Меню
Использование информационных технологий в оценке качества ПО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Азаренкова Н.В., Куксина Н.М.
                    Смоленский промышленно-экономический колледж

e-mail: spek@spek.keytown.com

Статья

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства как необходимое условие модернизации системы отечественного образования. В России на сегодняшний день система оценки качества образования только складывается. Качество образования понимается как «соответствие норме» в подготовке бакалавров, специалистов и магистров, а норма – требуемый уровень знаний и навыков – зафиксирована, прежде всего, в государственных образовательных стандартах Министерства образования РФ.
Качество образования – многомерное понятие и лучше вообще говорить не о качестве, а о качествах различных сторон образовательного процесса (кадрового потенциала, методического обеспечения, учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы, итоговой подготовки выпускников и т.д.).
Наиболее значимым критерием, обуславливающим качество подготовки специалистов, является качество преподавательского состава.
Под качеством преподавательского состава в самом широком смысле следует понимать, прежде всего, квалификацию преподавателей. Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Очень важно, чтобы преподаватели обладали полным знанием и пониманием преподаваемого предмета, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного контекста, и имели обратную связь с обучаемыми. Преподавательскому составу должны предоставляться возможности повышать профессиональную квалификацию, и должны поощрять самосовершенствование. Учебные заведения должны предоставлять преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможности развивать умения до приемлемого уровня и обладать средствами лишения таких преподавателей права на преподавание, если преподаватель продолжает демонстрировать свою недостаточную компетенцию.
С этой  целью в колледже используется многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров, которая включает разнообразные формы и виды деятельности, осуществляющиеся в рамках методической службы колледжа и вне ее: проведение постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам образования, работа проблемных семинаров, которые организуются на основе изучения образовательных потребностей и затруднений педагогов, индивидуальные тематические консультации,  творческие группы по освоению и внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий, стажировки на предприятиях и в организациях города в рамках специальностей и т.д. Целью подобной деятельности является создание условий для реализации индивидуальной программы развития профессиональной культуры преподавателя  на основе образовательных потребностей и выявленных затруднений в профессиональной деятельности.
Отправной ступенью в данной системе является управление самообразованием преподавателей, которое осуществляется в рамках деятельности кафедр.
На каждого преподавателя под руководством заведующего кафедрой разрабатываются программы самообразования. Разработка программ начинается с аналитической деятельности заведующего кафедрой и каждого преподавателя по выявлению проблемного поля. С этой целью используется компьютерная программа самодиагностики профессионального уровня преподавателя. Самодиагностика способствует выявлению профессиональных затруднений педагога, развивает его рефлексивные способности, позволяет спланировать работу по самообразованию и как результат - подняться педагогу на качественно новую ступень в своем профессиональном саморазвитии и повысить профессиональную культуру. Управление самообразованием начинается с анализа педагогических затруднений преподавателя. Самодиагностика уровня профессионального мастерства проводится в форме тестирования на индивидуальной странице преподавателя, доступ к которой имеет сам преподаватель и заведующий кафедрой.
Оценке подлежат такие блоки профессиональной компетентности, как научно-теоретическая, методическая, психолого-педагогическая подготовка преподавателя и готовность к осуществлению воспитательной деятельности. Общие показатели оценки данных видов деятельности включают определенный набор требований (например, по научно-теоретической подготовке - это владение основными закономерностями науки,    ориентация в отборе содержания обучения, представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета и др.,).
Каждый  показатель рассматривается на трех уровнях: «владею хорошо», «владею на уровне обобщения», «испытываю затруднения».
По результатам самодиагностики  программа выводит индивидуальные графики по каждому параметру, на основе которых можно судить о достижениях и барьерах в профессиональной деятельности преподавателя. На графиках можно увидеть динамику роста профессионального развития преподавателя по годам. После того, как преподаватель осуществил самодиагностику, мы видим картину педагогических затруднений по каждому из разделов блока.
Кроме того, программа  выводит  результаты по всем преподавателям колледжа (кто из преподавателей «испытывает затруднения», «владеет хорошо», «владеет на уровне обобщения» и по какому параметру). Также выводится общий график состояния уровня профессионализма по кафедре (показатели - секторы «затруднений», владения материалом «хорошо», владения материалом «на уровне обобщения» Каждый сектор обозначен цветом).


Количество прошедших самодиагностику -  9

Диагностические параметры

2009-2010

 

 

Испытываю затруднения
%

Владею хорошо
%

На уровне обобщения
%

Научно-теоретическая подготовка

1

Владею основными закономерностями науки

0

88,89

22,22

2

Ориентация в отборе содержаний обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов.

0

77,78

33,33

3

Понимание логики науки

0

88,89

22,22

4

Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета

0

66,67

44,44

5

Представление о роли и месте современных достижений науки и практики в обучении

22,22

55,56

33,33

6

Освоение новшеств

11,11

77,78

22,22


Произведя комплексный анализ полученных результатов, по уровню сформированности профессиональной культуры преподавателя выделяем следующие группы: 1 группа - большинство показателей «владею на уровне обобщения» - это преподаватели, обеспечивающие высокое качество педагогического труда. Данные преподаватели работают «на доверии». Они являются непосредственными помощниками заведующего кафедрой и привлекаются для работы в творческой группе, для подготовки и участия в заседаниях кафедры, работе семинаров- практикумов. Показателем их уровня профессионализма является участие в работе научно-методического совета колледжа, педагогических советов, заседаний кафедры. Их программы повышения педагогического мастерства - наиболее сложные.
2 группа - большинство показателей «владею хорошо» - преподаватели со сложившимся стереотипом профессиональной деятельности. Это проявляется в знании теоретических основ дисциплины, методов науки преподаваемой дисциплины, истории развития науки и методов ее достижений. Методическая подготовка преподавателей этой  группы характеризуется знанием содержания образования по дисциплине, пониманием целей и задач профессионального обучения, умением структурировать учебный материал и выделять ведущие ЗУНы. Психолого-педагогическая подготовка данной группы преподавателей базируется на научных знаниях о закономерности познания, роли психодиагностики, представлении об учебном занятии как психолого-педагогической системе. Несмотря на очевидно благополучную картину данная группа - своеобразная группа «риска». Для того, чтобы преподаватели не останавливались на достигнутом и двигались вперед в своем развитии, данная группа нуждается в формировании проблемного сознания. Доминантой в их работе является наставничество.
3  группа - имеются показатели «испытываю затруднения». Это, как правило, преподаватели с несложившимся стереотипом профессиональной деятельности. Эта группа нуждается в систематической поддержке как заведующего кафедрой, так и опытных преподавателей.
На основе полученных результатов самодиагностики преподаватель под руководством заведующего кафедрой планирует программу самообразования, а заведующий кафедрой - работу семинара-практикума на учебный год.
Проблемой в работе  с преподавателями является  то, что не все преподаватели в системе СПО имеют педагогическое образование. Преподаватели, не имеющие специального педагогического образования, и преподаватели, которые имеют педагогическое образование, но испытывают затруднения по какому-либо из разделов блока, отсылаются к банку данных, который позволяет преподавателю получить квалифицированную помощь. Материал для самообразования представляет собой разработанные дидактические модули, которые содержат вопросы, касающиеся когнитивной сферы личности, и сведения по педагогике и методике. Материал представлен разными темами, каждая из которых содержит контрольные вопросы и проблемы для разрешения. К каждой индивидуальной консультации, проводимой ежемесячно заведующим кафедрой, преподаватель должен отработать определенный раздел и отчитаться - подготовиться к собеседованию. Для преподавателя это возможность получить грамотную консультацию, а для заведующего кафедрой -  это  момент контроля и коррекции усвоения знаний. Эта программа дает возможность преподавателю как отвечать на все вопросы в электронном колледже самостоятельно, так и на индивидуальной консультации. И в том, и в другом случае преподаватель получает возможность консультации, а заведующий кафедрой осуществляет обучающий контроль и коррекцию.
Кроме самодиагностики, в ходе реализации программы повышения педагогического мастерства проводятся такие рейтинговые мероприятия, как проведение открытых занятий, индивидуальные консультации, анкетирование, посещение занятий, участие в заседаниях кафедры, выступления на Круглых столах, участие в общеколледжных и городских конференциях, написание статей в журналы.
Компьютерная программа самодиагностики профессионального уровня преподавателя дает возможность  организовать работу по самообразованию преподавателей в индивидуальном режиме; использовать данную информацию многоаспектно и оперативно; рационализировать использование времени заведующего кафедрой, что позволяет больше времени отводить на коррекцию и контроль при личном общении.
Таким образом, можно констатировать наличие системного подхода к методической работе на кафедре, причем ее личностная ориентированность и четкое конкретное планирование осуществляется на основе самодиагностики профессионального уровня преподавателя.

links

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества образовательного процесса

Интернет-конференция по направлению:

Оценка качества воспитательной деятельности

Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru