Меню
Оценка качества воспитательной деятельности

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА И МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

к.и.н.     Житкова С.А.

г. Астрахань

ФГОУ СПО « Астраханский автомобильно-дорожный колледж»

Е-mail:aadk@astranet.ru

Статья

Развивающемуся обществу нужны  современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди,  которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью,  готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года). Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества без учета современного положения в мире, тенденций его развития,  открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества.
Современное российское образование характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми тенденциями,  которые требуют глубокого переосмысления содержания подготовки специалистов. Социально – политический  и экономический кризис общества поставил педагогов перед необходимостью пересмотра педагогических позиций,  переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания обучающихся. В гуманистической парадигме педагог всегда рассматривался не только как учитель,  но и  как воспитатель. В процессе воспитания должны активно участвовать такие социальные институты как семья,  государство, учебное заведение, научные и культурные организации.
Воспитание историей является наиболее действенной формой воспитательной работы. Нельзя сформировать полноценную творческую личность, если человек не уважает, не любит и не понимает историю своей страны.
В настоящее время усиливается интерес к истории родного края,  активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов, и других объединений в учреждениях образования (Положение о деятельности музеев общеобразовательных учреждений). Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям фонды и экспозиции, которых составляют значительную часть историко–культурного  общественного наследия.
Последние десятилетия для российских учреждений музейного типа стали переломными.  Новая социокультурная ситуация коренным образом скорректировала работу музеев.
Сегодня – это не просто места хранения и изучения материальной культуры художественных ценностей, а многофункциональные культурные комплексы.
Так, при изучении курса истории  необходимо опираться и на краеведческий материал. Наш город имеет богатую историю,  которая тесно переплетается с историей нашей страны, и при любой возможности мы вместе со студентами посещаем музеи нашего города, знакомимся с экспозициями залов. Например, при изучении темы по истории: «Татаро-монгольское нашествие на Русь» целесообразно посетить отдел истории краеведческого музея – экспозицию «Наш край – центр Золотой Орды». При прохождении темы «Внутренняя  и внешняя политика Петра – 1» экспозицию «Петр – 1  в Астрахани». Темы, связанные с Великой Отечественной войной можно подкрепить изучением краеведческого материала «Астраханский край в годы войны» (Музей боевой славы). Традиционными стали пешеходные экскурсии по Астраханскому кремлю, а также экскурсии по историческому центру города «Архитектура Астрахани конца 19 начала 20 века», а с жизнью и бытом горожан можно познакомиться в музее истории города.
Вся тематика экскурсий разработана сотрудниками Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника и используется преподавателями при изучении различных тем курса истории Отечества и при подготовке и проведении внеаудиторных мероприятий.
Музеи города помимо экскурсионной работы предлагают целый ряд мероприятий, посвященных различным историческим датам. Так, мы частые гости в музее Боевой Славы. Здесь мы не просто знакомимся с экспозицией, но и часто становимся участниками встреч с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 – 1945г.г.), пограничниками, «афганцами» и т.д. Эти мероприятия сопровождаются показами видеофильмов, выступлениями творческих коллективов, что оказывает большое эмоциональное воздействие, содействует налаживанию взаимопонимания между подростками, молодежью, взрослыми.
Изучение истории государства и пробуждения интереса к ее, порой нелегкому, ходу событий должно начинаться с изучения своей малой Родины – города и края, в котором живет наша молодежь.
В Астраханском автомобильно-дорожном колледже силами преподавателей и  студентов создан музей, и знакомство с нашим учебным заведением начинается с посещения залов музея, история которого берет начало с далекого 1932 года. В залах музея представлена самая разнообразная тематика, что позволяет ближе познакомиться студентам и гостям нашего учебного заведения с историей, этапами становления и традициями колледжа.
Один из залов музея посвящен истории ААДК, во втором зале  представлены экспонаты, рассказывающие о боевом прошлом нашей страны и  о том, какое участие в нем принимали наши студенты и  преподаватели, а следующий зал рассказывает о наших выпускниках – руководителях производства.
При музее созданы органы самоуправления – совет музея, различные секции, рабочие группы. На базе музея организован и ведет активную работу историко-краеведческий клуб «Белый город»,  а также поисковый отряд «Память», который действует в составе сводного областного отряда. Студенты и преподаватели нашего учебного заведения активно сотрудничают не только с государственными музеями  города, но и с архивами, библиотеками,  этнокультурными обществами. Мы разрабатываем тематику и содержание поисково-собирательской работы, постоянно пополняя фонды музея новыми материалами.
Музей играет большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Изучение региональной экономики в учебном процессе позволяет решать следующие  задачи обучения – повышать интерес студентов к истории, экономике и культуре родного края; воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой  Родине; привлекать студентов к научным исследованиям. Темы для будущего исследования студенты выбирают самостоятельно и по желанию. Конечно, трудно сформулировать тему для студента, которая была бы научной новостью. Поэтому большинство работ носит просветительский  характер, как для автора, так и для слушателей. Но написание таких работ полезно, особенно для начинающих исследователей. Главное требование при их написании -  грамотное исполнение: постановка проблемы, правильное исследование литературы, исторических источников, выстраивание четкой структуры научной работы. Выполнив такую работу, студент делает очень много открытий в истории и приобретает навыки грамотного написания научной работы. Тематика таких работ может быть самой разнообразной: от  изучения истории своей семьи, своего народа, до изучения истории какого-либо архитектурного памятника или события. Например, темы, которые студенты довольно успешно и грамотно исследовали: «Культура казахского народа», «Православные храмы города», «История кофейни «Шарлау», «Астраханские губернаторы», «Астрахань музыкальная», «Астраханский драматический театр (страницы истории)» и т. д. Работа не приобретает завершенного вида, если студент не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной аудиторией. Представить свой труд ребята могут на научно-практических конференциях различного уровня. Так студенты в 2009 – 2010 учебном году представили на Всероссийском молодежном форуме по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЭКО» работу «Веков листая календарь», которая получила диплом лауреата, а научный руководитель Благодарственное письмо. Участвуя в VI Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов ССУЗов в г. Тверь студент нашего колледжа получил диплом.
Вместе с тем краеведение – одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как, дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов. А это имеет большое значение для решения вопроса в выборе методов обучения и формах связи учебных занятий.
На базе нашего музея проходят традиционные встречи с выпускниками разных лет, конференции, викторины, конкурсы, заочные путешествия, своеобразные отчеты этнографических экспедиций, уроки памяти, выставки творческих работ, обзорные и тематические экскурсии.  Так, традиционной стала выездная экскурсия и участие наших студентов и преподавателей в торжественном митинге, посвященном Дню Победы в республику Калмыкия (пос. Хулхута).
За большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной композиции и успехи  в воспитании студентов нашему музею в  2005 году присвоено звание «Школьный Музей» (Свидетельство № 10587), музей награжден Дипломом 1 степени за победу в областном конкурсе музеев и залов боевой и трудовой славы образовательных учреждений Астраханской области в номинации «Музеи средних специальных учебных заведений» и Дипломом лауреата Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Члены совета музея в 2008 г. принимали участие в слете поисковых отрядов и музейных объединений (Краснодарский край город-курорт Анапа, ФДОЦ «Смена»), где прошли курс обучения по организации музейное работы и им были вручены свидетельства о том, что они могут быть организаторами общественного музея в учреждениях СПО.
Министерство образования России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи. Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В СРЕДНЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Пономаренко М.В.

г. Астрахань
ФГОУ СПО « Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
Е-mail:aadk@astranet.ru

Статья

Как известно, процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих молодым поколениям полноценно влиться в общество (социум) и функционировать в качестве его полноправных членов, называют социализацией. Процесс этот весьма сложен, охватывает множество граней жизни и требует пристального внимания со стороны государства.
Ведущим и определяющим началом, наиболее значимым и эффективным средством социализации является образование. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающимся человеком (учитывает возрастные возможности и ограничения) и процессами его стихийной социализации. Образование выступает одновременно и как фактор, и как средство социализации; оно влияет на предпочтения людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение; организует, и упорядочивает, то ослабляют, то усиливают свое воздействие на людей, на образ жизни, нравы и обычаи общества, его ценности и нормы. Поэтому образование можно рассматривать как процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека, осуществляемой в его интересах и интересах общества, которому он принадлежит.
Активное влияние на изменение общественного сознания студентов на основе новых целей и задач современного общественного развития – важнейшая функция современного института образования. Она включает в себя 3 взаимосвязанных процесса: воспитание, т.е. усвоение индивидом ценностей, принятых в обществе; обучение, т.е. усвоение знаний, умений, навыков, позволяющих индивиду овладеть выбранными им ценностями; социализацию, предусматривающую усвоение прав и обязанностей и формирование их на основе стандартов поведения, связанных с их реализацией (социальные нормы и ценности при этом усваиваются как сознательно, так и бессознательно.
Особое внимание хочется уделить воспитательному процессу в учреждениях среднего специального образования. Социализация признается успешной, когда личность усвоила одобряемые в данном социуме социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения, а основу направлений воспитательной работы как раз и составляют: развитие творческих способностей, обеспечение физического, эстетического, нравственного, интеллектуального развития, познание жизни, самих себя и других людей с помощью активного вовлечения студентов в разнообразную деятельность. И наряду с этим создаются условия для развития организаторских способностей и задатков, психических свойств личности, решения проблем социальной адаптации студентов.
Таким образом, своей целью воспитательная система учебного заведения видит сформировавшуюся полноценную всесторонне развитую личность, способную ориентироваться в сложившейся социально-экономической и политической обстановке в государстве. То есть выпускник учебного заведения должен иметь потребности в творческой деятельности, быть здоровым, в защищенности и безопасности, в смысле жизни, в самореализации, в уважении, признании, необходимом социальном статусе, в свободе (самостоятельности независимости); должен иметь сформированный набор нравственных, интеллектуальных, физических и психических качеств личности; иметь умения, навыки – способы различных видов деятельности; уметь правильно поставить перед собой цели и задачи для саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования; сделать выбор жизненных позиций; понимать значимость физического и нравственного здоровья и владеть навыками его поддержания.
Хочу описать систему воспитательной работы ФГОУ СПО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж». Полноценная личность формируется, участвуя в работе разных воспитательных центров. В Астраханском автомобильно-дорожном колледже работают многие воспитательные центры: молодежный досуговый центр (вокальный, хореографический кружки, СТЭМ, молодежные праздники, шоу, дискотеки, агитбригады, КВН), Центр профессионального воспитания (День знаний, адаптационная работа, декады по специальности, профессиональные праздники, экскурсии, выставки технического творчества, строительные отряды), Центр спортивного мастерства (спортивные секции, факультативы, соревнования всех уровней, спартакиады, спортивные праздники), Центр формирования здорового образа жизни (факультативы, профилактика зависимостей, конкурсы, встречи, дни здоровья, лекции, анкетирование, круглые столы, консультации, встречи со специалистами), Историко-краеведческий центр (летопись колледжа, экскурсии, музеи города, выставка творческих работ, праздники национальных культур, исследовательские работы), радио-прессцентр (газета «Дорога в жизнь», интернет-новости совета студенческого самоуправления, конкурсы видеофильмов, радиопрограмм, радиоспектаклей, радиоцентр, участие в фестивале «Астрахань студенческая»), Литературная гостиная (совместные мероприятия с библиотекой, конкурсы чтецов, встречи с писателями города).
В основном студенты, участвующие в работе центров, проявляют активность в самоуправлении колледжа. Совет студенческого самоуправления имеет свою структуру: председатель, заместители председателя по социальной защите студентов, по организации молодежного досугового центра, по работе с областными и городскими отделами молодежи, межвузовским студенческим клубом, ВУЗами и ССУЗами, командир поискового отряда, руководитель центра спортивного мастерства, председатель студенческого совета общежития колледжа, председатели старостатов отделений и их заместители, старосты групп. При таком подходе к организации воспитательной системы в учебном заведении у ребят формируются организационные навыки, активная жизненная позиция, сознательное отношение к взрослой жизни.
Чтобы понять, насколько действенна такая воспитательная система и является ли она действительно фактором социализации личности в учебном заведении, в Астраханском автомобильно-дорожном колледже разработана система оценки воспитательной работы со студентами, критериями которой являются: динамика личностного роста студента (оценивается с помощью вопросника «Личностный рост», который проводится со студентами дважды – при поступлении в колледж и через 2-3- года), качество реализации воспитательных дел, акций, мероприятий, уровень развития студенческого коллектива, качество студенческого самоуправления, уровень развития молодежного досугового центра, качество взаимодействия со средой, окружающей колледж, в решении воспитательных процессов, уровень и качество ресурсного обеспечения воспитательного процесса. Ежегодные исследования в колледже показывают, что такой подход к организации воспитательной системы и активность студентов дают нам именно ожидаемые результаты, т.е. в итоге мы получаем полноценно и всесторонне развитую личность.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитательная система в учебном заведении является неотъемлемой частью и фактором социализации студентов.

Конкурс «Самая лучшая группа» как средство
воспитания будущего педагога

Гавриш Н.И., Швецова Е.В.

Республика Коми, Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования «Воркутинский педагогический колледж»

e-mail: pcollege_vorkuta@mail.ru

Статья

Сегодня воспитание студенческой молодежи является той острой социальной проблемой, без которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества. Отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных целей, стремление к личному обогащению, снижение общей культуры молодежи, неподготовленность к серьезному труду – вот тот неполный перечень негативного состояния молодого поколения, которые усиливают социальную напряженность. В то же время в российском обществе возникают все новые процессы в социальной, политической, экономической и культурной сферах. Меняется система социально значимых ценностей, общественных и личностных приоритетов. Наметились тенденции в области молодежной политики, которые способствуют созданию условий для активизации самостоятельной творческой деятельности студенческой молодежи, для формирования гражданской позиции, развития и углубления инициативы. Нарастает понимание педагогами необходимости поиска таких форм взаимодействия, которые бы способствовали вовлечению молодежи в социальную практику и развивали бы их созидательную активность.
В соответствии с приоритетами Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации внеучебная воспитательная деятельность Воркутинского педагогического колледжа нацелена на создание целостной системы, существенно влияющей на повышение уровня профессиональной компетентности будущих педагогов. Только при  комплексном воздействии учебной, производственной, учебно-исследовательской, внеучебной деятельности и развития студенческого самоуправления мы успешно решаем данную проблему.
Одной из наиболее эффективных форм повышения уровня профессиональной компетентности будущих педагогов явилась разработка и апробация в 2004-2005 учебном году конкурса «Самая лучшая группа». Конкурс был  организован Центром воспитательной работы по ини­циативе Студенческого совета при содействии администрации колледжа. Став традиционным, конкурс успешно действует в колледже шестой год.
Цель конкурса мы определили следующим образом: способствовать самореализации, самоутверждению, саморазвитию каждого студента в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Задачи:

  • создать условия для осуществления эффективной работы органов студенческого самоуправления, для перехода процесса самоуправления на новый, более совершенный управленческий уровень;
  • активизировать работу органов студенческого самоуправления;
  • повысить учебную мотивацию и уровень обученности;
  • сформировать групповую сплоченность;
  • повысить уровень организованности, дисциплины, воспитанности студентов образовательном процессе;
  • выявить и развивать творческий потенциал личности каждого студента с учетом его возможностей.

Конкурс «Самая лучшая группа» создает в колледже обстановку социальной защищенности и отношений сотрудничества между студентами и преподавателями, а также возможностей для развития и саморазвития личности, которые свидетельствуют о гуманистическом, личностно-ориентированном подходе к воспитанию.
Результатом участия студентов в общественной деятельности является формирование и развитие у них ответственности, самостоятельности, активности, коммуникативности, организованности, умения адаптироваться в социуме, и развитие потребности личности в самоактуализации, в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей, а также творческое отношение к делу и выполнение его на качественно новом, на более высоком уровне.
Конкурс проводится ежегодно в период с 1 сентября по 15 апреля. В нем принимают участие все учебные группы колледжа очной формы обучения. Проводится конкурс в три этапа.
В ходе подготовительной работы студенты и преподаватели колледжа знакомятся с Положением  и Программой конкурса, получают целевую установку на успешное и активное участие в этом конкурсе.
Руководство конкурсом осуществляется оргкомитетом в составе представителей Студенческого совета, администрации колледжа, заведующих отделениями. Оргкомитет определяет и утверждает основные критерии оценивания конкурса, которые ежегодно корректируются в зависимости от поставленных задач на текущий учебный год. Между комиссиями студсовета распределяются обязанности по осуществлению контроля за выполнением условий конкурса и отслеживанию деятельности учебных групп по основным направлениям: учебная деятельность, производственная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, внеучебная деятельность.
По каждому направлению деятельности учитываются разные показатели:

  • учебная деятельность (результаты административного рубежного контроля (ДКР), результаты текущего контроля, результаты промежуточного контроля, результаты Федерального Интернет-экзамена);
  • внеучебная деятельность (участие в общеколледжных мероприятиях, участие в городских и республиканских мероприятиях (призовые места, победы в номинациях), работа в органах студенческого самоуправления, занятость в кружках и секциях, уровень воспитанности);
  • учебно-исследовательская деятельность (своевременность и качество защиты рефератов, своевременность и качество защиты курсовых работ, своевременность и качество защиты планов-графиков исследовательской деятельности, своевременность и качество предзащиты ВКР, участие в работе студенческого научного общества);
  • производственная деятельность (своевременность и качество прохождения каждого вида производственной практики).

Место каждого из направлений определяется значимостью, трудоемкостью данного вида деятельности в образовательном процессе. Отдельные показатели делятся на несколько составляющих, и каждая из них также оценивается. При разработке критериев оценивания по каждому виду деятельности учитывается курс обучения студентов.
Для отслеживания промежуточных результатов конкурса и подведения итогов применяется рейтинговая система оценивания. При этом соблюдается принцип гласности: на информационном стенде отмечаются оперативные итоги хода конкурса. Каждая учебная группа имеет возможность в любой момент сравнить свои результаты с результатами других групп и определить свое место в рейтинге.
Итоговый подсчет результатов осуществляется путем сложения баллов по каждому направлению деятельности. Все данные заносятся в сводную таблицу. Результаты конкурса анализируются, обобщаются и обсуждаются на общем собрании студентов. По итогам конкурса «Самая лучшая группа» определяется группа-победительница, которая награждается трехдневной поездкой на Полярный Урал.
Опыт показал, что система контроля всех видов деятельности активизирует работу студенческих групп по своевременной сдаче практических и лабораторных работ, зачетов, исследовательских работ, что способствует равномерной работе в течение семестра без стрессовых ситуаций, дает возможность правильно и быстро оценивать образовательную деятельность каждого студента, своевременно принимать меры по выявлению проблем и  причин их возникновения, помогать в их разрешении.
Такая форма организации деятельности студентов стимулирует к проявлению творчества, вовлечению большего числа студентов в работу кружков, секций, объединений, органов студенческого самоуправления, повышает качество подготовки и проведения мероприятий различного уровня и направленности, что в конечном итоге является ярким показателем сплоченности студентов группы и эффективности их деятельности.
Конкурс дает возможность влиять на повышение учебной мотивации, уровня воспитанности, способствует развитию управленческих качеств, активной жизненной позиции, что является основой профессионально важных качеств будущего педагога.
Новизна и особенность данного конкурса заключается в том, что он длится на протяжении всего учебного года и охватывает все субъекты образовательного процесса.
Анализ деятельности колледжа за последние года, отзывы работодателей, преподавателей и студентов дают основание утверждать, что прогноз результатов при внедрении конкурса в настоящее время подтвердился и имеет практическое значение для образовательных учреждений любого уровня и типа.

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru