Меню
Теория и практика внутренней оценки качества начального и среднего профессионального образования

МОНИТОРИНГ  ВОСТРЕБОВАННОСТИ  ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Яновская Л.А., Коршикова Т.Г.
Москва, ГОУ СПО Экономико-технологический колледж № 22

Статья

Новые приоритеты в сфере образования,  растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки студентов.
Охраной качества служит мониторинг, который является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в колледже,  принятия эффективных управленческих решений.
Мониторинг востребованности выпускников на рынке труда представляет собой совокупность методов и инструментов исследования динамики развития основных показателей конъюнктуры рынка труда, а именно спроса, предложения и цены на рабочую силу.
Структура рынка труда отражает качественное состояние отраслей экономики. Этот  немаловажный факт ориентирует нас на то, что исследование рынка труда должно быть процессом постоянным и динамичным.
Важнейшей задачей учебного заведения является восполнение дефицита отдельных профессий и специальностей на рынке труда.  Для того, чтобы знать, какие специалисты и рабочие необходимы работодателю, требуется проводить анализ и изучать потребность рынка труда  на уровне учебного заведения.
Включение в состав комплексного мониторинга деятельности образовательного учреждения  критериев востребованности выпускников на рынке труда позволяет оценить результативность деятельности колледжа с точки зрения потребителей образовательного продукта, а именно – работодателей и определить место колледжа в системе отраслевого образовательного поля.
При этом в состав  критериев оценки данного показателя мы включили:

  1. Спрос на специальности и профессии колледжа на рынке труда;
  2. Конкурс при поступлении в колледж, число чел. на 1 место;
  3. Долю обучающихся за счет средств работодателей;
  4. Долю трудоустроенных выпускников в отчетном году к выпуску по полученной профессии и специальности, в процентах;
  5. Долю безработных выпускников, зарегистрированных в предыдущем году в органах службы занятости населения региона, в процентах;

ГОУ СПО Экономико-технологический колледж №22 ведет подготовку  по следующим специальностям и профессиям:
100106 - «Организация обслуживания в общественном питании»
260502 - «Технология продукции общественного питания»
080110 - «Экономика и бухгалтерский учет»                                           
100105 - «Гостиничный сервис»
34.2 «Повар, кондитер».
Все указанные выше специальности востребованы на рынке труда    г.Москвы   и Московского региона.
Выпускники колледжа по всем специальностям не испытывают проблем при трудоустройстве, т.к. предложения превышают спрос и рынок труда до сих пор не насыщен. Подготовка кадров по указанным специальностям ведется в тесном сотрудничестве с Департаментом Потребительского рынка  г. Москвы   предприятиями – заказчиками  -  предприятиями общественного питания и туристско - гостиничного комплекса. Колледж имеет договора о прохождении всех видов практик (учебной, технологической, преддипломной), а так же договора о социальном партнерстве с крупнейшим предприятиями сферы обслуживания  г. Москвы.
Все профессии и специальности, подготавливаемые в колледже, ориентированы на социальный заказ со стороны работодателей, возможности обучения различных групп населения, переподготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации.
Проведя анализ результатов вакансий службы занятости и объявлений в газете,  видим, что спрос на специальности и профессии в сфере питания и гостеприимства, а именно на поваров, технологов, менеджеров составляет 100%. Неблагоприятная демографическая ситуация, вступление в трудоспособный возраст поколения 90-х, которое характеризуется низкой рождаемостью, старение экономически активной части населения – все это причины нарастания дефицита кадров на рынке труда.
В рамках совершенствования  качества подготовки специалистов  мы рассматривали оценки перспектив трудоустройства выпускников и профессионально исследующие взаимовлияние рынка труда и системы образования. Основной задачей исследования было определить место человека со средним специальным образованием на рынке труда.
Анализ концепции развития потребительского рынка города Москвы показал, что сфера сервиса становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений. При этом большое значение имеет подготовка конкурентоспособных специалистов на компетентностной основе.
Поскольку приоритетным направлением в инфраструктуре  общественного питания Москвы является развитие  общедоступной сети предприятий питания, в том числе социально-ориентированных, рынок труда требует постоянного притока поваров, кондитеров, технологов.
С другой стороны, в Москве открываются унифицированные рестораны, кафе, бары, успех которых зависит от хорошего менеджмента современной кухни и безукоризненного сервиса. Поэтому такие предприятия нуждаются в высококвалифицированных, компетентных специалистах среднего звена всех специальностей.
Исследования рынка ресторанного и гостиничного бизнеса, проведенные колледжем показали:

  1. возникли потребности на новые профессии и специальности, такие как «Ресторатор», «Менеджер производства предприятий общественного питания»,
  2. «появились новые профессиональные компетенции для традиционных специальностей ресторанного и гостиничного бизнеса: зарубежная кухня, национальная (этническая) кухня, диетическое питание, питание «здоровье», иностранный язык, создание имиджа, флейринг, карвинг;
  3. дефицит и нехватка кадров, особенно «линейных работников » в динамично развивающихся гостиничных и ресторанных комплексах Москвы
  4. высокий уровень взрослого населения желающего получить новые профессии, работать в гостиницах и ресторанах Москвы.

Сегодня колледж готовит специалистов не только для сферы общественного питания, но и для всей сферы услуг и банковского дела, налоговых органов.
Анализ требований работодателей показывает, что если раньше были востребованы узкоспециализированные умения и навыки, то сегодня необходимы специалисты, способные осваивать новые технологии и проявлять готовность к изменению характера и содержания труда.
Анализ результатов интервьюирования работодателей показал, что формирование профессиональных компетенций выпускников позволило выйти им на траекторию саморазвития  и самообразования профессиональной деятельности.
В целях накопления и обобщения результатов подготовки специалистов, использования этих материалов для аналитической и учебно-воспитательной работы среди студентов, колледж регулярно проводит сравнительный анализ отзывов работодателей о практике, стажировке.
Однако, картина была бы неполной без учета  мнения будущих специалистов и выпускников, поэтому в колледже регулярно проводятся опросы и анкетирования.
Как показывают результаты, 97% выпускников  уверены в правильности выбранной профессии и выражают желание работать по специальности, полученной в колледже, а 91% уверены, что смогут работать по приобретенной в колледже специальности благодаря хорошей подготовке.
На вопрос: «Заинтересован рынок труда в специалистах вашей профессии?» 98% опрошенных выпускников ответили «Да». Согласно прогнозу развития экономики и занятости населения, а также экспертным оценкам, в ближайшие годы по большинству профессиональных групп спрос на квалифицированную рабочую силу расширится, так как высокими темпами развиваются гостиничный и ресторанный сервис Студенты эту ситуацию понимают, отсюда и высокая степень уверенности в том, что их профессия востребована на рынке труда.
На вопрос: «Хотите работать по специальности, которой обучались?» 84% ответили: «Да». Это хороший показатель увлеченности своей профессией, а дальше насколько привлекательно станет для работника его рабочее место, зависит от работодателя.
Качество работы профессионального учебного заведения определяется прежде всего востребованностью выпускников на рынке труда и успешностью построения профессиональной карьеры.
Эти показатели связаны в первую очередь с содержанием образовательных программ. В результате оценки ситуации на рынке труда, проведенной в рамках научно-экспериментальной работы колледжа, были выявлены требования работодателей к специалистам – технологам, поварам, менеджерам, бухгалтерам.
В рамках основных образовательных программ не всегда возможно в полном объеме сформировать те или иные компетенции будущего специалиста, поэтому одним из путей решения  проблемы является освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Студенты колледжа повышают свой профессиональный уровень, изучая программы «Организация юридической службы на предприятиях различных форм собственности», «Оптимизация налоговых платежей», «Оценка эффективности бизнеса», «Программирование на VB», «Использование компьютерных программ в бухгалтерском и налоговом учете». Сверх программ, предусмотренных учебным планом, организована подготовка барменов и баристов для студентов старших курсов.
Студенты первокурсники имеют возможность изучать  углубленные курсы физики, химии, математики, коррективного английского языка. Для студентов заочного отделения предусмотрена программа повышения квалификации по технологии приготовления пищи.
Колледж сотрудничает с Московским Государственным Университетом Технологий и Управления. Создан Координационный совет МГТУ- ЭТК № 22, основными направлениями которого является разработка и согласование учебных планов, программ для подготовительных курсов по поступлению в Университет студентов повышенного уровня образования.
Анализ трудоустройства выпускников за последние 3 года свидетельствует о том, что свыше 70% выпускников колледжа работают по профилю полученных специальностей, около 27% выпускников продолжают обучение в профильных высших учебных заведениях, с которыми у колледжа имеются соглашения.
Системный мониторинг позволяет не только отслеживать ситуацию с качеством подготовки кадров в колледже, но и определять направления совершенствования  образовательной деятельности.

Процессный подход как основа внутренней оценки качества образования

Сопова Е.А., Буханцова Т.В.
г.Мурманск, ФГОУ СПО «Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И.Месяцева»

rup-mmrc@mail.ru

Статья

Организация образовательного процесса в условиях международной системы требований ISO – 9001 требует особого подхода. С этой целью в 2004 году руководством колледжа было принято решение о необходимости формирования и внедрения системы управления качеством подготовки специалистов (СМК). В качестве самостоятельного структурного подразделения создана специальная служба, деятельность которой регламентирована Положением о службе управления качеством подготовки специалистов, разработаны и приняты Политика колледжа по управлению качеством подготовки специалистов, Руководство качеством подготовки специалистов, документированные процедуры.
СМК позволяет качественно провести мониторинг образовательного процесса, реализовать технологию многоуровневого контроля результатов образовательной деятельности, системного анализа и оценки образовательного процесса.

  • В основе системы – процессный подход, ориентирующий на максимальный конечный результат образовательной деятельности.

Колледж рассматривает образовательные услуги как деятельность (совокупность процессов), в результате которой выполняются требования потребителей  и других заинтересованных сторон. В системе менеджмента качества Колледжа осуществляется скоординированная деятельность всех работников и подразделений. Целью этой деятельности является выполнение Колледжем услуги отличного качества. Для достижения поставленной цели (для обеспечения результативного управления) вся сложная совокупность действий, проводимых в Колледже, разделена на процессы. Каждый процесс направлен на создание добавленной ценности, и выход одного процесса является входом другого. Таким образом, Колледж представляет собой последовательность (цепочку) процессов, а каждый работник Колледжа в своей деятельности одновременно является и поставщиком, и потребителем для других работников.

Колледж выделил четыре группы процессов, необходимые для функционирования СМК:
  • процессы управления;
  • процессы обеспечения ресурсами;
  • процессы оказания услуги;
  • процессы измерения.


БЛОК-СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КОЛЛЕДЖА

Процессы управления
Процессы, входящие в данную группу, колледж определяет как основные при создании, внедрении и поддержании системы в рабочем состоянии:

  • Общее управление (определение и выполнение требований потребителей; формирование политики колледжа по управлению качеством подготовки специалистов; планирование качества подготовки специалистов), включает этапы:
  • развитие СМК;
  • организация функционирования СМК;
  • управление записями;
  • управление документами;
  • связь с заинтересованными сторонами.

Руководство колледжа обеспечивает определение и наличие ресурсов, необходимых для осуществления стратегии и достижения целей колледжа. Они включают ресурсы, необходимые для функционирования и улучшения системы, а также для удовлетворения потребителей  и других заинтересованных сторон.
Группа процессов обеспечения ресурсами включает процессы:

  • - управление персоналом;
  • - управление инфраструктурой и производственной средой;
  • - закупки.

Процессы оказания услуги
Образование является результатом процессов оказания услуги, которые состоят из:
- приема курсантов (студентов);
- воспитания курсантов (студентов);
- обучения  курсантов (студентов);
- трудоустройства выпускников.
Процессы измерения связаны с обеспечением деятельности по измерению и улучшению результатов функционирования системы, включая мониторинг и измерение процессов и услуг, управление несоответствующей продукцией, разработку и внедрение корректирующих и предупреждающих действий.
Колледж использует результативные и эффективные методы при определении областей улучшения деятельности системы:
- анализ качества обучения;
- отслеживание удовлетворенности потребителей;
- корректирующие и предупреждающие действия.
Критерии качества и методы мониторинга процессов
Применяемый в системе процессный подход заключается:

  • - в определении требований потребителей к результатам процесса;
  • - в определении измеримых результатов процесса (выхода процесса);
  • - в определении измеримых требований к поставщикам процесса (входа процесса);
  • - в обеспечении процесса необходимой информационной средой;
  • - в определении необходимых ресурсов для управления процессом;
  • - в получении измеримых характеристик параметров процесса;
  • - в анализе всех измеренных характеристик процесса и его результатов;
  • - в планировании на основе анализа мероприятий по улучшению результатов процесса.

Требование СМК к постоянному улучшению включает в себя следующие принципы:

причина улучшения: проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ней;
фактическая ситуация: надо оценить результативность и эффективность существующего процесса. Для этого необходимо собрать и проанализировать данные для выявления проблем, которые чаще всего возникают. Выбирается конкретная проблема и определяется задача по улучшению;
анализ: следует определить и проверить первопричину проблемы;
идентификация возможных решений: исследуются альтернативные решения. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т.е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
оценка последствий: следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, а также что решение сработало, и задача по улучшению выполнена;
внедрение и стандартизация нового решения: необходимо заменить старый процесс на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;
оценка результативности и эффективности процесса после завершения действий по улучшению: результативность и эффективность процесса по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в деятельности колледжа.

На заседаниях Совета колледжа под председательством начальника проводится периодический обзор и анализ эффективности работы системы, который затрагивает процесс улучшения применительно к остающимся проблемам, а также разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению системы.

Измерение и мониторинг в КОЛЛЕДЖНОЙ
системе менеджмента качества

Кинцель М.Г.
Заместитель директора по управлению качеством
Алтайский край КГОУ СПО «Славгородский педагогический колледж»

sttc@ab.ru

Статья

Славгородский педагогический колледж  является  краевым государственным, образовательным учреждением среднего профессионального  образования  краевой подчиненности, имеющие статус юридического лица, реализующие профессиональные образовательные программы среднего, дополнительного профессионального образования и довузовской подготовки.
В колледже существует 5 отделений по очной, заочной и экстернатной формам обучения. В колледже работают 9 предметных (цикловых) комиссий, объединяющих преподавателей педагогического колледжа.
Педагогический колледж обеспечивает кадровые потребности дошкольных учреждений, начальной, основной и средней школы, учреждений специального образования, учреждений начального профессионального образования.
В мае 2007 г.  в колледже прошла сертификация системы менеджмента качества,  применительно к деятельности в области среднего профессионального образования на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и в июне 2007г. коллектив получил сертификат соответствия от органа по сертификации интегрированных систем менеджмента «Сиб-Тест».
В системе среднего профессионального образования  всегда уделялось большое внимание качеству образования. Однако каждое образовательное учреждение строит свою систему внутренних механизмов гарантии качества и по своим принципам. В этих случаях отсутствуют единые принципы построения и организации функционирования системы управления качеством в колледжах.
Важным этапом в управлении качеством образования является мониторинг. Он должен показать динамику развития того или иного процесса или колледжа в целом с целью выявления их соответствия  необходимому результату. Являясь целенаправленным и непрерывным процессом, неотъемлемой частью внутренней системы качества, мониторинг позволяет обеспечивать постоянное слежение за состоянием колледжа и прогнозировать его развитие, указывает на соответствие или несоответствие того или иного процесса стандарту. Для принятия управленческих решений особенно важным является изучение и отслеживание того многообразия факторов, которое оказывает влияние как на развитие системы образования в целом, так и на качество образования.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 сформулированы требования к процедурам измерения и мониторинга. В методологии измерения СМК используется большой арсенал научных знаний, который помогает ответить на вопросы: что измерять, как измерять (какие методики использовать), чем измерять (с помощью чего измерять).
Принцип СМК «постоянное улучшение» обусловливает важность требований восьмого раздела стандарта  «Измерение, анализ и улучшение». Раздел содержит положения о необходимости проведения внутренних аудитов, проведения  процедур измерения  и мониторинга  продукции, процессов и удовлетворенности потребителей. 
Аудит (проверка) качества – систематический, независимый и документированный анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность внедрения мероприятий и их пригодность для достижения поставленных целей.
Основными объектами аудита являются:

  • качество образовательной услуги (определяется степень выполнения
    требований, предъявляемых к ней);
  • состояние процессов (оценивается способность обеспечивать заданные требования и стабильность процессов);
  • функционирование СМК (проверяется документация, фактическое выполнение требований, изложенных в документации).

Проведение внутреннего аудита СМК обуславливается необходимостью:

  • профилактических проверок СМК, в том числе плановых;
  • совершенствования предоставляемой колледжем образовательной услуги;
  • совершенствования процессов и соответствующей документации СМК, вызванных внутренними или внешними причинами;
  • подготовки к сертификации и инспекционным проверкам СМК колледжа.
  • Периодичность внутренних аудитов определяется руководством колледжа, но не реже одной  проверки в течение учебного года каждого структурного подразделения

В конце каждого учебного года руководитель службы качества  составляет проект отчета о результатах проведения внутреннего аудита СМК. Проект отчета после корректировки утверждается ответственным представителем руководства по качеству. На его основе составляется аналитическая справка об итогах проведения внутреннего аудита и  передается для анализа директору колледжа.
Итоговое совещание по результатам аудита проводится с уполномоченными по качеству структурных подразделений колледжа с приглашением заместителей директора по различным направлениям, где проходит ознакомление с отчетом по итогам аудита, рекомендациями из аналитической справки ответственного представителя руководства по качеству. Уполномоченные по качеству структурных подразделений колледжа передают информацию остальным сотрудникам подразделений.

1

Мониторинг и измерение процессов деятельности колледжа осуществляется на основе разработанной системы показателей измерений, которая формируется «снизу вверх»: от показателей работы преподавателей и сотрудников к показателям подразделений (отделений и предметно-цикловых комиссий), процессов деятельности колледжа в целом. Осуществляется на основе Положения о мониторинге процессов. Цель мониторинга - анализ эффективности функционирования основных процессов с целью совершенствования качества образовательных услуг. Объединение результатов измерения всех процессов СМК дает оценку качества деятельности колледжа в целом, которая сравнивается с критериями, предлагаемыми Министерством образования и науки РФ, Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, а также планируемыми целями колледжа.
Собранная информация используется для анализа данных. Когда измеряемая цель не достигнута,  предпринимаются  корректирующие и/или предупреждающие  действия для обеспечения соответствия образовательной услуги установленным требованиям. Мониторинг проводят уполномоченные по качеству в структурных подразделениях, заместители директора по различным направлениям, аудиторы и передают данные в службу качества, руководитель службы осуществляет сбор информации по установленным показателям из отчетов подразделений, а также путем прямого запроса необходимых сведений от руководителей подразделений и должностных лиц.

Показатель для оценки результата процесса

Критерии

Данные за
2006-2007уч. год

Данные за
2007-2008уч. год

Данные за
2008-2009уч. год

Срок подачи информации, ответственный

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ И ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Количество компьютеров, доступных студентам очной формы обучения в учебном процессе

Количество ПВЭМ на 100 для колледжей 6 единиц

87 компьютеров
12 компьютеров на 100 студентов контингента

120 компьютеров
18 компьютеров на 100 студентов контингента

84 компьютеров
15 компьютеров на 100 студентов контингента

Конец учебного года
Заместитель директора по информатизации

Количество студентов очной формы обучения на одно рабочее место

Для колледжей 16 студентов на один компьютер

702 студента на конец года/87 компьютеров
8 студентов на один компьютер

631 студент на конец года/120 компьютеров
5 студентов на один компьютер

552 студентов на конец года/84 компьютеров
8студентов на один компьютер

 

 

В систему показателей процессов СМК входит также и оценка удовлетворенности потребителей.

  • Колледж определил опрос основным методом для получения информации об удовлетворенности и/или неудовлетворенности  потребителей. Отчет ответственного секретаря приемной комиссии, заведующих отделениями, председателей предметно-цикловых комиссий по опросу удовлетворенности потребителей ежегодно передаются в службу качества. На основании этих отчетов руководитель службы качества готовит материал в виде таблиц, графиков для информирования персонала и представляет их на очередном педагогическом совете или в письменном виде для ознакомления уполномоченным по качеству структурных подразделений колледжа.
  • Ответственным за процесс мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей является заместитель директора по УК (руководитель службы качества).

2

  • Степень удовлетворенности студентов качеством образовательной услуги в текущем учебном году считается высокой, 60% опрошенных ответили «впечатления соответствуют ожиданиям» и 20% опрошенных ответили «впечатления превзошли ожидания».

        Процессы производства образовательной услуги колледжа  направлены на постоянное удовлетворение требований заинтересованных сторон. Образовательная услуга предоставляется колледжем в соответствии с:

  • требованиями государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ГОС СПО) и других нормативных и нормативно-правовых документов;
  • дополнительными требованиями потребителей.

Измерение соответствия образовательной услуги осуществляется колледжем в процессе проведения контрольных мероприятий:

  • экзаменов;
  • зачетов;
  • защиты курсовых работ (проектов);
  • аттестации производственной практики;
  • итоговой государственной аттестации;
  • защиты выпускной квалификационной работы.

Средствами измерения (контроля соответствия) качества образовательной услуги являются:

  • экзаменационные билеты;
  • тесты.
  • Колледж использует подходящие методы и средства для мониторинга и измерения продукции на соответствие требованиям  государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и дополнительным требованиям заинтересованных сторон, включающие контрольные мероприятия:
  • предварительная аттестация;
  • промежуточные  экзамены;
  • дифференцированные зачеты;
  • административные контрольные работы;
  • итоговая государственная аттестация.

Порядок осуществления измерений и оценки уровня ЗУН изложен в Положениях об учебной и учебно-организационной деятельности колледжа.

  • Определение уровня качества предоставленной образовательной услуги и качества подготовки специалистов окончательно осуществляется при:
  • сдаче итоговых государственных экзаменов;
  • защите выпускной квалификационной работы.
  • Ответственными  за процесс являются заведующие отделениями и заместитель директора по учебной работе.

СМК является организационной системой, которая функционирует благодаря деятельности вовлеченных в неё людей. При этом ключевую роль выполняют руководители и специалисты, результатом труда которых является управленческое решение. Из множества факторов, определяющих качество решения, ключевым является определение цели, а объектом измерения СМК является не само управленческое решение, а степень достижения поставленной цели.
Формирование и  количественное определение целей является основой методологии измерения СМК, но именно планирование целей в количественных показателях является самым сложным и непривычным для системы образования. Руководство образовательного учреждения ставит стратегические цели в области качества, которые декомпозируются в количественно определенные цели подразделений и цели процессов. Основным методом измерения является сравнение, а точнее сопоставление запланированных и реально достигнутых целей.
Результаты измерения и анализа являются в свою очередь исходными данными для самого процесса планирования целей в области качества на следующий период, тем самым осуществляется процесс улучшения в области качества.
Вопросы измерения процессов в системе менеджмента качества относятся к наиболее сложным в практическом применении проблемам.
Особое внимания заслуживает процесс производства образовательной услуги, который определен как бизнес-процесс и характеризуется тем, что имеет конкретного потребителя (студента, работодателя). Он существует до тех пор, пока есть потребитель. Организация и систематизация такого процесса должны осуществляется не так, как удобно производителю (педагогическому коллективу), а в соответствии с принципами ориентации на потребителя.

Особенности разработки и развития системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования.
(на примере ФГОУ СПО ПРОКОПЬЕВСКОГО ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)

М.А. Отт
Заместитель директора по качеству и науке
Кемеровская область ФГОУ СПО Прокопьевский промышленно-экономический техникум
PРЕТ@ВК.RU

Статья

В современном мире качество является одним из ключевых понятий. Люди хотят жить в качественных условиях, приобретать качественные товары и услуги. Одним из важнейших показателей качества жизни общества является качество образования, и это не случайно: ведь уровень образования граждан в значительной мере определяет уровень развития технологий, уровень управления, уровень культуры и, в конечном счете, уровень жизни.
Проблема качества образования в начале XXI века встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение качества образования.
Качество профессионального образования – категория, которая отражает соответствие фактического результата, воплощенного в интегрированные качества личности профессионала требованиям общества, экономики, производства.
Качество в образовании, по определению В.А. Качалова – «это не только результаты учебы, но и система, модель, организация и процедуры, которые гарантируют, что студенты получат комплексное личное и общественное развитие, дающее им возможность удовлетворить свои потребности и внести вклад в прогресс и улучшение общества в целом».
Таким образом, перед образовательными учреждениями встала объективная потребность применения современных моделей совершенствования образовательных услуг, ориентированных на потребителя, заинтересованного в получении качественного образования, поскольку оно выступает определённым гарантом профессиональной востребованности молодого специалиста по окончании образовательного учреждения (ОУ).
Вопрос качества образования был актуальным во все времена, но особенно остро на современном этапе встал в системе развития профессионального образования, в том числе и среднего профессионального. Это обусловлено рядом факторов:

  • вхождение России в мировую систему образования;
  • возрастающие запросы населения к образовательным услугам;
  • изменение социокультурного и социально-экономического аспектов развития государства;
  • усиление процессов регионализации образовательных систем;
  • развитие новой области научного знания - менеджмента в образовании, появления возможности использовать управленческие технологии и механизмы, разработанные в разных областях знания, по отношению к различным объектам, в том числе и к такому важному, как качество образования.

По мнению специалистов от качества системы управления зависит и качество результата деятельности образовательного учреждения. Эта связь закономерна и стабильна и требует от руководителей освоения способов программно-целевого прогнозирования, систематического отслеживания промежуточных и итоговых результатов деятельности, координации деятельности всех субъектов управления.
Под системой управления качеством подготовки специалистов понимают комплекс средств и способов организации деятельности управляющей и управляемой подсистем, который обеспечивает целенаправленное изменение образовательного процесса с целью придания ему свойств, гарантирующих удовлетворение общественных и личных потребностей и государственных требований по подготовке специалистов с заданными показателями качества. Данное определение позволяет сформулировать перечень условий, необходимых для осуществления управления качеством подготовки специалистов. Такими условия являются:

  • научно-методическая обеспеченность системного управления качеством образовательного процесса;
  • изменение ведущих функций образовательного учреждения и усиление воспитательных и развивающих аспектов образования;
  • расширение инновационной деятельности, активное внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, приводящих к его качественному обновлению;
  • включённость преподавателей в инновационную деятельность, стремление педагогов к совершенствованию профессионального мастерства, повышение личной ответственности педагога за качество результатов образования;
  • совершенствование механизмов аттестации преподавательского состава, педагогических коллективов и  учебных учреждений в целом.

Сегодня национальная система гарантии качества образования в РФ имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень системы включает в себя совокупность государственных и общественных органов, обеспечивающих государственный и общественный контроль качества образования на основе процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ. Второй уровень управления качеством образования включает в себя внутренние системы качества образовательных учреждений. Другими словами, образовательные учреждения должны создавать внутри образовательного учреждения такие системы, которые гарантируют качество образования конкретного ОУ и способны воспроизводить это качество.
Можно говорить о том, что если образовательное учреждение достаточно успешно функционирует, система качества в нем в той или иной форме существует, и, следовательно, задача состоит в дальнейшем её совершенствовании. Вместе с тем, мы понимаем, что необходимо использовать накопленный в техникуме позитивный опыт. Но зарекомендовавшие себя традиционные процедуры необходимо не просто дополнить новыми, а обеспечить их целостное совершенствование.
Совокупность названных условий и взаимосвязей определила решение о внедрении системы менеджмента качества (СМК) в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме на основе стандартов серии ИСО 9000.
Эффективное функционирование системы менеджмента качества, ориентированной на приоритетные позиции, сформулированные в Политике качества техникума, позволит, на наш взгляд, обеспечить качественную подготовку специалистов среднего профессионального образования, их конкурентоспособность в промышленно-экономической сфере города, региона, а также будет способствовать удовлетворению потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии.
В процессе проектирования и внедрения СМК, в соответствии со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2008 одним из ключевых этапов работ является построение процессной модели, т. е организация должна определить процессы, необходимые для СМК и их применять во всей организации, определить последовательность и взаимодействие этих процессов, определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими.
Необходимо выделить, что не существует конечного или стандартного списка процессов с точки зрения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а определены лишь классы процессов, относящихся к СМК. Типовая модель системы качества образовательных учреждений в структуре процессов выделяет инвариантное ядро и носит рекомендательный характер.
Исходя из практических соображений процессная модель, внедрённая в деятельность техникума построена в интеграции совместимых требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и Типовой модели системы качества, рекомендованной к внедрению в образовательных учреждениях ВПО, СПО НПО решением Совета по координации управления качеством профессионального образования от  19.12.2007г.
В основу разработки сети процессов СМК техникума положено обеспечение прозрачности системы его управления и обозначение чётких границ ее применения. Прежде всего, мы подразделили всю деятельность техникума на отдельные виды и определили продукцию, являющуюся их результатами. Для техникума нами была определена сеть процессов  в виде последовательности и взаимодействия на входе и выходе основных процессов, процессов менеджмента и обеспечивающих процессов, представленная на рисунке 1. Процессы коррелируют с элементами стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

1
Рисунок 1. Процессная модель СМК ФГОУ СПО ППЭТ

Из рисунка 1 видно, что область применения СМК Техникума включает один бизнес-процесс - процесс среднего профессионального образования, основа которого заключается в осуществлении основного образовательного процесса.
Результатом среднего профессионального образования является образовательная услуга – основная образовательная программа. Основной продукцией среднего профессионального образования является система знаний, умений и компетентностей студентов и выпускников техникума, соответствующая требованиям ГОС СПО.
В работе по идентификации и проектированию сети бизнес - процессов и исходя из основного бизнес – процесса нами определено, что бизнес – процесс среднего профессионального образования целесообразно подразделить на следующие макропроцессы:

  • маркетинг и информирование общества;
  • процесс проектирования и разработки образовательных программ;
  • доссузовская подготовка;
  • приём студентов;
  • реализация основных образовательных программ;
  • воспитательная деятельность;
  • методическая и научная деятельность.

Безусловно, существует огромное количество факторов, способствующих качеству подготовки специалистов, а следовательно, и их конкурентоспособности. В настоящее время ведущими факторами, определяющими состояние и возможности качества подготовки специалистов, в том числе и нашем образовательном учреждении, являются: материальная база, профессионализм педагогического коллектива, использование широкого спектра инновационных и информационных технологий и др. Другими словами, эффективная реализация основных бизнес - процессов невозможна, если не идентифицированы и не функционируют обеспечивающие процессы, так как выход вспомогательного процесса надлежащего качества поступает на вход основных процессов и используется в них. Это означает, что при внедрении процессного подхода и управлении процессами в условиях ограниченных финансовых, временных, кадровых, материальных ресурсов критерий проблемности бизнес – процессов играет большую роль.
В связи с этим, на наш взгляд, в техникуме выделены обеспечивающие процессы, имеющие наибольшую практическую ценность:

  • управление;
  • управление ресурсами;
  • библиотечное и информационное обслуживание;
  • управление закупками;
  • социальная поддержка.

Доказано, что заданная роль основных и обеспечивающих процессов не может быть эффективно реализована, если не будет определён адекватный ей комплекс процессов менеджмента.
Хотя эти процессы лишь опосредованно добавляют ценность продукции, они так же значимы, как и основные процессы. Результатом процессов менеджмента, являются повышение результативности и эффективности бизнес-процессов и обеспечивающих процессов. Процессы менеджмента – особые процессы. Их потребителями являются пять групп заинтересованных лиц: инвесторы, потребители, поставщики, сотрудники и общество. В таком случае можно утверждать, что процессы менеджмента – информационные процессы.
При определении процессов менеджмента процессной модели СМК в Прокопьевском промышленно - экономическом техникуме взят за основу  реестр процессов Типовой модели СК ОУ. На рисунке 1 и 2 видно, что они представлены в виде двух блоков, которые в свою очередь состоят из отдельных процессов.

  • Деятельность руководства в системе качества образовательного учреждения:
  • стратегия, политика и цели в области качества;
  • планирование и развитие системы качества;
  • подготовка к лицензированию и аккредитации;
  • организация системы качества;
  • анализ системы качества;
  • Измерение анализ и улучшение в рамках основных и обеспечивающих процессов:
  • мониторинг, измерение, анализ и улучшение;
  • управление несоответствиями (несоответствующей продукцией);
  • внутренний аудит;
  • корректирующие и предупреждающие действия.

Далее на рисунке 2 показаны нормативно-информационные механизмы процессов менеджмента.
2
Рисунок 2. Нормативно-информационные механизмы процессов менеджмента

Каждый из вышеперечисленных макропроцессов в свою очередь декомпозируется на сеть микропроцессов с выделением их границ, внутренней структуры и взаимосвязей.
Один из основных принципов менеджмента качества – это «принятие решений, основанное на фактах и данных». Это означает, что эффективные управленческие решения основываются на анализе фактов, данных измерений и информации. Это предполагает построение в рамках СМК ОУ действенной системы измерений, сбора и анализа информации обо всех процессах и аспектах деятельности ОУ и его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все определенные и «измеряемые» показатели качества всех процессов и результатов деятельности ОУ и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане развития.
Поэтому следующей важнейшей и жизнеобеспечивающей процедурой формирования СМК является мониторинг качества деятельности техникума в целом. Формирование нами системы мониторинга основывалось на понимании мониторинга, как целостной регламентированной организационно-методической системы сбора, измерения, оценки и анализа информации, направленной на определение тенденций развития техникума и разработку рекомендаций по улучшению качества его деятельности. Данная система разрабатывалась в соответствие с ключевыми позициями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и требованиями к лицензированию, и аккредитации образовательного учреждения, следование которым способствовало повышению адекватности содержания и организации мониторинга специфике изучаемых объектов.
Действующая в техникуме система сбора, измерения, оценки и анализа информации объединяет структуры объектов и субъектов мониторинга, а также механизм его реализации. Цель этой системы состоит в информационно-методическом обеспечении процесса управления качеством подготовки квалифицированных специалистов. Достижение цели осуществляется по трем основным направлениям:

  • мониторинг качества процессов и деятельности структурных подразделений;
  • мониторинг, измерение, анализ в рамках основных и обеспечивающих процессов;
  • и мониторинг удовлетворенности потребителей.

Для сбора информации измерения процессов СМК техникума нами разработаны информационные карты процессов, которые устанавливают, прежде всего, цели процессов, порядок их выполнения, измеряемые параметры и показатели результативности. Собранная информация используется для анализа данных (п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001-2008).
Система ежегодного планирования, с заданными характеристиками качества, позволяет прогнозировать и управлять процессом и его результатами на протяжении всех этапов реализации.
Основное отличие такого подхода к мониторингу с позиций СМК от традиционного мониторинга в системе образования – это планирование качества и управление им на всех этапах реализации образовательного процесса, а не констатация фактов в форме государственной статистической отчетности.
В заключении отметим, что система менеджмента качества ФГОУ СПО Прокопьевского промышленно-экономического техникума сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 применительно к деятельности в области среднего профессионального образования.

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В
СОЛИКАМСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Собянина Л.А., Никулина Е.А.
Пермский край, ФГОУ СПО «Соликамский технологический колледж»
e-mail: sla_smk@mail.ru

Статья

«Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем».
Э. Деминг.

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, ставят перед образованием новые требования, а именно:

  • ориентацию на текущие и перспективные потребности рынка труда;
  • повышение качества подготовки специалистов;
  • повышение эффективности управления системой образовательного учреждения.

Для реализации этих задач в колледже разрабатывается, документируется и внедряется система менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО 9001, как совокупность организационной структуры, документации (документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (ISO 8402). Эта система позволит не допускать появления ошибок, приводящих к плохому качеству услуг, выявлять пожелания и конструктивные предложения потребителей и предвидеть их.
Первым шагом при построении системы менеджмента качества в учреждении СПО является выбор соответствующей модели системы менеджмента качества.
Под моделью системы менеджмента качества понимается определенная совокупность принципов, методов, показателей и требований к различным аспектам и процессам деятельности организации, критериев, определяющих уровень совершенства этих процессов и способов оценки уровней совершенства и качества процессов, и получаемых результатов.
Анализ различных концепций и теоретических положений в области управления качеством позволил выделить четыре подхода: системный, процессный, компетентностный и личностно-ориентированный, на основе которых были сформулированы принципы проектирования и внедрения эффективной модели управления качеством образовательной деятельности в ссузе (см. схему).
Системный подход предполагает учет следующих уровней: уровня учебного заведения (административного уровня), образовательной программы и цикла дисциплин (уровень специальности), отдельной дисциплины (уровень деятельности преподавателя) и студенческий (уровень дисциплины).
Процессный подход - является принципиальной основой в построении СМК учреждения на основе стандарта ИСО 9001:2008. Суть его в рассмотрении образовательной деятельности как системы взаимосвязанных процессов, преобразующих входы в выходы, и управление этими процессами.
Личностно-ориентированный и компетентностный подходы предполагают управление учебно-воспитательным процессом, обеспечивающее соответствие выпускника модели профессионально-подготовленной личности специалиста (ППЛС).
Ориентация модели управления качеством образовательной деятельности на опережающее развитие системы СПО – принцип постоянного развития.
Каждое учебное заведение по-своему видит модель качества и ее наполнение. Модель СМК нашего колледжа построена на основе совокупности указанных подходов и принципов, способствующих решению задач по достижению цели - повышения качества подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, и базируется на трех группах процессов: процессы высшего руководства (менеджмента), базовые (основные) процессы, обеспечивающие процессы.
Процессы менеджмента (М): «политика в области качества», «планирование СМК, ответственность и полномочия», «анализ со стороны руководства» содержат управленческие функции. Миссия, видение, основная цель колледжа, а также приоритетные направления деятельности закреплены в Политике в области качества. Планирование СМК представлено в Плане качества учреждения.
Базовые (основные) процессы (Б) процессы, непосредственным результатом которых являются образовательные услуги. Они образуют фундамент для формирования ценности продукции и определяют выходные результаты деятельности учреждения.
К процессам жизненного цикла образовательных услуг относятся основные (базовые) процессы:
- планирование процессов жизненного цикла образовательных услуг;
- процессы, связанные с потребителями;
- разработка профессиональных образовательных программ;
- закупки;
- реализация  профессиональных образовательных программ.
К обеспечивающим процессам (О) в модели управления качеством образовательной деятельности отнесены процессы, результатом которых является создание необходимых условий для осуществления основных процессов (изучение спроса потребностей и ожиданий потребителей, закупки, управление персоналом, менеджмент финансов, материально-технических и информационно-методических ресурсов и др.).
Колледж стремится получить наиболее ясную картину всей совокупности требований и ожиданий, предъявляемых потребителями и партнерами. Особую позицию с точки зрения важности вопроса здесь занимают сотрудники и персонал колледжа, студенты и работодатели. Поэтому исследования удовлетворенности всех групп стали регулярным процессом.
Проблема менеджмента качества, являясь приоритетной, решается при активном участии руководства и всего коллектива.
Информация о системе менеджмента качества колледжа, последовательности действий при внедрении и поддержании СМК в рабочем состоянии представлена в документации СМК. Службой качества подготовлен пакет документов, включающий:
I уровень

  • Миссия СТК
  • Политика в области качества
  • Цели в области качества
  • Руководство по качеству

II уровень
Стандарты организации:

    • СТО СМК 4.2.3-01-10 Документация системы менеджмента качества. Процедура управления процессом.
    • СТО СМК 4.2.4-01-2010 Система менеджмента качества. Записи системы менеджмента качества.
    • СТО СМК 8.2.2-01-2010 Система менеджмента качества.  Внутренние проверки (аудиты). Процедура управления процессом.
    • СТО СМК 8.3-01-2010 Система менеджмента качества. Управление несоответствующей продукцией.
    • СТО СМК 8.5-01-2010 Система менеджмента качества. Корректирующие и предупреждающие действия.
    • Положения о структурных подразделениях)

III уровень
Документы по планированию
План качества
IV уровень
Организационно-правовые и методические документы:

    • Методика оценки удовлетворенности потребителей М СМК 01-10
    • РИ СМК 4.2.4-01-2010 Система менеджмента качества. Реестр и формы записей
    • Должностные инструкции
    • Положения по этапам и направлениям организации образовательной деятельности

Внутренние организационно-распорядительные документы колледжа:

    • Приказы
    • Протоколы

V уровень
Типовые формы:

    • Сборник форм записей СМК

Записи по качеству

    • Реестры, журналы СМК

Применение стандарта ИСО 9001:2008 позволит совершенствовать учебно-воспитательный процесс и повышать качество подготовки кадров.
Внедрение системы менеджмента качества в колледже – гарантия устойчивого успеха в деятельности в отношении потребителей образовательных услуг, гарантия подготовки практико-ориентированного, конкурентоспособного специалиста.
Схема

  Модель СМК
ФГОУ СПО «Соликамский технологический колледж»

Инновационные подходы к проведению непрерывного развития специалистов сестринского дела

Тулякова Т.И.
Тюменская область, АОУ СПО ТО Тобольский медицинский колледж им. В.Солдатова
tob_med@ttknet.ru

Статья

В условиях социально-экономических тенденций развития России  стратегической целью в подготовке медицинских кадров среднего звена является повышение инновационной привлекательности и создание устойчивой системы инновационного развития непрерывного образования специалистов сестринского дела, направленной на удовлетворение современных потребностей рынка труда, обеспечение кадрового потенциала отрасли здравоохранения.
В связи с этим нами была разработана инновационная образовательная программа, определившая перспективы развития колледжа. Мы обратились к практике управления бизнесом, к СМК, где важной составляющей стал анализ работы и поиск внутренних резервов для роста и развития. Были обозначены стратегические цели, миссия, политика образовательного учреждения. На основе анализа деятельности, с учётом  реальных условий внешней и внутренней среды, нами были определены следующие составляющие элементы – модули программы:


- модуль управления;
- профориентационный модуль;
- учебный модуль;
- кадрово-методический модуль;
- информационный модуль;

- модуль воспитательной системы;
- финансовый модуль;
- модуль мониторинга;
- модуль постдипломной подготовки.

Учитывая, что образовательное учреждение – это система, в которой протекают взаимосвязанные процессы, и невозможно изменять один или два, не меняя при этом другие, инновационные преобразования должны  охватить  все процессы. Предоставление колледжу автономности в определении собственной структуры,  организации образовательной деятельности, ответственности за качество подготовки высокопрофессиональных  кадров, финансовой самостоятельности вызывает необходимость эффективного управления ресурсами. В связи с этим осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда работников колледжа, усовершенствована система мотивации сотрудников на основе введения рейтинговых показателей деятельности.
Чтобы быть успешным и обеспечивать современный уровень образования, мы должны в первую очередь задуматься о построении адекватной системы управления. Средством достижения необходимого качества любой услуги из опыта инновационной деятельности является наличие в организации системы менеджмента качества (СМК), как инструмента обеспечения гарантий в том, что предоставляемая услуга соответствует требованиям потребителей, поэтому коллективом колледжа было принято решение внедрить модель СМК в соответствии международного стандарта ISO 9001:2008, в качестве механизма постоянного улучшения и обеспечения качества образовательной услуги.
С целью внедрения СМК определены основные направления изменений, связанные с управлением образовательного учреждения: выделены основные процессы в деятельности колледжа, критерии их результативности, методы мониторинга измерения и анализа процессов, оптимизирована организационная структура колледжа, усовершенствована система внутриколледжного информирования и аналитической отчётности подразделений, проведён мониторинг объектов инфраструктуры и параметров производственной среды, организована «Школа менеджера». Семинары, проводимые в рамках школы, способствуют сплочению коллектива, осознанию каждым важности его участия в выполнении поставленных задач в повышении качества образовательных услуг.
В условиях демографического кризиса, нарастающего кадрового дефицита средних медицинских работников в здравоохранении, неблагоприятной тенденции потери интереса к среднему профессиональному образованию у выпускников средней школы нами разработаны новые подходы к формированию контингента:
- в соответствии с Концепцией профильного обучения - создание системы специализированной подготовки в средних и старших классах общеобразовательных школ.
- профессиональная подготовка средних медицинских работников на базе основного общего образования.
С 2002 года в колледже начали предпрофильную подготовку учащихся 8 классов в двух школах города, в основном из которых в 2003 году был проведен первый набор студентов на отделение «Сестринское дело» в количестве 32 человек, а с 2005 года начали подготовку по специальности «Фармация».
В настоящее время количество студентов, обучающихся по вышеуказанным специальностям на базе основного общего образования, составляет около 20% от общего контингента. В 2009 году конкурс при поступлении на отделение «Сестринское дело» составил 8 человек на 1 бюджетное место. В связи с увеличением количества поступающих в 2009 году Департаментом здравоохранения Тюменской области было принято решение об увеличении плана приема этого контингента в 2 раза. Если в первом наборе студентов на базе основного общего образования были только выпускники школ города, то уже в 2009 году более 50% поступивших – жители сельских районов, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов. Преимуществом нашего учебного заведения является и то, что мы имеем возможность всем иногородним студентам предоставить благоустроенное современное общежитие.
Педагогическая работа с данным контингентом студентов имеет свою специфику. За период с 2003 года в колледже уже накоплен определенный опыт работы в группах на базе основного общего образования, выработаны методика обучения и воспитания студентов. Весь образовательный процесс в этих группах строится с учетом психолого-педагогических и физиологических особенностей подростков, что помогает преподавателям и кураторам создавать устойчиво благоприятный климат в студенческом коллективе. В систему психологического мониторинга включены следующие показатели: уровень профессиональной самооценки; удовлетворенность выбранной профессией; мотивация к достижению успехов; готовность к творческой самореализации; уровень сформированности представлений о требованиях, предъявляемых медицинскому работнику; способность к адекватному включению в систему профессиональных отношений.
Результаты психолого-педагогического исследования представлены на слайде.
По результатам психолого-диагностического исследования в группах 1 курса в 2008 – 2009 учебном году в сентябре уровень низкой адаптации студентов составил 41,6%, а в мае всего 16,6%. Мониторинг успешности выпускников показал, что у 72% студентов она сформировалась в колледже, показатель удовлетворенности приобретаемыми знаниями, условиями обучения у них же составил 93%.
Для обеспечения необходимого уровня качества образования,  соответствующего требованиям потребителя, нами был проведён анализ структуры  и содержания подготовки специалиста, который выявил необходимость реорганизации практической подготовки, введения системы мониторинга качества обученности студентов.
С целью формирования практико-ориентированной среды в контексте национальных проектов «Образование» и «Здоровье», в колледже разработан и реализуется образовательный проект «Создание медицинского учебно-практического центра как имитационной модели реальной мини-клиники».
В рамках проекта реализуются следующие задачи:
- повышение уровня общей и профессиональной подготовки специалиста;
- формирование у студентов адаптивной функции профессиональной деятельности;
- реализация принципа опережающего профессионального образования;
- регионализация профессиональной подготовки специалиста;
- внедрение в учебный процесс практико-ориентированных и информационных технологий;
- дальнейшее развитие социального партнерства между учебным заведением и работодателями;
- укрепление и совершенствование материально-технической базы колледжа.
Для реализации проекта Департаментом здравоохранения Тюменской области в оперативное управление колледжу были выделены  дополнительные площади 600м2 в лечебном учреждении, где размещены 15 специализированных доклинических кабинетов учебно-практического центра, оснащенных предметами ухода, муляжами, фантомами, электронными виртуальными тренажёрами европейского качества, которые позволяют имитировать любую клиническую ситуацию, а также предназначены для отработки расширенных навыков ухода за пациентами различного возраста. Осуществляя программу практического обучения посредством учебного имитационного центра, широко используются современные информационные технологии: компьютерное тестирование, мультимедийное сопровождение, создание электронных учебных пособий, изучение автоматизированных рабочих мест медицинского персонала и информационных программ которые используются в учреждениях здравоохранения. Мы преследуем цель не только реализовать все компоненты практического обучения, заложенные в государственных образовательных стандартах в разрезе специальностей, но и воспитать более активного, самостоятельного специалиста, владеющего практическими навыками для работы в отрасли.
Безусловно, доклинический этап не решает в полной мере проблемы обретения обучающимся всех профессиональных компетенций. Студенты лишены главного, возможности научиться общению с пациентом. Кроме этого, благодаря реализации национального проекта «Здоровье», лечебно – профилактические учреждения  оснащены современным дорогостоящим оборудованием, которого нет и не может быть в образовательном учреждении. В связи с этим практические навыки, полученные в учебно-практическом центре, подкрепляются на клинической практике в лечебных учреждениях, которые приказом Департамента здравоохранения Тюменской области закреплены как базы практики за всеми средними медицинскими учебными заведениями.
С целью успешной адаптации и усиления конкурентоспособности специалиста мы предоставляем выпускникам возможность получения специализации не только по сестринской косметологии, медицинскому массажу, предрейсовому осмотру водителей, но и обучения основам предпринимательской деятельности на основании Распоряжения Правительства Тюменской области от 26.12.08г. №1799-рп в рамках реализации «Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».
Формирование социально - адаптированной личности в современном обществе является одной из ведущих задач. Эта задача решается с помощью обновления содержания процесса воспитания, создания условий для формирования личностной, социально-общественной зрелости специалиста, здоровьесберегающей среды. В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность органов  студенческого самоуправления. Наряду с формированием профессиональных компетенций уделяется внимание этическим и деонтологическим аспектам, культуре профессионального общения, патриотического самосознания. С этой целью в 2003 году организована АНО «Сестры милосердия», в рамках которой разработана и реализуется волонтерская программа «Добродетель», создан студенческий центр «Здравие».
Под руководством координаторов - преподавателей 30 студенческих отрядов волонтеров осуществляют работу программы по различным направлениям: помощь на дому пожилым людям и инвалидам, помощь лечебно-профилактическим учреждениям, донорство, санитарно-просветительская работа, трудовой десант, православное служение, коллективно-творческие дела.На патронаже студентов-волонтеров находится 32 пожилых человека, за год студенты-доноры провели 171 кровоотдачу и сдали 58 литров крови и плазмы, проведено 352 беседы и лекции.
Работа центра «Здравие» осуществляется по двум направлениям: научно-исследовательское и санитарно-просветительское. Научно-исследовательская работа студентов является приоритетным направлением в организации внеаудиторной работы. Темы исследований отражают проблемы практического здравоохранения.
Одним из важных факторов образовательного процесса является создание здоровьесберегающей среды, включающей в себя целый ряд составляющих, которые позволяют в комплексе решать проблемы сохранения и укрепления здоровья: работа по воспитанию культуры здоровьесбережения, проведение мероприятий, способствующих формированию интереса у студентов к занятиям физкультурой и спортом, активного и действенного противостояния негативным факторам, влияющим на здоровье. В целях совершенствования профилактической и оздоровительной работы среди студентов в колледже организовано питание, открыт здравпункт и стоматологический кабинет, проводится ежегодная диспансеризация студентов, вакцинация, обследование в Центре здоровья.
В связи с происходящими изменениями в системе здравоохранения пересмотрен подход к постдипломному образованию средних медицинских работников. По требованиям потребителей, наряду с традиционными формами обучения,  применяются индивидуальное обучение по заявкам ЛПУ или личным заявкам специалистов, проведение научно – практических конференций по актуальным темам здравоохранения, охватывающих аудитории до 300 человек, что обеспечивает доступность образовательной услуги.
Значительно повысить продуктивность занятий позволяют инновационные обучающие технологии с учетом возрастных особенностей, при которых слушатели становятся активными участниками процесса обучения: лекции – диалоги, лекции – конференции, когда учебный материал под руководством преподавателя готовят и докладывают сами слушатели. Традиционные лекции с мультимедийным сопровождением с применением интерактивной доски становятся более зрелищными и интересными и позволяют в рамках одной лекции подать новый материал, а также на клинических примерах обсудить его практическую значимость и более глубоко осмыслить информацию.
На базе учебно – практического центра специалистам учреждений здравоохранения предоставляется возможность отрабатывать на муляжах и фантомах практические навыки и умения, сестринские манипуляции по уходу за тяжелобольными, закреплять навыки оказания неотложной помощи на тренажерах.
Выполняя миссию, направленную на образовательное и культурное развитие региона, проводится обучение населения вопросам по общему уходу в домашних условиях, уходу за новорожденным, оказанию первой медицинской помощи и др.
Новой формой социального партнерства явилось создание по инициативе колледжа координационного совета руководителей сестринского дела учреждений здравоохранения г. Тобольска, сопредседателем которого является директор колледжа. В рамках работы совета проводятся обучающие семинары, научно-практические конференции, обмен опытом и знакомство с организацией и особенностям работы конкретных ЛПУ, организация работы с молодыми специалистами, проведение мероприятий, посвященных Дню медицинской сестры, Дню медицинского работника, профессиональных конкурсов.
При возрастании требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов меняются и требования к современному педагогу, его роли в образовательном процессе. Помочь педагогу соответствовать новым требованиям, непрерывно повышать свой профессиональный уровень – одна из важнейших задач колледжа.
Для ее реализации была создана разноуровневая система повышения квалификации, в которой каждый педагог может выбрать для себя оптимальный вариант развития: курсы повышения квалификации, участие в методических семинарах, «Школе начинающего педагога», научно-практических конференциях, конкурсах и публикации в  различных изданиях.
Реализация инновационной самооценки педагогами  ведёт  к развитию культуры саморегуляции в колледже, получению знаний о внутренних резервах и возможностях их использовать. Проведение самоанализа и самооценки это мощный механизм повышения качества образования. Для обучения педагога самоанализу нами использован метод «Портфолио», разработаны индивидуальные карты профессионального роста педагога, критерии оценки эффективности занятия, визитационные карты. Все это дает возможность целенаправленно осуществлять мониторинг индивидуальной траектории профессионального развития педагога, создать полный банк результатов его деятельности, выявить наиболее ценный опыт для его дальнейшего распространения, эффективно управлять ростом профессионального мастерства педагога. По разработанным критериям рейтинговой оценки профессиональной деятельности педагога заполняются диагностические карты, в конце учебного года подводятся итоги работы педагогов. Победителям присваивается звание «Педагог года», вручается диплом и денежная премия.
Инновационные изменения включают внедрение корпоративной информационной системы, обеспечивающей информационную поддержку на всех уровнях управления. В настоящее время в колледже используются подсистемы управления финансами, персоналом и учебным процессом. Основными направлениями развития автоматизации в колледже являются дальнейшая разработка и внедрение информационных программ управления и поддержки деятельности колледжа, расширение информационного пространства для всех участников образовательного процесса. Для реализации этих целей нами созданы и функционируют информационно-методический центр, медиатека, три компьютерных кабинета, обеспечен выход в Интернет, сформирован банк электронных ресурсов.
Результатом целенаправленной инновационной деятельности колледжа стало успешное прохождение сертификационного аудита на соответствие требованиям Международного стандарта СМК ISO 9001:2008 (август 2009 г.), участие и победа в конкурсах различного уровня.
Таким образом, создание устойчивой системы инновационного развития непрерывного образования специалистов сестринского дела в соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития здравоохранения, построенной на принципах процессно-ориентированного подхода, позволяет улучшить качество подготовки средних медработников, что, в конечном счете, положительно сказывается на эффективности и качестве медицинской помощи.

 

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru