Меню
Оценка качества деятельности руководства начального и среднего профессионального образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И СВЯЗЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СЫЗРАНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Незговоров А.В., Пидодня Т.Е. (ФГОУ СПО «СПК», Сызрань),
е-mail: gou-spo-spc@yandex.ru

Статья

Учебное заведение среднего профессионального образования «Сызранский политехнический колледж» (далее Колледж), как и все учебные заведения имеет списочный состав сотрудников в соответствии со штатным расписанием:  директора, заместителей директора, руководителей структурных подразделений, преподавателей, вспомогательный персонал и т.д. Коллектив, как правило, небольшой – все друг друга хорошо знают, по всем вопросам обращаются к директору. Директор выслушивает сотрудников, решает их проблемы, помогает им в сложившихся ситуациях. Так было всегда, но правильно ли это?
Данная проблема была поставлена на одном из производственных совещаний при директоре, обсуждая которую, было принято решение разработать четкую схему взаимоотношения и связей  Колледжа (Рисунок 1) и провести эксперимент организации работы по разработанной схеме. Проблему сформулировали так: «Влияет ли организация структуры взаимоотношений и связей на качество организации работы и качество подготовки специалистов по образовательным программам, реализуемым Колледжем?».
После разработки схемы взаимоотношений и связей Колледжа появилась необходимость определить круг обязанностей директора, заместителей директора и руководителей структурных подразделений.
В круг профессиональных обязанностей каждого руководителя входит работа с людьми. Работа с людьми является осознаваемой или неосознаваемой необходимостью, потребность во взаимодействии с ними в первую очередь определяется позиция руководителя, но она не должна отвлекать руководителя от решения вопросов качественной организации деятельности всех структур и подразделений учебного заведения. Руководитель должен видеть перспективы работы всех подразделений и учебного заведения в целом.  


1

 

Рисунок 1 – Схема взаимоотношений и связей подразделений Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сызранский политехнический колледж»


   Помимо специальных функций, связанных с решением задач проектирования и планирования, ресурсного обеспечения и организации работы, технологии и анализа ее хода и результатов, с принятием управленческих решений, основанных на прямой и обратной информации, есть еще взаимодействие с сотрудниками.
Работа с людьми не является второстепенной или пущенной на самотек, а продуманная, целенаправленная, систематическая, а значит, предлагающая осознание ее важности и требующая внутренней готовности к ней.
Заместители директора – это не просто группа людей, которых объединяет штатное расписание Колледжа, т.е. формально функционирующая структура. Заместители директора – это рабочая команда. Всякая рабочая команда, будь то группа, бригада, иной коллектив, объединение, члены которого связаны не только общей деятельностью, но и определенной системой отношений, это люди разного возраста, с разным образованием, стажем работы и квалификацией, жизненным опытом, с разными характерами, ценностными ориентациями и самооценкой. Команда должна управлять коллективом сотрудников. Среди сотрудников формируются объединения теми или иными признаками группы, часто неоднозначно друг к другу относящиеся, со своими лидерами, которые стали таковыми по разным причинам.
Профессиональная среда активно влияет (это влияние продолжается и за пределами учреждения) на всех ее субъектов, в том числе и на руководителя. Взаимодействия эти – положительные или отрицательные – вызывают ответную реакцию. В каждый момент она определяется ситуацией, настроением, отношением к источнику. Возникает вероятность необъективности, предвзятости, а то и конфликтов, враждебности, что негативно сказывается и на внутриколлективных отношениях, и на ходе и результатах совместной деятельности, и на личном и профессиональном самочувствии руководителя.
Чтобы предупредить нежелательное развитие событий, ему необходимы хотя бы элементарные психологические знания, желание и умение ими руководствоваться, понимать и использовать прикладной характер этих знаний: осуществлять дифференцированный подход при взаимодействии с разными группами и индивидуальный – в работе с сотрудниками, требующими такого подхода.
В качестве ведущей стратегии целесообразна ориентация на позитивные возможности: знания, отношения к делу, умение жить в данном коллективе. Заслуженное, адекватное и публичное поощрение не вызывает, как правило, недоумения и зависти, обиды и протеста коллектива, а напротив, стимулирует и того, кого поощряют, и его коллег на дальнейшую совместную работу, создавая положительную, творческую атмосферу. Если таковой атмосферы в течение длительного периода времени достичь не удается, то надо строго и, главное, честно разобраться в происходящем, чтобы вместе с коллегами решить общую проблему, возникающую из-за волюнтаризма или самодовольства одних, безответственности и недисциплинированности других, равнодушия и пассивности третьих.
При взаимопонимании сотрудников, при их активном участии в решении общих и частных проблем, т.е. при самых благоприятных условиях, ведущая роль принадлежит руководителю. Главным фактором неизменно выступает его личный пример, ибо он интегрирует в себе человеческое и профессиональное начала в их неразрывности и неисчерпаемости, а потому уникальности возможностей влияния на других людей. Способность содержательно и ненавязчиво, не поучая, показать на личном примере – важнейшее качество руководителя, условие его успешной деятельности.
Профессионал, а тем более руководитель – всегда педагог: он учит, воспитывает и коллег, и себя.
Основной деятельностью любого учебного заведения является организация и осуществление  учебного процесса по образовательным программам специальностей. На первое место выходит учебная работа, а значит и структурное подразделение заместителя директора по учебной работе. Учебная работа не может осуществляться без учебно-производственной, т.к. подготовка специалистов требует практического применения знаний в среде будущей профессиональной деятельности студентов. Обучая мы воспитываем и воспитывая – обучаем. Студенты должны быть подготовлены не только к профессиональной деятельности, но и к жизни в социуме. Структуры заместителей директора по учебно-производственной и воспитательной работе не менее важные, но их деятельность должна согласовываться с учебным процессом.
Важнейшим моментов в схеме взаимоотношений и связей является разработка положения каждого структурного подразделения. Например, заместитель директора по воспитательной работе организовывает свою работу в соответствии с Положением о воспитательной работе № 7/19-22в от 31.08.2007 г. и должностной инструкцией № 7/19-37в от 19.10.2007 г.
Далее разрабатывались должностные инструкции всем участникам, организующим  деятельность в структурных подразделениях: Должностная инструкция преподавателю № 7/19-36в от 19.10.2007 г., Должностная инструкция председателю цикловой комиссии № 7/19-44в от 30.10.2007 г., Должностная инструкция классному руководителю № 7/19-45в от 30.10.2007 г. и т.д.
Каждый сотрудник четко знал – к кому он должен обращаться, и по какому вопросу. Отпала необходимость отвлекать директора и его заместителей по каждому малозначимому вопросу. Преподаватели решали свои вопросы с председателями цикловых комиссий, классные руководители с заведующими отделениями, мастера производственного обучения с заведующим мастерскими и т.д.
У заместителей директора появилось время не только на организацию работы своих сотрудников, но и на анализ их работы. Например, заместитель директора по учебной работе анализирует работу цикловых комиссий в динамике из года в год (Таблица 1), а каждого преподавателя в динамике по семестрам (Таблица 3). По данным таблиц строятся графики, на которых наглядно видна динамика работы цикловых комиссий (Таблица 2) и преподавателей (Таблица 4).
Результаты полученных данных обсуждаются на заседаниях методического совета, в состав которого входят председатели цикловых комиссий, которые в свою очередь обсуждают данные с членами своих комиссий, делают выводы, принимают решения, вносят коррективы в планы дальнейшей работы.
Таблица 1
Динамика учебной работы цикловых комиссий
В процентах (%)

 

 

Цикловая комиссия

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Успева
емость

Качество знаний

Успева
емость

Качество знаний

Успева
емость

Качество знаний

1

ОГСЭ

81

41,8

92,7

46,3

90,3

49,9

2

ЕН

93,5

45,6

93,2

53,4

91,9

54,4

3

ФП и ЭБУ

88,9

57,1

90,6

69,6

99,6

74,9

4

ЛП и СП

74,4

39,4

73,8

37,2

86,2

39,1

5

ТМ и АТП

71,1

28,4

72,6

44,1

84,2

54

6

ВТ

82,8

40,2

87,4

46,7

87,2

60,9

Таблица 2

 

 

Цикловая комиссия

 

Динамика учебной работы

 

 

 

3

 

ФП и ЭБУ

2

 

 

 

 

6

 

 

230105 ВТ

3

Таблица 3
Динамика качества работы преподавателей
В процентах (%)

 

 

Преподаватель

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2 семестр

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

Успева
емость

Кач. знаний

Успева
емость

Кач. знаний

Успева
емость

Кач. знаний

Успева
емость

Кач. знаний

Успева
емость

Кач. знаний

1

ФИО 1-го

85,2

47,2

95

61

98

52

95,5

62

92

63,5

2

ФИО 2-го

92,9

40,4

85

43

91,6

40,6

85

47

92

42

3

ФИО 3-го

94,8

56,4

96

52

94

49,5

88

54

86

61

4

ФИО 4-го

97,7

72,5

97

86

100

82

93

81

98

85

5

ФИО 5-го

88,3

55,8

95

56

90

55,5

95

61

92

60

6

ФИО 6-го

92,7

50,9

100

48

95,7

48,3

93

49

93,5

50

7

ФИО 7-го

99

48,8

96

35

93,5

42,5

96

59

88

54

Таблица 4


Преподаватель

Динамика качества работы преподавателя

 

 

1

 

 

ФИО 1-го

4

 

 

2

 

 

ФИО 2-го

5

По результатам динамики работы цикловых комиссий (Таблица 2, Таблица 3) проводится сравнительный анализ (Рисунок 1) учебной работы цикловых комиссий.
6
7
Рисунок 1 - Сравнительные характеристики учебной работы цикловых комиссий
Эксперимент по введению четкой схемы взаимоотношения и связей дал следующие результаты:

  1. динамика квалификационных испытаний выпускников положительная;
  2. динамика успеваемости и качества знаний студентов Колледжа положительная;
  3. динамика качества работы преподавателей и цикловых комиссий положительная;
  4. появился интерес у преподавателей и студентов к научно-исследовательской деятельности (публикуются статьи в сборниках научных работ) и т.д.

     Полученные результаты дали однозначный ответ на вопрос: «Влияет ли организация структуры взаимоотношений и связей на качество организации работы и качество подготовки специалистов по образовательным программам, реализуемым Колледжем?» - «Да». Организация работы по разработанной структуре, положениям по организации работы структурных подразделений, обществ и советов и четким должностным инструкциям дает  положительные результаты, повышает престиж учебного заведения – Колледж занесен во Всероссийский Национальный регистр «Сто лучших ССУЗов России»,  www/ros-vel.ru в рубрике «Элита Образования России».

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

 

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru