Меню
Проблема оценки общих и профессиональных компетенций в контексте внедрения ФГОС

ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ  УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА  

Самарцева Р.С.

г. Астрахань

ФГОУ СПО  «Астраханский автомобильно-дорожный колледж»

Е-mail:aadk@astranet.ru

Статья
Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. выделяется требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. Новые требования ориентируют систему СПО на переход от традиционного подхода – к компетентному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся. Ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. Студент намерен получить такое образование, которое в наибольшей степени содействует развитию его личностных сил и благоприятно скажется на его профессиональной карьере. Общество и производство заинтересовано в личности, способной к результативной и творческой деятельности, принятию ответственных решений в ситуациях, когда специалист вынужден выйти за пределы своих должностных обязанностей, готового к смене профиля производства, освоению новых технологий.
Возрастание роли иностранных языков в формировании ключевых компетенций студентов ССУЗОВ обуславливается   расширением международных экономических связей, увеличением числа совместных предприятий, фирм, банков, все большим использованием в практике предприятий импортного оборудования и зарубежных технологий. В связи с этим возникает необходимость в специалистах, способных к межкультурной коммуникации с целью осуществления деловых контактов и контрактов, заключения экономических соглашений с зарубежными партнерами, поддержания сотрудничества с предприятиями разных стран. В настоящий период возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного экономического сотрудничества. Традиционный подход к обучению иностранным языкам, ориентированный на получение студентами узко предметного иноязычного образования, не может обеспечить удовлетворение новых потребностей общества и рыночной экономики, соответствовать изменениям спроса на специалистов со знанием иностранного языка со стороны заказчиков и потребителей образовательных услуг. Другими словами, отечественная система профессионального образования нуждается в смещении акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Для профессиональных образовательных учреждений тип (набор) этих ситуаций зависит от видов деятельности, определяемых стандартом специальности будущих специалистов. Такое образование невозможно «дать», оно осуществляется только в процессе самостоятельной работы студента, если становится для него личностно значимой деятельностью.  Способность к межкультурной коммуникации с позиции компетентностного подхода выражается не только в овладении студентами коммуникативной компетенцией, но и ключевыми компетенциями в процессе изучения иностранных языков. Ключевые компетенции в области изучения иностранных языков студентов ССУЗОВ  - это интегрированная способность выпускника к эффективной профессиональной деятельности и социальному взаимодействию с использованием иностранного языка. В сфере преподавания иностранных языков состав ключевых компетенций будет следующим:  готовность проявлять ответственность за выполненную работу ((умение ставить цели овладения различными аспектами иностранного языка, умение представить конечный результат иноязычной деятельности в полном объеме), способность к самостоятельным действиям (умение понять замысел текста, умение пользоваться словарями, справочной литературой, умение отделять главную информацию от второстепенной, умение писать аннотацию и т.д.), устойчивое стремление к самосовершенствованию. Ключевые компетенции стимулируют студентов на практическое овладение языком, на овладение способами и технологиями исследовательской, самостоятельной работы, имеющей большое значение в условиях дефицита учебных часов, отведенных на изучение  иностранных языков, и большой загруженности студентов занятиями по профилирующим дисциплинам в ССУЗЕ.  Кроме того, в условиях развитой рыночной экономики существует тесная взаимосвязь  между уровнем  сформированности ключевых компетенций и возможностью трудоустройства молодого специалиста. Об этом можно почитать в исследованиях  многих отечественных ученых и педагогах.
Важное место в формировании конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка, отводится моделированию ситуаций профессионального общения, формированию необходимых профессиональных навыков и умений с адекватным языковым оформлением, Анализ имеющихся исследований, по данной проблеме, свидетельствуют о том, что решены лишь отдельные ее аспекты, такие как: моделирование ситуаций профессиональной направленности на занятиях, а также моделирование языковой деятельности студентов
Однако, анализ теории и практики преподавания иностранных языков  в ССУЗах показывает, что процесс обучения в основном ориентирован на формирование навыков чтения, перевода и пересказа профессионально-ориентированных текстов, расширение словарного запаса по специальности, в то время как современная педагогика делает акцент на формирование ключевых компетенций как основе развития у обучающихся   способностей к практическому использованию иностранного языка и воспитания личности в целом. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у студентов ССУЗОВ ключевых компетенций в процессе изучения иностранных языков и неразработанностью педагогических условий их формирования. Одной из гипотез в исследованиях ученых является следующее утверждение: формирование  ключевых компетенций у студентов ССУЗОВ в процессе изучения иностранных языков будет эффективным, если: - выявлены критерии отбора и структурирования содержания учебного материала по иностранному языку, ориентированного на формирование ключевых компетенций студентов; - разработана и реализована проектная технология формирования ключевых компетенций.  Возникающие противоречия между овладением определенной суммой знаний и умений по иностранному языку и практическим их применением заключается в нарушении связей между обучением иностранному языку и обучением специальным дисциплинам, а также несоответствием учебного материала, изучаемого на занятиях по иностранному языку, современным технико-технологическим условиям профессиональной деятельности специалиста. Это нарушение отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовке будущих специалистов.
Отрицательно сказывается и нехватка учебников по английскому языку для студентов ССУЗОВ, обучающихся по техническим специальностям.  Преподаватели вынуждены использовать либо морально устаревшие учебники, подбирая взамен потерявших актуальность текстов новые материалы из периодической печати, либо учебники для высшей школы.
Я преподаю на отделении «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» много лет. Работала именно так: искала тексты, где только можно. Просмотрев и проанализировав  достаточное количество учебников для высшей школы по родственным специальностям, я пришла к выводу, что многие тексты сложны и скучны  для наших студентов, что они содержат подчас совсем не ту информацию по конкретной специальности, после них идет мало интересных заданий. Мне пришлось прочитать много книг на русском языке об этой специальности, часами беседовать со специалистами, работающими на этом отделении (кстати, все  они влюблены в свою профессию), по крупицам собирать материал из книг, журналов, газет, буклетов, энциклопедий, пользоваться сайтами Интернета. Я посещала открытые уроки специалистов этой специальности, конференции, выставки дорожно-строительной техники и...влюбилась в эту замечательную, нужную людям профессию.  Я собрала  достаточно объемный  материал,  который охватывает большинство тем основных  предметов по этой специальности, разработала систему упражнений. Так появилось учебное пособие «Английский язык для дорожных строителей» специальности  270206 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов». Учебный материал, представленный в пособии соответствует  ГОС СПО и Примерной программе по дисциплине «Иностранный язык» для ССУЗОВ СПО (базовый уровень). В ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в области иностранного языка написано:
- владеть (1200-1400) лексических единиц и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, профессиональное общение.
Все тексты учебного пособия объединены  тематически, содержат интересную информацию об:
- истории возникновения дорог в России и Великобритании;
- о типах и структуре дорожных одежд;
- о грунтах и дорожно-строительных материалах; и т.д.
Пособие включает вопросы строительства и эксплуатации аэродромов. Широко представлена дорожно-строительная техника, используемая при строительстве и реконструкции  автомобильных дорог и аэродромов. Каждый текст имеет активную лексику для запоминания, которая постоянно закрепляется в упражнениях и пассивную, необходимую для понимания текстов без словаря. Каждый раздел заканчивается обзором пройденного (Revision). Задания могут быть выполнены в компьютерном классе.
Специальный раздел содержит тексты для самостоятельной внеаудиторной работы. Ей я уделяю большое значение, так как внеаудиторная работа  совершенствует и укрепляет навыки и умения, полученные на уроке, увеличивают лексический запас, расширяют кругозор. Студенты учатся самостоятельно  работать над текстом, использовать словари, справочную литературу, выполнять задания после текста. Внеаудиторное чтение может принести пользу лишь тогда, когда оно проводится в системе и постоянно. Целенаправленность и конкретность в заданиях является залогом успешного их выполнения. Почти каждой теме урока соответствует  материал внеаудиторного чтения. Так, например, теме урока: «Типы и виды дорог» соответствуют тексты: «Транспортировка и дороги» или «Дороги России и Великобритании»,  а теме: «Дорожно-строительные материалы»- текст «Бетон как древний строительный материал» и т.д.
Многие тексты содержат задания творческого характера, например, дайте описание новых асфальтобитумных  технологий: «Scrub Seals» “Slurry Seal”;или по вопросам составить описание дорожно-строительной единицы; найти эквиваленты словосочетаний и другие задания.
Считаю, что одно из условий формирования ключевых компонентов у моих студентов в процессе изучения английского языка, а именно – отбора и структурирования содержания учебного материала  по   специальности, мне удалось выполнить. Над  выполнением следующего условия- разработки и реализации проектной технологии - я работаю в настоящее время.
Надеюсь, что полученные на уроках иностранного языка профессиональные знания и умения будут востребованы и применены в жизни выпускниками дорожно-строительной специальности.

НЕЗАВИСИМАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Яновская Л.А., Вураско Л.Ю.
Москва, ГОУ СПО Экономико-технологический колледж № 22

Статья

XXI век объявлен многими международными организациями веком качества. Качество становится показателем высокой эффективности труда в обществе, источником националь­ного богатства, а  так же фактором выхода из социального и экономиче­ского кризисов.
В последние годы в России проблемы контроля и управления качеством образования находятся в центре внимания как государственных структур, так и конкретных образовательных учреждений.
В этой связи следует отметить активизацию деятельности по реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого с 2007 года  открыто новое направление, определенное Постановлением "О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования". Стратегической задачей данного направления нацпроекта выступает преодоление отставания в структуре, объёмах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики. Результатом работы в данном направлении станет для  образовательной сферы – создание качественно новых, адекватных современным требованиям условий для обучения, повышение привлекательности начального и среднего профессионального образования для молодежи, а для работодателей – повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений этого уровня. В этом же контексте  Постановлением Правительства  города Москвы  принята  и реализуется Программа развития начального и среднего профессионального образования  «Рабочие кадры» на 2008 – 2010 годы, охватывающая различные аспекты деятельности: от профессиональной ориентации и раннего профильного обучения молодежи до  решения вопросов гарантированного трудоустройства и закрепления кадров.
Сущностной составляющей современной парадигмы профессионального образования является его ориентация на требования  работодателей.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  предусматривается разработка и внедрение механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Отвечая интересам работодателей и самого образовательного учреждения, система менеджмента качества должна решать следующие задачи: достижение соответствия  качества подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов; достижение соответствия качества подготовки специалистов текущим запросам работодателей; достижение опережающего уровня качества подготовки специалистов, соответствующего потенциальным запросам работодателей; достижение максимального соотношения «затраты – качество»; достижение соответствия внутренним потребностям образовательного учреждения в  саморазвитии и самосовершенствовании.
Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. Совместная деятельность образовательной и бизнес сфер традиционно осуществляется в рамках социального партнерства с предприятиями, союзами работодателей, предпринимателей, с торгово-промышленными палатами и т.д. по линии создания профессиональных и образовательных стандартов, профессиональной ориентации молодежи, актуализации содержания обучения в части соответствия его современным профессиональным компетенциям, создания  объективизированной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки,  рационализации профессиональной структуры подготовки специалистов, интеграции научной, производственной и образовательной деятельности, независимой общественно-профессиональной оценки качества  подготовки кадров.
Единственным вариантом прямой внешней оценки соответствия качества подготовки перспективным требованиям  конкретной отрасли экономики выступает независимая сертификация профессиональных  образовательных программ (как основных, так и дополнительных),  уровня профессиональной квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения, а также компетентности выпускников учреждений профессионального образования.
При этом  модель независимой профессиональной оценки качества деятельности образовательного учреждения по подготовке компетентных и востребованных работодателями рабочих кадров и специалистов, на наш взгляд, должна включать в себя:

  • интегративную модель  специалиста, объединяющую как совокупность компетенций, предусмотренных Государственными образовательными стандартами, так и квалификационные требования к конкретным производственным должностям;
  • процедуры и технологии оценки профессиональных образовательных программ как на уровне направления или специальности подготовки, так и в рамках одного учебного курса на предмет их актуальности, практической направленности, соответствия задачам и тенденциям развития отрасли;
  • комплекс индикаторов, критериев, показателей и шкал для проведения сертификации;
  • механизмы проведения сертификационной экспертизы;
  • валидные  базы программно-тестовых заданий для  автоматизированной независимой оценки уровня профессиональных компетенций как преподавателей, так и выпускников;
  • методику    формирования    единого фонда оценочных средств с учетом специфики конкретной отрасли для проведения независимой оценки и самооценки;
  • комплектование банка учебно-методических материалов для  непрерывного профессионального образования кадров;
  • систему информирования образовательного и бизнес-сообщества о результатах сертификации.

Разумеется, указанными положениями модель не исчерпывается. По мере ее практической реализации она будет расширяться и конкретизироваться.
Примерная технологическая схема сертификационных мероприятий в контексте социального партнерства представлена нами на рисунке 1.
Мы считаем, что полномасштабное развертывание  системы независимой профессиональной оценки качества деятельности образовательных учреждений по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов позволит  обеспечить как в ближайшем будущем, так и на отдаленную перспективу  гарантированную конкурентоспособность выпускников на рынке труда, а колледжа – в образовательном пространстве,   оперативное реагирование на изменения, происходящие в социально-экономической сфере региона, максимальный учет запросов и потребностей работодателей, социальных партнеров и родителей. Все это положительно скажется на имидже образовательного учреждения и послужит надежным фундаментом для его дальнейшего развития.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА: ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
Трухановский С.Б., Табатадзе Л.М.
ГОУ СПО Московский государственный техникум технологии, экономики права им. Л.Б. Красина
62@prof.educom.ru

Статья

Система образования и требования к его содержанию эволюционируют вместе с развитием общества. Внедрение образовательных стандартов третьего поколения, подразумевающих компетентностный подход, является объективной необходимостью, обусловленной переходом от постиндустриального общества к обществу инновационному, основанному на знаниях. Суть компетентностного подхода заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал определенным рыночным ожиданиям, но и мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

Эволюция системы образования

  • Доиндустриальное / индустриальное общество
  • Соответ-ствие стандартам
  • Контроль соответствия стандартам, бюрократическая система качества
  • Постиндустриаль-ное общество
  • Соответ-ствие образцам
  • Жесткие шаблоны, бюрократическая система качества, коррумпированность при выборе образцов
  • Инновационное общество (общество, основанное на знаниях)
  • Соответ-ствие ожиданиям
  • Ориентированность на потребности различных групп потребителей, гибкость

 

         Первый вопрос, который возникает в связи с задачей формирования компетенций у студентов, - это концептуальное понимание термина «компетенция». Раньше преподаватель оперировал понятиями «знания», «умения», «навыки» (ЗУНы). Чем компетенция отличается от ЗУНов? Обратимся к новому Проекту Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому компетенция – это «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности». Далее понятие «обучение» рассматривается как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей». Таким образом, компетенция с точки зрения образовательного процесса включает в себя и знания, умения, навыки, но также предполагает наличие способности действовать в заданных обстоятельствах.
С точки зрения организации (как заказчика и потребителя образовательного продукта – выпускника) компетенция – это набор определенных качеств и поведенческих характеристик, которым должен обладать сотрудник; при этом вариативность компетенций связана не только с отраслью деятельности компании (например, добывающая отрасль, сфера услуг, банковское дело), а с занимаемой позицией (линейный сотрудник, менеджер проекта, бухгалтер, экономист, технический специалист и т.п.).
Объединяя эти «ипостаси»,  содержание компетенций можно представить в двух плоскостях:


1

На основании такого обобщенного подхода к компетенциям в МГТТЭП им. Л.Б. Красина совместно с работодателями были разработаны матрицы компетенций специалистов по профилю техникума. Так, например, матрица компетенций экономиста (специальность 080110 «Экономика и бухгалтерский учет») выглядит следующим образом.
Описание задач: Сегодня сотрудники финансово-экономических служб перестают выполнять исключительно технические функции и оказываются вовлеченными в бизнес-процессы. Современные условия ведения бизнеса требуют от экономистов не только решения узкоспециализированных задач, но и участия в инициативах по усовершенствованию работы предприятия, обеспечения поддержки при принятии стратегических и операционных управленческих решений.

2Матрица компетенций

Итак, определившись с понятием и содержанием, мы переходим ко второму вопросу: каким образом формируются и развиваются те или иные компетенции. Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием. Так, например, форма проведения занятия в виде тренинга может быть крайне эффективной, поскольку формат тренинга, широко используемый в образовании для взрослых, ориентирован как раз на получение конкретных результатов в виде закрепленных поведенческих шаблонов.   
Использование тренингов в работе образовательных учреждений на примере нашего техникума может быть ограничено рядом объективных обстоятельств. В первую очередь, это низкая готовность педагогов признать новые технологии и начать их использовать в своей повседневной работе. Выходом из этой ситуации может стать формирование «стратегического пула» преподавателей, открытых к инновационным формам работы. Именно этот пул со временем станет фундаментом для построения адекватной времени педагогической практики через разработку методологии проведения занятий и передачу своего опыта коллегам.

Тренинг как интеграция форм обучения для формирования компетенций

3 


Третий ключевой вопрос, который возникает в связи с переходом на компетентностный подход в образовании, - это инструменты оценки. Ведущие бизнес-школы, консалтинговые компании и службы оценки персонала крупных организаций давно отработали механизм так называемого ассесмент-центра (от английского assess – оценивать), который включает в себя следующие процедуры:

  • интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
  • краткая презентация участника оценки перед экспертами и другими участниками.
  • деловая игра: под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию;
  • биографическое анкетирование;
  • описание профессиональных достижений;
  • индивидуальный анализ конкретных ситуаций (бизнес-примеров): участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации;
  • экспертное наблюдение, по результатам которого составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Очевидно, что весь набор этих инструментов не может быть применим для оценки результатов образовательной деятельности учреждения СПО, но некоторые из них вполне подходят для определения уровня компетенций студентов и выпускников: проектная работа, деловая игра, бизнес-кейсы, а также экспертные наблюдения. При планировании  процедуры оценки в первую очередь нужно прийти к единым критериям, прозрачным и понятным всем участникам. Сначала имеет смысл проранжировать компетенции по степени их значимости для работодателей – социальных партнеров, которые обязательно должны быть привлечены к ассессменту. Вторым шагом может стать формирование оценочной шкалы, например, от 1 до 5, где 5 – это не менее 80% позитивных и отсутствие негативных проявлений студента по каждой компетенции, а единица – наоборот, 80% негативных проявлений и отсутствие позитивных. Приемлемый уровень развития компетенции отражает средний балл («тройку») — это 60% позитивных образцов поведения и присутствие некоторых негативных образцов. Работа по «настройке» инструментов оценки является, пожалуй, более важной, чем сама оценка, и требует участия не только педагогов, но и сторонних экспертов (в идеале, менеджера по персоналу компании-работодателя): только тогда полученные результаты могут быть действительно объективными. 
При оценке компетенций обязательна обратная связь, т.е. предоставление студенту развернутого отзыва о выполненной им работе с указанием сильных и слабых сторон, а также конкретных рекомендаций. Грамотно организованная обратная связь может стать дополнительным мотивационным фактором для дальнейшего обучения и развития студента в рамках выбранной им специальности.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОЦЕНКИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Колычева Марина Викторовна
Татаринова Елена Германовна
Свердловская область, г. Алапаевск, ГОУ СПО «Алапаевский профессионально-педагогический колледж»
profped@mail.ru

Статья

Традиционно цели образования определяются системой знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход признают несостоятельным. Социуму (обществу, экономике, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, а и от неких дополнительных качеств, для обозначения которых в настоящее время и употребляются понятия «компетенция» и «компетентность», более соответствующие пониманию современных целей образования.
Под профессиональной компетентностью будем понимать целостное свойство личности, ориентированной на непрерывное самосовершенствование и самообразование, а также социально-значимую характеристику его профессиональной деятельности, выступающей основным фактором успешной работы по специальности. Профессиональная компетенция - способность к выполнению обобщенных действий в профессиональной сфере. Компетентность представляется как система, состоящая из отдельных блоков (компетенций), которая обладает внутренними и внешними связями. Свойства данной системы не сводятся к сумме свойств отдельных её элементов (компетенций), при этом присутствует некоторое интегративное качество, присущее только системе, которая определяет «компетентность» специалиста.
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.
В Алапаевском профессионально-педагогическом колледже процесс внедрения компетентностного подхода осуществляется на основе регионального компонента стандарта: для итоговой аттестации педагогическим коллективом разработаны листы рейтинговой оценки компетенций выпускников. Рейтинговая система оценивания в колледже применяется в течение десяти лет,  изменяется и совершенствуется в соответствии с потребностями времени, поэтому работа аттестационных комиссий  в связи с применением рейтинговых листов не была затруднена. Представители работодателей были подготовлены в процессе совместной деятельности по разработке функциональных карт и материалов итоговой аттестации. В лист рейтинговой оценки включены общие  и профессиональные компетенции, которые возможно оценить на итоговых экзаменах и  при защите ВКР.    Критерии оценивания направлены на определение степени освоения общих и профессиональных компетенций и структурированы таким образом, что имеется возможность однозначного определения уровня сформированности компетенции. Признаки проявления компетенций в листе оценивания и задания, которые выполняют студенты, не противоречат друг другу. В листы рейтинговой оценки  включены показатели, которые можно оценить на данном виде итоговой аттестации. Рейтинговые баллы, выставленные каждым экспертом, сводятся в сводную ведомость, переводятся в итоговую отметку и используются для анализа уровня учебных достижений выпускников.
Анализируя полученный опыт использования листов оценки компетенций выпускников на итоговой аттестации, можно сделать вывод, что компетентностный подход позволяет оценивать качество образования студентов более объективно, т.к. каждая компетентность раскладывается на определенные признаки, которые однозначно показывают, какими видами профессиональной деятельности овладел выпускник.  При переходе на систему оценивания общих и профессиональных компетенций выявлены следующие проблемы:

  • нет единого подхода к составлению оценочных листов;
  • нет четкого понимания правил определения признаков компетенций;
  • не все педагоги применяют образовательные  технологии, позволяющие  отслеживать процесс формирования общих и профессиональных компетенций, а не уровень знаний.

Определяя пути выхода из выше указанных проблем, педагоги Алапаевского профессионально-педагогического колледжа разрабатывают  разные подходы  оценки общих и профессиональных компетенций выпускников: один из них позволяет оценивать проявление признака через баллы, от ноля до трёх (Приложение 1), другой  показывает проявление или отсутствие признака (Приложение 2). Выбор во многом зависит от содержания, которое педагоги и работодатели вкладывают в признаки, определяющие уровень сформированности компетенций.

 


лист оценки РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ (Приложение 1)
Государственный междисциплинарный экзамен
Государственный междисциплинарный экзамен
Специальность: 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)
Группа __________________ Дата__________________ ФИО члена ГАК  ___________________________________________________


3 – признак присутствует в полном объеме
2 – признак в основном присутствует,
1 – признак слабо отражен
0 – признак полностью отсутствует,

Перевод балльной оценки в отметку
65-72 балла – «отлично»,
51 – 64 балла – «хорошо»,
36 – 50 баллов «удовлетворительно»,
0 – 35 баллов – «неудовлетворительно»

Фамилия, Имя, Отчество студента

Оценка компетенций

Балл

Работа с профессионально-ориентированной информацией

Оценка компетенции

Организация профессиональных коммуникаций

Оценка компетенции

Решение профессиональных ситуаций

Оценка компетенции

Правильно употребляет и проводит понятийный и логический анализ содержания

Выявляет причинно-следственные связи психолого-педагогических явлений, видит внутрипредметные и межпредметные связи

Анализирует и представляет профессионально-ориентированную информацию

Строит свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами

Использует приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Анализирует предложенную психолого-педагогическую ситуацию

Анализирует и прогнозирует внутренние и внешние условия педагогического процесса

Оценка эффективности объекта педагогической деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись члена ГАК _______________________


приложение к листу оценки РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ  
Специальность: 050501 Профессиональное обучение (по отраслям)

Компетенции

Конкретные функции и/или  умения, лежащие в основе компетенций

Признаки
предполагаемые к проявлению при выбранной форме итоговой аттестации

Работа с профессионально-ориентированной информацией

Правильно употребляет и проводит понятийный и логический анализ содержания

  1. Формирует понятийный аппарат, необходимый для ответа
  1. Показывает правильное понимание профессиональной лексики
  1. Владеет системой психолого-педагогических понятий

Выявляет причинно-следственные связи психолого-педагогических явлений, видит внутрипредметные и межпредметные связи

  1. Понимает связь теории с практикой
  1. Видит проблему в системе других наук и других проблем
  1. Определяет круг научных знаний (дисциплин), необходимых для решения педагогических проблем

Анализирует и представляет профессионально-ориентированную информацию

  1. Структурирует профессиональную информацию
  1. Умеет провести ретроспективный анализ проблемы
  1. Четко и логично излагает научную теорию

Организация профессиональных коммуникаций

Строит свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами

  1. Владеет навыками профессионального общения
  1. Актуализирует и защищает свои взгляды
  1. Вступает в диалог, применяя профессиональную терминологию

Использует приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

  1. Управляет своим психологическим состоянием
  1. Точно и выразительно произносит монолог
  1. Правильно выбирает стратегию взаимодействия в общении

Решение профессиональных ситуаций

Анализирует предложенную психолого-педагогическую ситуацию

  1. Правильно формулирует проблему
  1. Анализирует причины ее возникновения
  1. Определяет пути решения предложенной ситуации

Анализирует и прогнозирует внутренние и внешние условия педагогического процесса

  1. Знает методы стимулирования активной познавательной и развивающей деятельности обучающихся
  1. Владеет правовыми нормами организации педагогического процесса
  1. Осознает целостность педагогического процесса как фактора развития личности

Оценка эффективности объекта педагогической деятельности

  1. Объективно оценивает результаты своей деятельности
  1. Предъявляет портфолио
  1. Четко понимает место психолого-педагогических дисциплин в формировании профессиональных компетенций

 

лист оценки РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ (Приложение 2)
Итоговый междисциплинарный экзамен
Специальность: 080501 «Менеджмент»

Группа __________________ Дата__________________

ФИО члена ГАК ___________________________________________________
Перевод балльной оценки в отметку:
1 – признак присутствует                                                                                              11 - 12 б - оценка "5" (отлично)
0 - признак отсутствует                                                                                                 8 - 10 б - оценка "4" (хорошо)
5 - 7 б - оценка "3" (удовлетворительно)
0 - 4 б - оценка "2" (неудовлетворительно)


 

Компетенции и
признаки их
проявления

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. студентов

Оценка компетенций

Общее количество баллов

Отметка

Работа с профессионально-ориентированной информацией

Организация профессиональных коммуникаций

Анализ информации с целью принятия управленческих решений

Предъявление информации о принятом управленческом решении

Предъявляет информацию в соответствии с вопросом билета

Делает ссылки на источники информации по мере необходимости

Четко формулирует выводы по предоставленной информации

Грамотно и логично представляет информацию по вопросу билета, применяя профессиональную терминологию

Демонстрирует результаты практического задания , подтверждая теоретическими знаниями

Эффективно применяет приемы делового общения

Выбирает метод анализа информации в зависимости от объекта профессиональной деятельности

Аргументировано определяет причинно-следственные связи принятия управленческих решений

Формулирует выводы по результатам проведенного анализа

Рационально принимает и формулирует управленческое решение

Аргументирует принятое решение

Создает документ о принятом решении в соответствии с требованиями ДОУ

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпись члена ГАК: ____________________________

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru