей, выявлять сильные и слабые стороны ПЦК, возможности повышения квалификации преподавателей, проектирование профессиональной деятельности преподавателями. В процессе осуществления мониторинга профессионального роста педагогов предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для совершенствования профессионализма преподавателей. Главным моментом в мониторинге является диагностика динамики профессионального развития педагогов. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального роста преподавателей. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к следующему:

  • Наблюдение, которое осуществляется для отслеживания изменений профессионального роста педагогов, эффективности его компетентности, опыта, отношения к студентам, профессиональной позиции. Наблюдение всегда характеризуется субъективностью, что может сказаться на качестве мониторинга.
  • Использование критериально - ориентированной диагностики, когда преподавателю предлагается проанализировать собственную педагогическую деятельность. Главное назначение данной диагностики – выявление резервов совершенствования мастерства педагога. Особенность применения данной методики – ее личностный характер. Она направлена на овладение преподавателями описания собственного опыта.
  • Карта – мониторинг (И.К. Шалаев) дает возможность диагностировать уровень реализации каждого измеряемого параметра профессионализма педагогической деятельности и на этой основе создавать условия для саморазвития и самообразования преподавателей.
  • Опросные методы позволяют получить информацию и определить уровень мастерства преподавателей.
  • Одним из действенных методов мониторинга профессионального мастерства является анализ результатов учебно-профессиональной деятельности.

В нашем понимании «мониторинг» - это форма исследования и способ обеспечения сферы управления своевременной и качественной информацией.              Мониторинг рассматривается как система сбора, обработки и распространения  информации о профессиональном росте педагогов, ориентированная на обеспечение управления проектированием педагогической деятельности и  развития педагогов.

 

Одним из методов оценки научно – методической  деятельности педагога является рейтинговая оценка, преимущество которой заключается в повышении уровня управления педагогическим коллективом.
Рейтинговая система способствует:

  • мотивации педагогов к деятельности, формирование ответственности за ее результаты;
  • получению своевременной информации о деятельности преподавателей;
  • использованию полученной информации для проектирования деятельности педагогом;
  • принятию решению о моральном и материальном поощрении преподавателей;
  • определению форм повышения квалификации.

      Разработанное Положение о рейтинговой системе оценки научно – методической преподавателей  включает в себя следующие модули: учебная деятельность преподавателя, разработка авторских программ, учебно-методических пособий, в т.ч. электронных, использование инновационных технологий обучения, научно-методическая работа, публикации, участие в межрегиональных, Всероссийских конференциях, семинарах, внеаудиторная работа (кружки, руководство УИРС, НИРС, открытые мероприятия), руководство НСО. Полученные результаты обобщаются, подсчитывается «методический балл» и данные заносятся ежегодно в «Методический паспорт преподавателя». 
В вопросах совершенствования управления качеством образования все боль­шее значение приобретает тенденция перехода к независимой оценке качества подготовки специалистов, организации независимой оценки уровня и качества подготовки специалистов. Процесс оценки качества образования  развивается за счет развития социального партнерства колледжа с работодателями, общественными организациями, развития наблюдательных советов колледжа. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности колледжа, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы колледжа. Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития колледжа должна быть представлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам колледжа.

 

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru